Аудитория заполнена полностью, люди стоят в проходах. Начало лекции

Андрей Сергеевич Грачев

«Пособие» для инспектора ГИБДД. Как грамотно «обуть» водителя на дороге.

«Пособие» для инспектора ГИБДД

Как грамотно «обуть» водителя на дороге

Посвящение в инспекторы

Главное здание ГИБДД России. Актовый зал. Тема занятий: «Знание законов и применение их на практике». Лектор — доктор экономических наук, профессор, очень уважаемый человек. Приглашаются все желающие. Явка строго обязательна! Кто попробует не прийти, может на зачет не рассчитывать!

Аудитория заполнена полностью, люди стоят в проходах. Начало лекции.

Я рад приветствовать новых учеников. Тот, кто доживет до конца занятий, прослушав весь курс лекций, и успешно сдаст зачеты, пополнит ряды сотрудников ГИБДД.

Есть водитель, есть дорога, есть инспектор ДПС. Кто третий лишний?

Если бы спросили меня, я бы оставил всех. Что-то подлатал, кого-то подучил. Но у нас почему-то решили, что отказаться стоит от дороги. Шутка! Все трое в ряду! И со всеми идет активная борьба! Кто падет первым, пока непонятно.

Водитель бьется с инспектором не на жизнь… а за кошелек! Инспектор тоже… Кто сказал «за кошелек»? Сейчас!.. Он за организованное движение борется! За соблюдение Правил дорожного движения.

Ну а дорога — это отдельная тема. Вся в заплатках, смотреть без слез невозможно. Очень может быть, что она первая не выдержит.

Правильно я говорю? Какое это отношение имеет к Вам? Шустрый какой! Ваша фамилия, случайно, не «Когда бегу впереди паровоза, в пот бросает»? Нет? Странно.

Вы начинающий инспектор. Поэтому придется на дороге с ямами, хотите того или нет, общаться с нарушающими Правила водителями! С чем к ним подходить будете? Вот послушаете мои лекции, опыта наберетесь. Потом начнете использовать на практике отработанные и проверенные временем приемы!

Инспектор ДПС — звучит гордо! Кто против? Не вижу рук. Значит, все согласны? Молодцы! Хотите быть хорошим инспектором? Тогда будем учиться! В начале карьеры начинающий инспектор столкнется со многими трудностями. Ох, и не просто придется. Что его может выручить? Кто хочет получить пятерку и попробовать ответить на столь трудный вопрос? Да, Иванов?.. Помощь старших товарищей?.. Конечно, куда вы без нее! Есть еще варианты? М-да… предыдущая группа поактивнее была!

Бесценным для вас станет курс моих лекций: «Применение на практике положений «Правил дорожного движения», «Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ», «Кодекса РФ об административных правонарушениях». Другими словами, «Законы жизни большой дороги».

Как говорил один умный человек: «Учиться, затем еще раз учиться, когда доигрался — жениться…»

Знание законов — это основы. Тот фундамент, на котором держится все. Хотите быть лучшими в своем деле, уметь легко справиться с любым водителем, нарушившим Правила дорожного движения и попавшим к Вам на разговор? Учите текст! Не стесняйтесь заглядывать в учебник и оттачивайте мастерство на практике. Это понятно?

Инспекторы бывают разными. Да-да! Они «подлежат» классификации! Один становится узким специалистом, другой перерастает в умельца. А вот до экспертов и профессионалов добираются немногие.

Узкие специалисты знают лишь несколько статей и на них «работают». Стоит такой под «Кирпичом», и только за проезд под него всех «обилечивает». Или на трассе с радаром следит за нарушением скоростного режима. Примером могут служить молодые, быстро освоившиеся ребята. Вы тоже в скором времени попадете в их число. Ваша задача не остаться в этой категории навсегда. Постоянно совершенствуйте свое мастерство. Работайте над собой и тогда пойдете на повышение!

Умельцы, эдакие специалисты широкого профиля. Кто они? Знающие, поднаторевшие «старички», вот кто! Неплохо разбираются в Правилах, и в Кодекс не стесняются заглядывать время от времени. Количество клиентов у них увеличивается во много раз. А как мы знаем, чем больше их, тем толще в конце дня у нас пачка… чего?.. О чем вы подумали? Это неверно! Если мы с большой дороги, то это еще не значит, что бандиты! Правильный ответ такой: тем толще пачка протоколов у нас к концу смены!

Водители начинают понимать, что на этом участке дороге дежурите вы и спуску им не дадите. И тогда у них появляется хорошая идея: почему бы и не начать жить, соблюдая Правила дорожного движения! Все уяснили? Наша задача — следить за порядком на улицах, а если кто нарушает, объяснить ему, что этого делать не следует!

