Понятие статистического индекса. Индивидуальные и общие индексы
Само слово (index) означает показатель. Представим индексы прежде всего как показатели изменений.
Особенности индексов: - Позволяют измерить изменение сложных явлений; - Выявляют роль отдельных факторов; - Сравнения могут осуществляться с прошлым периодом, с другой территорией или с нормативами.
Индекс - это показатель сравнения двух состояний одного и того же явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов).
Каждый индекс включает два вида данных:
- оцениваемые данные или отчетные или текущие. Они обозначаются значком "1".
- данные, которые используются в качестве базы сравнения - базисные, они обозначаются значком "0".
Индекс, который строится как сравнение обобщенных величин, называется сводным или общим (сложным). Он обозначается I. Если сравниваются необобщенные величины, то индекс называется индивидуальным (простым) и обозначается i. Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина.
Индивидуальные индексы физического объёма реализации товаров определяются по формуле (q – quantity - количество):
где , - количество продажи отдельного товара в текущем и базисном периодах в натуральных измерителях.
Индивидуальный индекс цен (p – price – цена) определяется как:
где , - цены за единицу товара в текущем и базисном периодах.
Результаты расчета индексных отношений выражаются в коэффициентах или в процентах.
Общие индексы могут исчисляться как по агрегатной, так и по средней форме (среднего арифметического или среднего гармонического индекса).
Агрегатные индексы.
Происходят от латинского слова «aggrega» - присоединяю. В числителе и знаменателе общих индексов в агрегатной форме содержатся соединенные наборы (агрегаты) элементов изучаемых статистических совокупностей:
Индексируемая величина * Соизмеритель
изменяется в числителе для перехода к однородным
и знаменателе показателям – неизменен
Средние индексы.
а) При синтезировании общего индекса цен вместо фактического количества товаров (в отчетный или базисный периоды) в качестве соизмерителя могут применяться средние величины реализации товаров за два или большее количество периодов. Примером такого среднего индекса является индекс Лоу:
Здесь - среднее количество товаров, реализованных за анализируемый период. Если есть только два периода – базисный и текущий, то средняя величина определяется по формуле средней невзвешенной.
б) Для определения сводных обобщающих показателей изменения розничных цен в коммерческой деятельности используется средняя гармоническая форма общего индекса цен:
в) При наличии информации об индивидуальных индексах физического объема и стоимости, реализованных в базисном периоде товаров, общий индекс физического объема может исчисляться по формуле среднего арифметического индекса:
Применение индексов для изучения структурных сдвигов.
Для общего индекса товарооборота выполняется следующая формула:
Формула (11) отражает взаимосвязь индекса физического объёма и индекса цен.
Эта формула может быть использована лишь при условии, что веса-соизмерители в индексах физического объема и цен берутся на разных уровнях. При анализе компонентной зависимости используется формула:
Взаимосвязанные индексы могут быть применимы для изучения влияния структурных сдвигов. В таком анализе индексы находятся во взаимосвязи со средними величинами. Из формулы средней арифметической:
Следует, что на среднюю величину влияют: индивидуальные значения усредняемого признака; численность отдельных вариантов изучаемой совокупности (их частота). Нам важно определить, в какой мере изменения отдельных вариантов и их частот влияют на изменение средней величины. Это выполнимо с помощью следующей системы взаимосвязанных индексов.
Использование индексного метода для территориальных сравнений.
Однако индексный метод может использоваться для территориальных сравнений (регионы внутри страны; или в международной статистике для разных стран).
Особенности индексного метода при осуществлении территориальных сравнений:
1) существует специфика при выборе базы сравнения: каждый регион м.б. принят как в качестве сравниваемого, так и в качестве базы сравнения.
2) при определении сводных (общих) индексов надо решить вопрос о весах-соизмерителях индексируемых величин.
Для анализа соотношения уровней цен на товары, реализованные в городе К по сравнению с городом М, определим сводный (общий) индекс цен, в котором веса-соизмерители – это количество товаров, проданных в городе К; индексируемые величины – это цены:
Для преодоления противоречий в показаниях между сводными (общими) территориальными и индивидуальными (однотоварными) индексами определяется индекс цен, в котором в качестве веса-соизмерителя выступает сумма реализации товаров по двум городам:
Свойства индексов.
Индексы считаются построенными правильно, если они удовлетворяют ряду тестов. Эти тесты сформулированы американским статистиком и экономистом Ирвингом Фишером (1867-1947). (Не путать с Рональдом Фишером (1890-1962) – английский статистик и генетик, основатель математической статистики).
Основных тестов три:
1. Тест обратимости во времени:
индексы, исчисленные в «прямом» и «обратном» направлениях, должны быть взаимообратными числами.
2. Тест обратимости по факторам:
Если поменять местами в индексе цен символы для цен и для количеств, то мы должны получить индекс количества, который будучи умножен на индекс цен, должен дать изменение общей стоимости товаров .
Тесту обратимости отвечает средний геометрический индекс
Этот индекс был назван И.Фишером идеальным индексом.
3. Тест кружного испытания:
Если построен некоторый индекс для года а при базисном годе в и для года в при базисном годе с, то из них можно получить индекс года а при базисном годе с. Тест кружного испытания требует, чтобы , основанный на промежуточных сравнениях, совпал с тем, кокой мы получили бы при непосредственном сравнении , т.е.
В случае взвешенных индексов этот тест выполняется только для индексов с постоянными весами. Особенно сложно обеспечить выполнение этого теста при сравнении с отдаленной (по времени) базой.