Определение цели и задачи работы

Педагогическая цель курсовой работы, на каком бы курсе она ни выполнялась, по сути своей – одна: углубление знаний студента, развитие навыков поиска необходимых источников информации и работы с ними, формирование аналитического подхода к реальным жизненным ситуациям.

Цель и задачи курсовой работы определяются «Методическими указаниями», которые разрабатывает преподаватель по конкретной дисциплине и утверждает кафедра.

Студент должен осознать, что дело не столько в выполнении формальных требований к работе, сколько в том, чему научится каждый из них, что поймёт, чем овладеет, сделает ли шаг вперёд в своём профессиональном становлении.

Из цели и задач курсовой работы вытекает её место в иерархии письменных работ в вузе: требования к ней значительно более серьезные, чем к контрольным, и приближаются к требования, предъявляемым к выпускным квалификационным работам.

Подготовка курсовой работы требует от исполнителя уверенных навыков работы с исходными источниками информации, осмысленного ознакомления с их содержанием, самостоятельности мышления и наличия аналитических способностей. Помимо сугубо учебной цели, курсовая работа преследует и важную методическую цель – подготовить студента к выполнению выпускной квалификационной работы.

Порядок подготовки курсовой работы в основном соответствует содержанию типовой технологии подготовки письменных работ и включает:

- подготовительную работу;

- поиск и обработку источников информации;

- компиляцию рабочего варианта текста;

- обработку скомпилированного текста;

- оформление письменной работы.

Содержание курсовой работы должно без лишних «блужданий по задворкам теории» раскрывать суть обозначенной темы. Точно такой же подход должен применяться и при определении состава и структуры работы.

В структуру курсовой работы входят:

- титульный лист;

- задание на выполнение работы;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основной текст;

- заключение;

- список использованных источников.

Выбор темы и составления плана работы

Темы курсовой работы утверждаются кафедрой. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним.

При выборе темы, каждый студент исходит, разумеется, прежде всего, из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая какое-то удовлетворение, позволяющая студенту проверить, на что он способен.

Выбирая тему, студент должен исходить из реальных возможностей – собрать необходимый материал (фактический, исследовательский, документальный, нормативно-правовой, библиографический и т.п.). Если нет возможности собрать нужный материал – незачем браться за тему, сколь бы интересной для вас она ни была.

Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня.

Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния объекта исследования, раскрытие взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными и другими явлениями, показ формы и силы этой взаимосвязи.

Чтобы выполнить такую задачу, работу нужно тщательно спланировать. План – это структурная разработка курсовой. Все вопросы должны быть логически связаны и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т. е. раскрывать суть темы.

Перед составлением плана необходимо осуществить поиск и изучение источников – документальных, научных, исследовательских, литературных и т. д.

Работая с источниками, студент находит много интересного материала, о существовании которого он и не подозревал, знакомится с документами, которых раньше не знал, читает научные статьи, о которых до этого не слышал.

Всё это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново осмыслит её. План, составленный после такой предварительной работы, будет полным, ёмким, а курсовая, написанная по такому плану, - более содержательной и информационно насыщенной.

Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть следующим образом:

- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

- план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

- не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержаться в предыдущих или последующих разделах работы;

- нельзя вводить вопросы, детализирующие боле общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

- если какой-то пункт плана должен (по замыслу автора) иметь подпункты, то их (подпунктов) должно быть не менее двух;

- план должен быть написан в форме предложений, а не в форме вопросительных предложений.

На странице, следующей за титульным листом пишут прописными буквами «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним – то, что собственно и составляет план работы.

План курсовой работы, разработанный студентом, подлежит обязательному согласованию с преподавателем.

Содержание работы

Студент должен знать, какой именно материал войдёт в работу. Здесь нужно руководствоваться методическими указаниями, подготовленными в помощь студентам по данной учебной дисциплине.

Введение должно содержать такие пункты:

1. Обоснование актуальности темы.

2.Формулировка цели исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования

3.Определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению.

Общий объём курсовой работы, как правило, составляет 30 - 35 печатных страниц. При таком объёме введение в 2-3 страницы является нормальным. Классическая структура работы предусматривает деление основного текста на три приблизительно равные части, обозначаемые как главы.

Характерными особенностями процесса подготовки основного текста курсовой работы являются:

- привлечение в качестве исходного оптимального для раскрытия темы количества источников (исходя из практики – не менее 20);

- умеренный объём его начальной и последующей обработки;

- преобладания анализа и обобщений (в форме выводов) в третьей главе и заключении.

В этой связи можно заметить, что общий план содержания курсовой работы разрабатывается с таким расчётом, чтобы не переусложнить её структуру, поскольку курсовая работа обычно предполагает сравнительно неглубокое исследование проблемы.

Отбор и изучение источников следует производить исходя из того, что их количество должно быть ограниченно 20-25 наименованиями, а содержащийся в них материал должен обеспечить определение общих подходов к решению проблемы, вынесенной в название темы.

Заключительными этапами подготовки курсовой работы являются обработка скомпилированного текста и окончательное оформление работы. В процессе обработки скомпилированный текст редактируется, дополняется недостающими частями (введением, заключением, содержанием и списком использованных источников) и корректируется. Требования к оформлению курсовой работы являются обычными для письменных работ данного типа, описанные в разделе.

Руководитель работы даёт письменное заключение по работе - рецензию, в которой учитывается содержание работы, её актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений. Качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно рецензент отмечает её положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания и вопросы членов комиссии.

Курсовая работа выполняется на белой бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа, которыё сшиваются в папке-скоросшивателе без файлов.

В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.

Минимальный процент оригинальности текста курсовой работы (проекта) – 35%, (Основание: «Положение о порядке использования системы «Антиплагиат» для проверки письменных учебных работ студентов», утверждённых Учёным советом вуза от 27 января 2014 г.).

Титульный лист оформляется согласно приложения 2.

Курсовая работа подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.

Курсовые работы перед проверкой руководителем сдаются студентом на кафедру для регистрации и затем передаются руководителю для проверки. После проверки руководитель возвращает работу на кафедру с результатами проверки (допущена к защите, допущена к защите с замечаниями, доработать). Студент получает работу, дорабатывает её, или полностью исправляет. После полного исправления студент сдаёт работу на кафедру для повторной проверки руководителю.

Для защиты работу студенту рекомендуется подготовить краткий доклад по своей работе на 5-7 минут.

Наши рекомендации