Ну и, наконец, третья категория — эксперты. Их единицы, ребята. Вершина мастерства. К этому можно только стремиться.

Профессионал останавливает не всех. Хотя «обилетить» может любого. Нарушал водитель Правила или нет — это неважно. В свое время в центре нашего большого города висел плакат с надписью: «Мы обуем всю страну!» Именно так! Только не помню, восклицательный знак был в конце или нет.

Не знаю, занималась фирма продажей ботинок или просто собирала деньги у населения под большие проценты, в смысле под обещания светлой жизни. Как вы думаете, получилось у нее всю страну обуть? Поскольку мы о фирме давно уже ничего не слышали, видимо, нет. А вот инспектор — профессионал, он может!

В скором времени вам выдадут полосатую палочку и свисток. И то и другое используется для привлечения новых клиентов. В свисток дунули, палочку вверх: весь поток остановится! Затем четко показываем, кому надо проследовать на обочину. Смотрите водителю в глаза. Вы удав, он кролик. При пересечении взглядов любые сомнения у него рассеются. Он ваш!

Следующий шаг, который необходимо освоить: как начинать разговор с «клиентом», к какому месту руку прикладывать, когда называть свою должность, специальное звание и фамилию. Особо запомните, что если водитель попросил показать удостоверение, вы не можете отказать, только из своих рук не выпускайте!.. Да не водителя, а удостоверение! Хотя почему не водителя? И его держите крепче! Если он что попросит?.. Мало ли что ему надо! Захочет ваш рабочий инструмент — свисток приобрести в качестве сувенира, тоже дадите?

Теперь очень важный момент. За то время, пока водитель пытается сообразить, за что его бедного остановили, вам предстоит сделать то же самое. Посмотрите: может, не пристегнута на заднем сиденье собака, или фары затонированы, движок работает на воде. Если вы находитесь вне поста ДПС — самое глупое просто попросить предъявить документы. Останавливать транспортное средство надо только за нарушение Правил !

Как только определились, на что Вы будете разводить… в смысле за что выносить административное наказание…

Ага, умный смотрю! Что говорите? Надо назвать пункт Правил, который нарушил водитель? Это лично Ваше мнение? Наставление по работе ДПС читали? Да! Сейчас! Вот прям с разбегу! Гаишник, он дипломат! Зачем туза доставать из рукава? Всегда успеете! Для начала надо подвести водителя к тому, чтобы он отказался от мысли даже попытаться спорить, а то потом где и какие Вы будете искать доказательства, если он упираться начнет? Надеюсь, помните, что инспектор должен собирать доказательства, как ботаник занимается поиском бабочек редких видов? Вам оно надо? Нет? Вот то-то и оно!

Поэтому действуем издалека. Говорим:

— Нарушаем, товарищ водитель. Нехорошо!

И ждем реакции.

По статистике 60–70 % сразу признают свою вину и сами рассказывают, какая тема будет у протокола. Из оставшихся, по крайней мере, половина начинает юлить. И только 10–15 % от общего числа интересуются причиной остановки.

Первых, понятное дело, «обилетить» не представляет особой сложности. Тех, кто начинает оправдываться, тоже, как правило, нетрудно вывести на чистую воду. А вот остальные ребята могут так законом промеж глаз вломить, что потом я же как ваш начальник еще и добавлю! Всегда надо быть аккуратным с теми, кто задает грамотные вопросы, приводит аргументы в свою защиту или указывает на допущенные вами «ляпы». Для вас это тоже своего рода форма обучения. Если совершили промах, скажите спасибо, а водителя отпустите! И впредь постарайтесь не повторять той же ошибки.

Только после того как нарушитель признает, что неправ и поднимет лапки, следует переходить к обсуждению причины остановки. Вот тут надо процитировать текст Правил, дать ссылку на закон и объяснить, что за это полагается.

Вводная часть закончена. В заключение еще раз могу посоветовать: осваивайте законы, статью за статьей, страницу за страницей. Если будете тратить по пятнадцать минут в день на чтение и затем постоянно совершенствоваться в разговорах с водителями, то через шесть месяцев станете умельцем, а спустя годика три будете профессионалом!

Вопросы есть? Нет! Тогда перейдем к практике.

Поворот не туда

— Командыр, за щто? Я разве нэ человек? Нормально ехал. Зачэм остановил?

— Как человека остановил. Правила дорожного движения нарушили.

— Пачему?

— Не туда ехали.

— Как нэ туда? Туда! Мнэ на рынок надо!

— А где Вы, уважаемый, знак «Рынок» видите?

— Чито?

— Не понятно? Повторяю. Если бы знак указывал направо, нет вопросов. Но тут движение только прямо.

— Вай, вай, вай!

