История государственного пожарного надзора воронежской области
История ГПС Воронежской области
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года - первый документ, положивший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашей страны. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области предупреждения пожаров.
25 июня 1928г. издается приказ ВСНХ РСФСР № 671 «О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства». В данном приказе отмечалось: «... Признавая пожарную охрану промпредприятий делом первостепенной важности и считая необходимым при разработке проектов нового промышленного строительства или при перестройке существующего иметь в виду обязательное осуществление противопожарных правил...».
В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию. Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников. Кроме этого создавались учебные команды, курсы переподготовки начсостава, курсы подготовки комсостава для сельской местности.
Деятельность ЦПО по созданию нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, научно-техническая политика, пропаганда вопросов пожарной безопасности, значительно усилили работу государственного пожарного надзора, подняв эффективность работы много выше периода создания. И в этот этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед государственным пожарным надзором, были выполнены.
Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая - количество пожаров в стране - самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора - к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза - с 150580 до 100403.
Большая профилактическая работа проводилась на объектах народного хозяйства. Так, 4 марта 1935 года был издан приказ №171/с «О мерах по обеспечению пожарной безопасности на промпредприятиях», в котором указывалось на необходимость проверять промышленные предприятия не реже трех раз в месяц, не ограничиваясь одним перечислением недостатков, а выявлять конкретных виновников не исполнения профилактических предложений и привлекать к уголовной ответственности через прокуратуру.
По итогам работы лучшие сотрудники награждались патефонами, велосипедами, часами, радиоприемниками, малокалиберными винтовками и денежными премиями.
Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности осуществлению мероприятий по контроль подготовке заключений по проектам и типа противопожарного оборудования и ряд других. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет.
Социальные корни причин возникновения пожаров - небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство - были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.
С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.
Проводится гигантская пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищаются от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий; ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбираются и сносятся.
Самоотверженную работу в военное время продемонстрировали работники государственного пожарного надзора в тылу, где в это время сконцентрировалась промышленность и значительно увеличилась численность населения.
Впервые послевоенные годы пожарная охрана испытывала острый дефицит квалифицированных кадров, который удалось ликвидировать лишь спустя несколько лет.
Для оказания помощи работникам государственного пожарного надзора приказом НКВД СССР от 10.03.1945 г. № 046 созданы первые подвижные пожарные лаборатории (далее - ППЛ) в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска, основными направлениями которой являлись: - оказание повседневной оперативно-исследовательской помощи местному гарнизону пожарной охраны и следственным органам; - изучение явлений, происходящих на пожарах и анализ боевого использования пожарной техники; - выполнение специальных тематических работ, главным образом, по материалам, накопленным лабораторией при исследовании пожаров. С первого выезда в январе 1946 года сотрудники ППЛ собирали и систематизировали фактический материал по исследованию пожаров, изучению причин их возникновения, поведению конструкций при тепловом воздействии. Полученные данные использовались для практических рекомендаций по снижению пожарной опасности объектов, различных изделий, приборов, установок, а также при разработке нормативно-технической литературы.
С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия. Под руководством начальника отдела Рассадкина И.Д. было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.
Первый руководитель УПО Воронежской области Крючков Н.Д.
С 1943 по 1961 заместитель начальника УПО по ГПН Рассказовский Б.А.
С 1943 по 1959 начальник отдела ГПН Михайлов А.В.
С 1960 по 1963 год заместитель начальника УПО – начальник отдела ГПН Ивлиев А.Т.
С 1963 по 1973 год заместитель начальника УПО по ГПН Мельников Б.С.
С 1966 по 1971 год начальник отдела ГПН Власов С.М.
С 1972 по 1975 год начальник отдела ГПН Морозов Н.А.
С 1975 по 1982 год начальник отдела ГПН Савин А.В.
С 1982 по 1994 год начальник отдела ГПН Языков П.И.
С 1975 по 1983 год заместитель начальника УПО по профилактике Кранин В.И.
С 1983 по 2010 год руководил государственным пожарным надзором области полковник внутренней службы Строгонов А.П.
С 2010 года заместитель начальника Главного управления – начальник управления (главный государственный инспектор Воронежской области по пожарному надзору), полковник внутренней службы Концов Л.И.
До 1966 года в районах было по 1-2 инспектора при …
В 1966 году создавались инспекции …
1983 год – в УПО отдел по ГПН состоял из 15 человек, делился на:
- нормативно-техническое отделение;
- отделение по работе с сельскими районами;
- отделение по особо важным объектам;
- группа статистики;
- дознаватель;
- пропагандист;
В городских районах в штатах СВПЧ состояли районные инспекции в среднем из 10 человек, которыми руководил заместитель начальника СВПЧ по ГПН.
В 10 крупных районах области инспекции ГПН численностью 5 человек.
В остальных районах области в среднем по 4 человека.
1991 год - подотдел госпожнадзора, противопожарной и аварийно – спасательной службы УВД Воронежского облисполкома
1992 год - государственная инспекция пожарного надзора
1994 год – отдел ГПН
2005 год - Управление ГПН
На сегодняшний день штатная структура управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области включает в себя аппарат управления в количестве 31 сотрудника, а также 24 территориальных отдела и 15 территориальных отделений НД.
Общая штатная численность 321 единица.
Управление НД состоит из:
- отдела государственного пожарного надзора;
- отдела нормативно – технического, лицензирования и сертификации;
- отдела дознания;
- отделения административной практики;
- отдела государственного надзора в области ГО и ЗН и Т от ЧС.