Размер и структура расходов иностранных туристов из стран
Генерирующих основные туристские потоки в Россию в 2010 г.
Показатели | Страны | |||||
США | Казахстан | Велико брита ния | Гер- ма ния | Фин лян дия | Китай | |
Туристские расходы, млн долл | 216,5 | 160,5 | 133,4 | 70,0 | 38,0 | 17,1 |
Расходы на проживание в гостиницах, % от общих расходов- | 15,4 | 5,0 | 27,3 | 27,9 | 8,7 | 18,1 |
Расходы на кафе и рестораны % от общих расходов | 5,3 | 49,2 | 7,2 | 6,6 | … | … |
Прочие расходы, % от общих расходов | 79,3 | 45,8 | 65,5 | 65,5 | … | … |
Источник: составлено по данным VisaVueTravel
… — данные отсутствуют.
Каждая поездка выделяется определенным соотношением перечисленных выше характеристик, влияющих на выбор посетителем тех или иных товаров и услуг и, следовательно, размер и структуру затрат. В результате регистрации этих характеристик в ходе статистических наблюдений образуется совокупность первичной информации о поездках и туристских расходах, которая затем подлежит дальнейшей обработке и анализу.
Туризм как синтетическое понятие в статистике туризма. Типы
Туризма
Туризм — явление сложное, многогранное, для анализа которого требуется качественная информация. Статистическое измерение туризма связано с определенными трудностями, проистекающими, в частности, из его межотраслевого характера.
Концепция туризма в статистике основана на деятельностном подходе. Определение туризма через деятельность встречается в разных науках.
Например, в советской школе рекреационной географии понятие рекреации, а по существу туризма, трактовалось как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления его физических сил, а также всестороннего развития личности. Эта деятельность привязывалась к вполне конкретному типу времени — свободному и пространства — рекреационному. Рекреационная (туристская) деятельность использовалась в качестве ключевого понятия в рекреационной географии.
В статистике туризма приняты иные концепция и определение туризма. В отличие от многих других дисциплин ее интересует экономическая сторона рассматриваемого явления. Кроме того, концепция и определение должны быть сформулированы таким образом, чтобы объект поддавался количественному измерению с помощью статистических методов. Они также должны быть согласованы с концепциями и определениями, используемыми в других разделах официальной статистики, национальных счетах, платежном балансе и др.
Туризм является синтетическим понятием в статистике туризма. В нем интегрированы два подхода, оба деятельностных. Один из них раскрывает сущность туризма через экономическую деятельность посетителя. Эта деятельность формирует туристский спрос. Другой подход во главу угла ставит производственную деятельность по обслуживанию посетителей. Она направлена на удовлетворение туристского спроса и формирует туристское предложение. Рассмотрим оба подхода более подробно.
Статистическое определение туризма.
В международных статистических стандартах IRTS-2008 туризм в самом общем виде определяется как частный случай (подкатегория) путешествий. Различия между этими двумя понятиями важно провести, чтобы обеспечить достоверность статистики туризма.
Со стороны туристского спроса туризм есть деятельность, осуществляемая посетителями. Такая трактовка туризма представляется весьма широкой. Действительно, туризм охватывает очень разные виды деятельности посетителя. Одни из них связаны с рыночными сделками, например покупкой услуг по размещению, другие — нет (размещение у родственников и знакомых в поездке). Действия и поведение людей в качестве потребителей туристских товаров и услуг могут отличаться от деятельности тех же лиц в повседневной жизни или быть аналогичными ей. Однако в этом, последнем, случае частота и интенсивность неспецифических туристских действий посетителей, ставших обычными для человека, повторяемых изо дня в день, лишенных всякой новизны, оригинальности и воображения, во время поездки будет иной, нежели в условиях повседневности.