— Не заметил?

— Нэ замэтил, командыр! Больше нэ буду! Честно!

— Это плохо. Огорчает.

— Пачему так говоришь?

— Правила дорожного движения рано или поздно все нарушают! Исключения составляют те, кто за руль никогда не садится, и то не факт! Я не верю, что Вы автомобиль водить больше не будете. Но если так… М-да, совсем нехорошо. Придется эвакуатор вызывать. Или я Вас неправильно понял?

Шутка до парня с орлиным… нет, не носом, взглядом… судя по всему, не дошла.

— Зачем, командыр? Нэ надо этого куватора. Гоги всо понал! Гоги сделает что надо в лучем видэ!

Переход был неожиданным:

— Хочешь пэрсик?

Любой другой на моем месте спросил бы: «Ты что, сдурел?» Но я-то вижу: у Гоги «шестерка» под завязку персиками забита.

— Спасибо, нет.

— Гоги опят всо понал! Сэкоко, командыр?

— Пойдем составим протокол. Через кассу оплатишь. Статья 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.»

— Командыр, ти сам сказал переду… перждение, вот! Давай меня передуперди, и я поехал, да?

— С другой стороны, если посмотреть остальные статьи Кодекса…

— Нэ надо, командыр! Двести рублэй, и всо?.. Трыста! У мэня пэрсики, командыр! Они же потекут!

— Гоги, десять минут. Я тебе квитанцию выпишу. Вон касса через дорогу. В конце концов, поворот здесь есть.

— Несмотря на знаки?

— Несмотря!

Неподдельное удивление на лице водителя. Пришлось объяснять.

— Но он платный.

— Так я же и пилачу!

— Молодец! Только не мне, государству. Чтобы заполнить квитанцию, надо несколько минут, и ты свободен. Согласен?

Обреченно:

— Согласэн.

После оформления квитанции Гоги рванул в кассу через дорогу. Хотя по закону мог оплатить и позже. Никто его не заставлял, но если человек проявляет инициативу, не любит, когда у него незаконченные дела имеются, его право.

Обычно там очередь, но, может, повезло, не было никого, через несколько минут он вышел с гордо поднятым вверх квиточком.

— Всо, командыр!

— Молодец. Езжайте, товарищ водитель.

— Ти хорощий инспектор, — вдруг пустился Гоги на откровения. — Тут мэня один остановил. Всо проверил, всо в порядке. Говорит, давай сто рублей, только не мелкими, и езжай. За чито? Вот… нехороший человек! Нельзя так, нэ по-людски это. Когда нарущил, понятно. Я же нэ отказываюсь. Слущай, командыр, ти мне подскажи, как тэперь ехать?

— Не понял.

— Ну-у, это… мнэ надо разворачиваться обратно? Туда, куда повернул нэльзя? Я по-другому нэ знаю.

— Гоги, ты Правила дорожного движения когда-нибудь в руках держал?

— Нэт! Мине права дурузья подарыли! В смысле, это…

Парень понял, что ляпнул что-то не то и начал оправдываться:

— Слущай, Гоги хорощий человек…

— Значит, так, Гоги. Первым делом ты купишь Правила дорожного движения…

— Гиде купить?

— Киоск через дорогу видишь?

— Да.

— Там есть. Почитай на досуге.

— Я на досуге вино пию. М… с дэвочками общаюсь.

— Не понял.

— Командыр, считай, купиль уже! Как детектив читать буду! Слово даю! Хочешь зуб?

— Не хочу. А теперь слушай внимательно.

— Салющаю!

— Ты сюда въехал?

— Да.

— На этой проезжей части уже находишься?

— Да.

— Знаки запрещающие видишь?

— Нэт!

— Значит, ехать прямо…

— Мощьно!!!

Дошло до водителя с орлиным… взглядом.

— Движение здесь какое?

— Одностороннее!

— Молодец! А если ты развернешься, что получится?

— Много дэнег будет стоить, командыр! Или у Гоги права отберут, за встрэчку!

— Так у тебя же, Гоги, светлая голова.

— Конэчно, командыр!

— Вот и пользуйся ею время от времени.

— Спасыбо, командыр! Вэк нэ забуду!

Уехал Гоги. Довольный!

Вот говорят, что инспектор останавливает водителей, только чтобы обуть. Неправда! А поговорить? Всего несколько минут, а как мы друг другу настроение подняли. И в театр идти не надо. Заплатил в кассу и смейся от души. Да что смейся, сам участником действия становишься. Так что, товарищи водители, не стесняйтесь, нарушайте и ко мне на беседу. Кто следующий? Только учтите, что ста рублями не всегда отделаться получится. В партер места могут стоить гораздо дороже.

Наши рекомендации