Ввод и организация списка задач
Лабораторная работа №1
Управление проектами средствами Microsoft Project
Цель. Изучить возможности программы Microsoft Project при планировании инвестиционных и других проектов, приобрести навыки работы с программой.
Задание
1. Создание проекта средствами Microsoft Project. Создание календарей.
2. Построение диаграмм Ганта, сетевого графика и других представлений.
3. Выравнивание загрузки использования ресурсов.
Основные сведения
Управление проектами – это процесс планирования, организации и управления задачами и ресурсами с целью достижения определенной цели (обычно при наличии ограничений по времени, ресурсам или затратам). Независимо от сложности проекта, реализация любого проекта включает три основных этапа:
1. Построение плана.
2. Отслеживание хода выполнения проекта и управление.
3. Завершение проекта.
Составление плана проекта заключается в описании задач проекта, доступных ресурсов и определении взаимосвязей между ними с помощью назначений.
Планирование начинается с определения проекта, т.е. описания его ключевых характеристик. Затем составляется список фаз и задач, а также список необходимых для их выполнения ресурсов. Наконец, осуществляется распределение ресурсов по задачам (назначения), после чего проект оптимизируется, если длительность (или бюджет) оказывается больше ожидаемой.
Задачей называется работа, осуществляемая в рамках проекта для достижения определенного результата. Поскольку обычно проект содержит много задач, то для удобства отслеживания плана их объединяют в группы, или фазы. Совокупность фаз проекта называется его жизненным циклом.
Фазы могут состоять как из задач, так и из других фаз. При планировании работ нужно помнить, что чем детальнее составлен план проекта, тем он точнее (а значит, лучше). Поэтому в тех случаях, когда это возможно, стоит разбивать большие задачи на подзадачи (т.е. превращать задачи в фазы).
В MS Project выделяют особый вид задач – завершающие задачи или вехи (milestone). Вехой в плане проекта принято обозначать последнюю задачу фазы, в результате которой достигается некоторый промежуточный результат. Зачастую создают фиктивные завершающие задачи с длительность 0 дней, и ей не выделяют ресурсов. Она присутствует в плане исключительно для обозначения момента завершения фазы, что облегчает отслеживание плана проекта.
Длительность задачи – это период рабочего времени, необходимый для того, чтобы выполнить задачу (к сожалению, при подсчете длительности задачи MS Project не учитывает нерабочее время, например, выходные и праздничные дни).
Трудозатраты задачи – это общая требуемая для завершения задачи работа в человеко-часах (может измеряться в минутах, часах, днях, неделях или месяцах).
Величину трудозатрат следует отличать от длительности задачи. Например, при трудозатратах задачи в 48 часов длительность задачи будет 16 часов, если работу выполняет три человека, работая над задачей 8 часов в день.
Задачи в плане проекта взаимосвязаны. В MS Project существуют четыре типа зависимостей задач: Окончание-начало, Начало-начало, Окончание-окончание и Начало-окончание.
Под ресурсами в MS Project понимаются сотрудники, оборудование и материалы, необходимые для выполнения проектных задач. В MS Project есть два типа стоимости ресурсов: повременная ставка и стоимость за использование. Повременная ставка (rate) – это стоимость использования ресурса в единицу времени. Величина затрат за использование (cost per use) – это стоимость использования ресурса в задаче, которая не зависит от того, сколько времени задействован в задаче этот ресурс. У ресурса может быть указана стоимость как одного из двух типов, так и обоих. При определении общих затрат на использование ресурса в проекте MS Project определяет повременные затраты и затраты на использование и суммирует их.
Назначения объединяют в плане задачи и ресурсы, необходимые для ее выполнения, делая план целостным. Благодаря назначениям решается целый ряд задач планирования: 1) определяются ответственные за исполнение задач; 2) зная объемы используемых ресурсов, можно рассчитать общий объем времени использования каждого ресурса, а значит, и стоимости ресурсов для проекта; 3) определив стоимость участия всех ресурсов в проекте, можно подсчитать общую стоимость проекта. С помощью назначений можно оптимизировать общую длительность (или стоимость) проекта, перераспределяя ресурсы между задачами.
Проектным треугольником называют взаимосвязь времени, денег и объема работ (рис. 4.1). Если производится корректировка одного из этих элементов, она затрагивает и два других. Например, если требуется сократить длительность плана проекта, может потребоваться увеличение затрат и уменьшение объема работ. И хотя для проекта в равной степени важны все три элемента, обычно только один из них является определяющим и диктует решения по оптимизации или корректировке проекта.
