Система цен в рыночной экономике
Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).
Цена, как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.
В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит, средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.
Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).
В рыночной экономике цепа выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике — распределение доходов между ее участниками.
Хотя система цен очень сложна, все цены молено свести к трем основным видам — "договорные", "государственные" и "мировые".
Договорные цены — подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночное" экономики данной страны.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:
1) продукцию предприятий-монополистов;
2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
3) социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).
"Мировые" цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.
Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.
Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).
Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.
Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования , который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса и свободного предложения.
Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.
Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д.).
Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего — несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящие от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".
Система цен представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства. Разные стадии воспроизводства обслуживаются различными видами цен. Даже на одной стадии процесса воспроизводства, к примеру, в производстве используются разные виды цен. Все конкретные виды цен являются элементами единой системы цен. Система цен обладает рядом характерных особенностей.
При изучении и анализе системы цен следует особое внимание уделять следующим ее параметрам:
· уровень цены конкретных товаров, их видов и групп. Под уровнем цены понимается абсолютное выражение цены в денежной форме (в рублях, евро, долларах США и др. денежных единицах);
· структура цены. Под структурой цены понимается отношение отдельных элементов цены к ее уровню, выраженное в процентах, либо долях;
· динамика цены. Под динамикой цены понимается изменение уровня цены во времени. Характеризуется динамика цены либо абсолютным отклонением цены (в денежных единицах) анализируемого периода от цены базового периода, либо индексами цены.
Виды цен, входящих составными элементами в систему цен, в зависимости от ряда классификационных экономических признаков (оснований) подразделяются на различные группы.
В современной экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются и регулируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочения, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков, в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы (виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен, объединяемых по следующим признакам:
· система национальных и мировых рынков;
· сфера обслуживания национальной экономики;
· степень (жесткость) государственного регулирования цен;
· стадии ценообразования;
· базисные условия поставки товаров и др.
В соответствии с признаком — система национальных и мировых рынков — все конкретные цены подразделяются на национальные (внутренние) цены и цены мировых рынков. Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер национальной экономики и требований внутреннего рынка страны. Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых (региональных) рынков и формируются с учетом их требований. Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию, как правило, различаются между собой. Их совпадение является исключением из общего правила. Хотя имеется тесная связь между национальными и мировыми ценами, которая обеспечивается в первую очередь системой контрактных цен на продукцию внешнеторгового оборота.
Признак — сфера обслуживания национальной экономики — предполагает объединение цен, обслуживающих различные сферы экономики, в самостоятельные группы, среди которых особо выделяются следующие виды цен: оптовые (отпускные), закупочные, розничные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги, внешнеторговые цены.
Оптовые (отпускные) цены обслуживают оборот продукции промышленного производства. По этим ценам промышленные предприятия-производители непосредственно сами или через посредников реализуют продукцию потребителям. Потребителями, закупающими продукцию промышленного производства, могут быть предприятия (организации) любой сферы экономики, любой формы собственности. Оптовые (отпускные) цены не предназначены для реализации промышленных товаров непосредственно населению. Следует отметить, что государственные закупки промышленной продукции также производятся по оптовым (отпускным) ценам. Как правило, при реализации промышленной продукции по оптовым ценам происходит смена собственника. При этом широко используется система безналичных расчетов.
На основе оптовых (отпускных) цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в системе планирования, прогнозирования и анализа как на уровне макро-, так и на уровне микроэкономики.
Закупочные цен обслуживают оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями (организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности. Продукцию сельского хозяйства, предназначенную для обеспечения государственных заказов, государство приобретает также по закупочным ценам. Закупочные цены не предназначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяйственного происхождения реализуется сельскохозяйственными предприятиями не по закупочным, а по оптовым (отпускным) ценам. К примеру, сельскохозяйственное предприятие имеет цех по производству хрустящего картофеля. Реализация этого продукта будет не по закупочным, а по оптовым ценам.
Розничные цены — обслуживают товарооборот между населением и организациями розничной торговли. По розничным ценам также организации могут приобретать товары в розничной сети. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления. По розничным ценам товары народного потребления выбывают из воспроизводственного процесса, то есть потребляются либо населением в домашнем хозяйстве, либо в производстве. Динамика розничных цен характеризует изменение уровня жизни и благосостояния населения.
Договорная (рыночная) цена готового объекта устанавливается на договорной основе между потребителем (заказчиком) и собственником на уже готовый объект.
Внешнеторговые цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные цены. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).
Оптовая цена изготовителя формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном счете именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства.
Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциз входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС.
Оптовая (отпускная) цена закупки формируется, если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.
Розничная цена формируется на базе оптовой (отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную (как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемого ею.
Розничная цена используются в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.
Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. "Франко" означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются "франко-склад поставщика". А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.