Статистика трудовых конфликтов
Статистика трудовых конфликтов как составная часть статистики труда является сравнительно новым разделом отечественной статистики, так как до недавнего времени существовавшие юридические нормы не позволяли организациям предпринимателей и трудящихся разрешать противоречия, возникающие по вопросам трудовых отношений, путем забастовок либо локаутов.
Статистика трудовых конфликтов, которая в настоящее время существует в России, базируется на международных статистических нормах, последняя пересмотренная редакция которых была принята 15-й Международной конференцией статистиков труда в 1993 г.
Трудовой конфликт – это ситуация, при которой между наемным работником и работодателем возникает несогласие по определенным вопросам.
Различают следующие виды трудовых конфликтов:
1) трудовые конфликты без остановки работы. В этом случае конфликтующие стороны выдвигают свои требования, которые разрешаются путем переговорного процесса, либо организуют действия, которые проводятся во внерабочее время и способствуют разрешению конфликта. Такими действиями являются митинги, демонстрации, голодовки, создание забастовочных комитетов, объявление предзабастовочной готовности и другие действия, которые побуждают конфликтующие стороны разрешить трудовые конфликты за столом переговоров;
2) трудовые конфликты с остановкой работы. Различают два вида таких конфликтов: забастовки и локауты.
Забастовка — это временное прекращение работы одной или несколькими группами трудящихся с целью навязать свои требования или противостоять им, либо выразить недовольство, либо поддержать требование или недовольство других трудящихся.
Локаут — это полное или частичное закрытие одного или нескольких мест работы, либо попытка воспрепятствовать нормальной трудовой деятельности работников одним или несколькими работодателями с целью навязать требования или противодействовать им, либо поддержать требования или недовольство других работодателей.
Трудовые конфликты классифицируются по причинам, вызывающим трудовые конфликты. Выделяют две группы конфликтов.
Во-первых, конфликты, возникающие в результате коллективных переговоров между представителями предпринимателей и организациями трудящихся, которые зашли в тупик по вопросам:
а) заработной платы, премий и другим вопросам оплаты труда;
б) условий труда (продолжительность рабочего времени, организация труда, техника безопасности и др.);
в) занятости (кадровая политика, передвижение персонала, закрытие предприятий, классификация персонала, например, кого относить к занятым на подземных работах, к занятым разъездным характером работы и др.);
г) профсоюзной деятельности.
Во-вторых, конфликты, которые возникли не в результате разработки коллективных трудовых договоров, а по следующим причинам:
а) оплата труда (несвоевременность выплаты зарплаты, индексация зарплаты, связанная с инфляционными процессами, и др.);
б) условия труда (изменение продолжительности рабочего времени, техника безопасности);
в) занятость (массовые увольнения, закрытие предприятий, отправление в административные отпуска без компенсации);
г) поддержка других групп трудящихся без выдвижения требований к Своим работодателям;
д) протест (против экономической или социальной политики правительства) или выдвижение политических требований;
е) другие причины.
Данные о трудовых конфликтах собираются ежемесячно. При этом Учитываются:
число забастовок и локаутов;
количество предприятий и организаций, вовлеченных в трудовой конфликт;
число трудящихся, вовлеченных в трудовой конфликт.
Данные о трудовых конфликтах собирают ежемесячно и при этом учитывают:
1) общее число трудовых конфликтов;
2) число предприятий, вовлеченных в трудовой конфликт;
3) численность работников, вовлеченных в трудовой конфликт;
4)продолжительность трудового конфликта.
Для сопоставления данных о трудовых конфликтах на международном уровне рекомендуется применять следующие показатели:
1) потери рабочего времени в результате конфликтов в расчете на 1000 работников:
2) число вовлеченных в конфликт трудящихся в расчете на 1000 трудящихся:
.