Виды уа и их классификация
Экономический анализ условно подразделяется на управленческий и финансовый. При проведении управленческого анализа осуществляется не только производственный анализ, базирующихся на данных управленческого учета, но и финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый анализ проводимый внутри предприятия может использовать в качестве источника любую информацию, глубоко исследует причины сложившегося финансового положения, эффективность использования активов предприятия, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и дохода. При проведении управленческого анализа практически осуществляется комплексный экономический анализ и оценка эффективности всей деятельности хозяйствующего субъекта.
Его особенностями являются: ориентация результатов анализа на свое руководство;
использование всех источников информации для анализа;
отсутствие регламентации анализа со стороны;
комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Финансовый анализ может быть как внутренним, так и внешним. Внешний анализ осуществляется на основе данных публичной финансовой отчетности и проводится в основном за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.
Финансовая отчетность- это отчетность, публикуемая в специальных справочниках, финансовых газетах и бюллетенях для ознакомления акционеров, широкой общественности, банков, страховых компаний и правительственных органов с положением дел на предприятии, с его финансовым состоянием и результатами хозяйственной деятельности за отчетный период.
К выполнению внешнего финансового анализа привлекаются специалисты- аналитики, являющиеся посторонними лицами для предприятия и потому не имеющие доступа к внутренней информационной базе предприятия.
Его особенностями являются: множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
Разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
Наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
Ориентация анализа на публичную отчетность предприятия;
Ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
Максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Сравнительная характеристика видов анализа
Область сравнения | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
Пользователи информации | Внутренние, сторонние, заинтересованные | Руководители предприятия и его подразделении |
Объекты анализа | Предприятие как единое целое | Предприятие как единое целое и его различные сегменты |
Источники информации | Финансовая отчетность | Комплекс экономической информации |
Единицы измерения для расчета показателей | Денежная форма | Любые направления и денежные единицы |
Периодичность анализа | Составление отчетности (год, квартал) | По мере необходимости и для внутренних регламентаций |
Доступность результатов информации | Доступна для всех | Строго конфиденциально (коммерческая тайна). |
Метод анализа, его характерные черты.
Метод экономического анализапредставляет системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Характерные черты:
- Необходимость постоянных сравнений; н\р фактические результаты сравниваются с результатами прошлых лет.
- Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.
- Изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. н\р чистый доход зависит от количества проданных товаров, их цены, от контингента покупателей, в то же время платежеспособность покупателей зависит от их з\п, занимаемой должности и т.д.
Анализ способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е., обеспечивать измерение влияния влияние факторов на результаты деятельности. н\р если результативный фактор ФОТ, то ему влияет з\п 1-го раб, ССЧР.
Каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Разработка и использование системы показателей.
Методика УА
В управленческом анализе методикапредставляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.
Различают общую и частные методики анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях. Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.
Основные две элементы методики управленческого анализа:последовательность выполнения аналитической работы и способы исследования изучаемых объектов.
Организационные этапы выполнения аналитической работы:
1.уточнение объекта, цель и задачи анализа, составление плана аналитической работы
2. разработка систем синтетических и аналитических показателей
3. сбор и подготовка информации к анализу
4. сравнение фактических результатов с показателями плана отчетного года
5. выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства
6. оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
5.Методика факторного анализа
Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателям. Показатели, определяющиеповедение результативного признака, называются факторными. Например: на величину прибыли от основной деятельности непосредственное влияние оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, отпускные цены и себестоимость продукции.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:
детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
одноступенчатый и многоступенчатый;
статистический и динамичный;
ретроспективный, перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной зависимости с изменением аргкмента всегда происходит соответствующее изменеие функции, то при корреляционной связи изменеие аргумента может дать несколько значенийприроста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру: производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ – от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Одноступенчатый используется для исследования факторов только одного уровня подчинения без их детализации на составные части. н\р у=а*в. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и в на составные элементы с целью изучения их сущности.
Статистический анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Динамический факторный анализпредставляет собой методику исследования причинно- следственных связей в динамике.
Ретроспективный анализ изучает причины изменения результатов хоз. деятельности за прошлые периоды, перспективный- исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.