Рис. 4.1. Проектный треугольник
Качество проекта, четвертый элемент проектного треугольника, находится в его центре, и изменения, вносимые в любую из сторон треугольника, практически всегда влияют на качество. Качество не является стороной треугольника – это результат ваших действий со временем, стоимостью и объемом работ.
Технология работы
Создание проекта
Рассмотрим возможности MS Project на примере создание проекта по проектированию счетчиков расхода тепловой и электрической энергии. Все данные, приведенные в задании, носят условный характер.
Запустите программу MS Project при помощи команды Пуск®Программы®Microsoft Project. При запуске MS Projectавтоматически создается новый проект.
E Среди панелей инструментов есть особая панель Консультант . При щелчке по любой из этих кнопок на боковой области в левой части окна MS Project отображается список возможных действий с выбранным объектом, что позволяет упростить работу с программой. Для быстрого создания нового проекта на панели Консультант нажмите кнопку Задачи и щелкните ссылку Определение проекта. Следуйте инструкциям в боковой области.
E Для создания нового проекта можно выполнить команду меню Файл®Создать… или нажать кнопку Создать .
Чтобы задать различные характеристики проекта, выполните команду меню Проект®Сведения о проекте…
E Обозначим дату начала проекта как Т. В дальнейшем при ссылке на дату начала проекта будем использовать это обозначение.
В окне Сведения о проекте… в качестве Даты начала задайте 1 января следующего года (например, 01.01.2006). Дата отчета Т+3 месяца. Планирование от:от даты начала проекта. Календарь Стандартный. Остальные данные не меняйте. Нажмите кнопку ОК.
E Если задано Планирование от даты начала проекта, то Дата окончания будет рассчитана в ходе планирования автоматически. Если задано Планирование от даты окончания проекта, то Дата начала будет рассчитываться в ходе планирования.
Для ввода ключевых сведений о проекте выполните команду меню Файл® Свойства. На вкладке Документ задайте: Название Производство счетчиков тепловой и электрической энергии; Автор <ваша фамилия>; Руководитель <ФИО>; Учреждение НГТУ; Ключевые слова счетчики, энергия, производство. На вкладке Прочие задайте: Цель Обеспечение счетчиками Сибирского региона, Почтовое отделение 630092. Самостоятельно добавьте свойство Адрес Новосибирск, пр. Маркса, 20. Нажмите кнопку ОК.
MS Project позволяет помимо использования трех стандартных календарей (Стандартный, Ночная смена, 24 часа), создавать собственные календари как для всей организации, так и для отдельных подразделений и сотрудников. Чтобы изменить стандартный календарь, выполните команду Сервис®Изменить рабочее время. Чтобы установить рабочее время с 8:30 до 17:30 с перерывом на обед с 12:00 до 13:00, выделите рабочие дни с понедельника по четверг в поле Выбор дат(ы), установите переключатель нестандартное рабочее время и задайте в первой строке С 8:30 По 12:00, а во второй строке С 13:00 По 17:30. Чтобы установить, что в пятницу рабочее время будет заканчиваться в 16:30, щелкните по кнопке Пт в поле Выбор дат(ы), установите переключатель нестандартное рабочее время и задайте время работы в полях С и По. Чтобы задать праздничные дни (1 и 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 7 ноября и 12 декабря с учетом переносов), щелкните по соответствующим дням и установите переключатель нерабочее время.
E После редактирования исправленные элементы выделяются подчеркиванием – дни недели, отдельные дни.
E В данной работе этого делать не надо! Если созданный календарь сохранить в глобальном шаблоне Global.MPT, то он будет автоматически включаться во все вновь создаваемые проекты. Выполнив команду Сервис®Организатор, на вкладке Календари можно скопировать (кнопка <<Копировать) календарь Стандартный в файл Global.MPT.
Самостоятельно создайте собственный календарь на основе стандартного календаря (команда Сервис®Изменить рабочее время, кнопка Создать…), назвав его Две смены и указав переключатель Создать копию календаряСтандартный. Укажите в новом календаре время работы с 8:30 до 23:30 с перерывами с 12:00 до 13:00 и 21:00 до 21:45. Рабочие дни с понедельника по субботу включительно.
2. Параметры календарного плана
Для настройки параметров календарного плана выполните команду Сервис®Параметры…, и на вкладке Планирование задайте следующие данные:
· установите флажок Показывать сообщения о планировании (разрешать MS Project сообщать о несоответствиях в плане проекта и давать полезные подсказки);
· Длительность вводится в днях и Трудозатраты вводится вчасах (в результате обозначения единиц будут подставляться автоматически);
· установите флажок Автоматическое связывание добавленных или перемещенных задач (существенно упрощает редактирование планов);
· установите флажокПоказывать наличие предварительных оценок длительности (в результате предварительные длительности задач помечаются вопросительным знаком);
· установите флажокНовые задачи имеют предварительные оценки длительности.
