II. Тематика бакалаврских работ
Формирование тематики бакалаврских работ и выдача студентам тем начинается после завершения летней экзаменационной сессии третьего курса.
Бакалаврские работы носят квалификационный и аттестационный характер, поэтому темы работ должны:
– отвечать требованиям актуальности;
– обеспечивать самостоятельность выполнения работы;
– предусматривать необходимость критической проработки достаточно большого объема научной литературы;
– обеспечивать обязательность использования при подготовке работы знаний, приобретенных при изучении профессиональных дисциплин;
– иметь научную и практическую значимость.
Закрепление тем бакалаврских работ производится по личным заявлениям студентов, представляемым на имя заведующего соответствующей кафедры.
III. Научное руководство бакалаврской работой
Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель. Научными руководителями и консультантами выпускных квалификационных работ должны быть профессора и доценты, штатные или работающие на условиях совместительства, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук.
Обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы:
– оказание помощи студенту в выборе темы выпускной квалификационной работы и разработке плана ее выполнения; в выборе методики проведения исследования;
– консультирование по подбору литературы и фактического материала;
– систематический контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с разработанным графиком;
– оценка качества выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (отзыв научного руководителя).
Научный руководитель выпускной квалификационной работы контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты.
Студент-бакалавр не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем о выполнении задания.
Научный руководитель имеет право не допустить студента до защиты в случае систематического нарушения студентом плана подготовки бакалаврской работы и невозможности контроля за ходом выполнения работы по вине студента.
После завершения студентом выпускной квалификационной работы научный руководитель даёт письменный отзыв.
Решение об изменении темы принимается кафедрой и деканатом в исключительных случаях на основе рассмотрения письменного заявления студента с обоснованием причин смены темы бакалаврской работы.
Контроль работы студента, проводимый научным руководителем, дополняется контролем со стороны выпускающей кафедры и деканата.
Выпускающая кафедра контролирует выполнение студентом календарного плана подготовки выпускной квалификационной работы, регистрируют дату допуска готовой ВКР к защите и дату получения рецензии. Деканат контролирует выполнение студентом календарного плана подготовки ВКР, получая эти сведения от выпускающей кафедры.
IV. Структура и объем бакалаврской работы
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Основная часть (главы, параграфы)
5. Заключение
6. Список источников и литературы
7. Приложения (если есть)
Рекомендуемый объём выпускной квалификационной работы бакалавра от 40 до 50 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.
V. НАПИСАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
Первый этап.
Составление рабочего плана
Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом под руководством научного руководителя. (см. Приложение 14)
Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При его составлении следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены. Данный вариант плана бакалаврской работы должен быть составлен не позднее, чем через два месяца после утверждения темы.
Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в которой может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане бакалаврской работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана бакалаврской работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.
Второй этап.
Подбор и ознакомление с литературой
По избранной теме
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.
При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки КГУ и других публичных библиотек Курска, а также использовать систему Internet.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:
1. Начинать следует с изучения монографий и журнальных статей, раскрывающих теоретические аспекты бакалаврской работы;
2. Детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе – выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала. Систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;
3. При изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в бакалаврской работе;
4. Изучая литературные источники, следует тщательно оформлять выписки, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;
5. Также следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираясь на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Третий этап.