Решение типовой задачи. Задание 4.2.2.1. Компания «Автоматика», как и любая другая компания
Задание 4.2.2.1. Компания «Автоматика», как и любая другая компания, желающая добиться успеха в мире современного бизнеса, с целью увеличения своей прибыли периодически проводит маркетинговые исследования, ориентированные на выявление изменений в предпочтениях потребителей, а также анализ динамики рыночной конъюнктуры. Данные, отражающие зависимость прибыли компании от расходов на маркетинговые исследования, представлены в табл. 4.2.2.1. Руководство этой компании заинтересовано в получении ответа вопрос: какой эффект дает дополнительной вложение в маркетинговые исследования одной тысячи рублей и каков средний лаг, существующий между вложением средств в маркетинговые исследования и получением прибыли от этих вложений.
Т а б л и ц а 4.2.2.1
Пе-риод | Прибыль компании, тыс. руб. | Расходы на маркетинговые исследования, тыс. руб. | Период | Прибыль компании, тыс. руб. | Расходы на маркетинговые исследования, тыс. руб. |
Решение с помощью табличного процессора Excel
1. Ввод исходных данных.
2. Преобразование исходных данных в новые переменные , и по следующим формулам:
;
;
;
и оформление результатов в виде табл. 4.2.2.2.
Т а б л и ц а 4.2.2.2
3. Расчет параметров линейной регрессии , , , по преобразованным данным с помощью пакета «Анализ данных» (см. Вывод итогов 4.2.2.1).
ВЫВОД ИТОГОВ 4.2.2.1 | ||||||
Регрессионная статистика | ||||||
Множественный R | 0,992168 | |||||
R-квадрат | 0,984398 | |||||
Нормированный R-квадрат | 0,980498 | |||||
Стандартная ошибка | 24,31472 | |||||
Наблюдения | ||||||
Дисперсионный анализ | ||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | ||
Регрессия | 447623,5 | 149207,8 | 252,3789 | 4,2E-11 | ||
Остаток | 7094,468 | 591,2057 | ||||
Итого | 454717,9 | |||||
Коэффи-циенты | Стандартная ошибка | t-статис-тика | P-Зна-чение | Нижние 95% | Верхние 95% | |
Y-пересечение | 31,6184 | 49,35158 | 0,640676 | 0,533777 | -75,9095 | 139,1463 |
Переменная X 1 | 5,933285 | 0,532509 | 11,14213 | 1,1E-07 | 4,773047 | 7,093522 |
Переменная X 2 | -3,19784 | 0,757169 | -4,22341 | 0,001182 | -4,84757 | -1,54811 |
Переменная X 3 | 0,63166 | 0,184014 | 3,43267 | 0,004961 | 0,230728 | 1,032593 |
Таким образом, построенная по преобразованным данным модель записывается в следующем виде:
.
4. Расчет оценок коэффициентов регрессии , , , исходной модели
;
;
;
;
;
.
Следовательно, модель с распределенным лагом имеет вид
.
5. Расчет долгосрочного мультипликатора
.
Мультипликатор показывает, что увеличение средств на проведение маркетинговых исследований на 1 тыс. руб. в настоящий момент времени через 4 периода приведет к увеличению прибыли на 16637 руб.
6. Расчет относительных коэффициентов регрессии
;
;
;
;
.
7. Расчет среднего лага
.
Таким образом, в среднем увеличении затрат на маркетинговые исследования приведет к увеличению прибыли компании через 1,6 периода.