Чтобы MS Project подсказывал вам о возможных ошибках и способах ускорить ввод данных, включите режим подсказки (команда Сервис®Параметры…, вкладка Общие и установите все флажки в разделе Мастер планирования.
Ввод и организация списка задач
E На рис. 4.2 представлен окончательный вид диаграммы Ганта для создаваемого проекта, который должен получиться после оптимизации (выравнивания пиковой загрузки).
Выполните команду меню ВидàДиаграмма Ганта. В поле Название задачи введите название задачи Предварительное экономическое обоснование проекта и нажмите клавишу Tab. MS Project сам вводит примерную длительность задачи 1день? Задайте Длительность 1нед? Нажмите клавишу Enter.
Введите остальные задачи согласно таблице 4.1.
Для задачи Согласование и утверждение технического проекта добавьте заметку Оплата заказчиком 25% проектной стоимости (в поле Название задачи выберите задачу и нажмите кнопку Заметки задачи ).
Задача с нулевой длительностью автоматически помечается как веха (например, завершающая работа 17), но сделана вехой может быть любая задача. На диаграмме Ганта веха отображается символом . Чтобы пометить задачи 2, 7 и 17 как вехи, выберите соответствующую задачу в поле Название задачи. Нажмите кнопку Сведения о задаче , выберите вкладку Дополнительно и установите флажок Пометить задачу как веху.
Рис. 4.2. Окончательный вид диаграммы Ганта для создаваемого проекта
Таблица 4.1
№ | Название задачи | Длитель-ность |
Предварительное экономическое обоснование проекта | 1неделя? | |
Разработка технического задания | 1неделя? | |
Изготовление макета счетчика тепловой энергии | 30 дней? | |
Изготовление макета электросчетчика | 20 дней? | |
Проведение испытаний на макете счетчика тепловой энергии | 15 дней? | |
Проведение испытаний на макете электросчетчика | 10 дней? | |
Согласование и утверждение технического проекта | 2 дня? | |
Разработка рабочих и сборочных чертежей счетчика тепловой энергии | 40 дней? | |
Разработка рабочих и сборочных чертежей электросчетчика | 35 дней? | |
Изготовление опытного образца счетчика тепловой энергии | 40 дней? | |
Изготовление опытного образца электросчетчика | 20 дней? | |
Испытание опытного образца счетчика тепловой энергии | 25 дней? | |
Испытание опытного образца электросчетчика | 10 дней? | |
Устранение конструктивных недостатков счетчика тепловой энергии, доработка конструкции на технологичность | 1 неделя? | |
Устранение конструктивных недостатков электросчетчика, доработка конструкции на технологичность | 1 неделя? | |
Подготовка технической документации для передачи заказчику | 1 неделя? | |
Подписание акта приемки работ | 0 дней? |
Для создания повторяющейся задачи в поле Название задачи выберите пустую строку. Выполните команду меню Вставка®Повторяющаяся задача. В окне Сведения о повторяющейся задаче введите Название задачи Еженедельные совещания, Длительность 1 час?, Повторять еженедельно по понедельникам. В группе Пределы повторения введите Начало Т, Окончание Т+6 месяцев. Календарь Стандартный. Нажмите кнопку OK.
Структурирование, создавая иерархию, позволяет объединить задачи в более удобные для управления фазы (суммарные задачи). Начальная и конечная дата суммарной задачи определяется начальной и конечной датами первой и последней ее подзадач. Для структурирования задач служат кнопки структуры: На уровень выше ,На уровень ниже ,Показать подзадачи ,Скрыть подзадачи .
Выберите задачу Предварительное экономическое обоснование проекта, которую требуется сделать подзадачей. Выполните команду меню Вставка®Новая задача и введите название новой суммарной задачи Предварительная фаза проекта. Выделите задачи с 1-й по 2-ю согласно табл. 4.1. Нажмите кнопку На уровень ниже .
EУровень задачи можно быстро изменить с помощью мыши. Выберите задачу, расположите курсор на первой букве названия задачи. Когда указатель примет вид двунаправленной стрелки, перетащите ее вправо, чтобы расположить задачу с отступом, или влево, чтобы расположить ее с выступом.
E Чтобы показать все подзадачи, нажмите кнопку и затем кнопку .
Самостоятельно создайте суммарные задачи Технический проект (задачи с 3‑й по 7-ю согласно табл. 4.1) и Рабочий проект (задачи с 8-й по 17-ю согласно табл. 4.1).