Угроза психике подростка
Психика подростка в этом возрасте очень неустойчива. Разные факторы влияют на нее, постоянно оказывая очень сильное давление на подростка. В конце концов, он чрезмерно уязвим, на него легко оказать какое-либо влияние, фактически он является зависимым от внешних факторов. В пубертатном возрасте ребенку очень важно общение, так они, не находя возможности найти его среди сверсников и окружающих его людей, употребляют алкоголь, наркотики, «зависают» в социальных сетях, теряя счет в днях, путая виртуальный мир с реальностью, неделями сидят перед компьютерами. Они однажды попробовали взрослой жизни, и им она не понравилась. Теперь их поглащают компьютерные игры, социальные сети и общение с людьми по ту сторону экрана.
Общение в социальных сетях несет реальную угрозу психике подростков. Появление интернета и возможность общаться в социальных сетях делает ребенка зависимым. В результате такой зависимости меняется качество психических процессов (Психические процессы - это форма существования психики. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой.
Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса (тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные). )
Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности. в головном мозге подростка, что приводит к изменению их видения мир. Тратя время на общение в Twitter, Facebook или ВКонтакте, подростки подменяют реальное общение дружбой с виртуальными людьми. В итоге, в реальной жизни дети не могут выстраивать отношения.
Доказано, что отказ от общения в социальных сетях позволяет пользователям чувствовать себя свободнее и заниматься полезными для развития делами – чтением книг, посещением культурных мероприятий и так далее.
В то же время подросткам, которые считают себя некрасивыми, полными и так далее, общение в социальных сетях помогает раскрепощаться, ведь собеседники не видят их «вживую», а на аватарке можно поставить красивую фотографию.
С появлением в жизни подростка мысли о том, что реальность не примет его таким, каков он является, у него постепенно изменяются отношение к миру и самому себе. Таким образом, со временем меняется и качество психических процессов.
1.4. В чем проявляется кризис возраста?
Переходный возраст характеризуется бурным протеканием и сменой эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.
Психологические основы кризиса подросткового возраста:
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости».
Основные проявления:
Негативизм
Упрямство
Грубость
Бунтарство
Стремление во всем поступать по-своему
Противостояние авторитетам и иконоборчество
Ревностное отношение к личному пространству
2. «Кризис зависимости».
Основные проявления:
Чрезмерное послушание
Возврат к детским интересам и формам поведения
Зависимость от взрослых
Несамостоятельность
Инфантильность в суждениях и поступках
Подчинение мнению большинства
Стремление быть «как все»
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:
Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.
A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:
Повышенный интерес к собственной внешности.
Стремление к независимости и свободе.
Группирование со сверстниками.
Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
Потребность в уединении.
Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
Резкость и безапелляционность суждений.
Ранимость в сочетании с показной холодностью.
Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед родителями встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать своему ребенку на пути взросления.