Понятие деятельности включает все действия и поведение посетителей не только в процессе самой поездки, но и в ходе подготовки к ней.Кроме того, оно не ограничивается лишь тем, что часто называют характерными видами туристской деятельности — осмотром достопримечательностей, пляжным отдыхом, участием в экскурсионным программах, занятием спортом или посещением событийных мероприятий. Понятие деятельности распространяется также на выполнение служебных поручений вне места постоянной работы, участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, торговых ярмарках и выставках и т.д. Таким образом, туризм включает деятельность всех без исключения посетителей, путешествующих как с развлекательными, так и деловыми целями.
Наконец, туризм охватывает действия и поведение посетителей в поездках разной продолжительности — однодневных и более продолжительных с ночевкой (ночевками).
В статистике туризма все эти виды деятельности посетителей рассматриваются с точки зрения их роли в покупке товаров и услуг и, следовательно, экономического значения туризма. Но к проблеме вклада туризма в экономику можно подойти и с другой стороны, а именно предложения товаров и услуг, связанных с туристской поездкой. Тогда справедливо следующее определение туризма. Туризм есть совокупность производственных видов деятельности, которые направлены в основном на удовлетворение потребностей посетителей или существенная доля продуктов которых потребляется посетителями.
Классификации продуктов и видов производственной деятельности, относящихся к туризму, подробно рассмотрены ниже. Здесь еще раз следует подчеркнуть их важность для статистического измерения туризма и оценки его вклада в макроэкономические показатели.
Таким образом, отличительной чертой статистической трактовки туризма является ее комплексность. Туризм посредством деятельности рассматривается одновременно в двух равнозначных плоскостях — со стороны туристского спроса и со стороны туристского предложения.
Типы туризма. В статистике туризма принято выделять три типа туризма. Их классификация увязана с общими принципами национального счетоводства и формирования ВСТ. Эти типы выделяются по отношению к рассматриваемой территории, а также ее экономике. Различают:
1) внутренний туризм — деятельность посетителя-резидента в пределах территории страны постоянного проживания. Она может осуществляться в рамках либо внутренней туристской поездки, либо части выездной туристской поездки;
2) въездной туризм — деятельность посетителя-нерезидента в пределах территории посещаемой страны во время въездной туристской поездки;
3) выездной туризма — деятельность посетителя-резидента за пределами территории страны постоянного проживания. На рис. 2. представлена типологическая группировка видов туризма и соответствующие источники статистической информации о них.
Рис. 2.. Типы туризма и основные источники информации о них
Различные сочетания трех основных типов туризма позволяют получить дополнительные типологические группировки, включающие:
туризм в пределах территории страны — деятельность посетителей-резидентов и нерезидентов в пределах территории рассматриваемой страны во время внутренних или международных поездок.
Включает внутренний и въездной туризм;
национальный туризм — деятельность посетителей-резидентов в пределах и за пределами территории страны постоянного проживания во время внутренних или выездных туристских поездок.
Включает внутренний и выездной туризм;
международный туризм — деятельность посетителей-резидентов за пределами территории страны постоянного проживания в рамках внутренних или выездных туристских поездок и деятельность посетителей-нерезидентов в пределах территории рассматриваемой страны во время въездных туристских поездок. Включает въездной и выездной туризм (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение туризма международного, национального и в пределах территории страны
Эти производные типы туризма выделяются с целью соотнесения с макроэкономическими показателями (агрегатами) в статистике туризма. Так, национальный туризм соответствует категориям валовой добавленной стоимости и валовому внутреннему продукту, создаваемых в туризме, а туризм в пределах территории страны — совокупному внутреннему туристскому потреблению.
Концепции международного, национального туризма и туризма в пределах территории страны, предложенные ЮНВТО, могут быть использованы на всех четырех пространственных уровнях: глобальном (в масштабах планеты), региональном (применительно к группе стран), государственном и местном (в границах отдельно взятого района или населенного пункта какой-либо страны).
В российском законодательстве выделяются аналогичные типы туризма:
внутренний туризм — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в данной стране;
выездной туризм — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
въездной туризм — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в данной стране;
международный туризм — туризм выездной или въездной.
Полное представление о состоянии и развитии туризма в стране статистика может дать только в том случае, если будет охватывать все типы и формы туризма.