Факторы, влияющие на состояние преступности несовершеннолетних
На преступность несовершеннолетних оказывает влияние и обуславливает ее социальные, нередко противоречивые процессы и явления, происходящие в обществе.
Из существующих социально – экономических тенденций наиболее тревожной является социальная стратификация – расслоение общества с признаками растущего неравенства, падения уровня жизни, прогрессирующего обнищания, особенно семей, имеющих детей. Эти факторы формируют социальную и криминальную напряженность в обществе.
В силу возрастных особенностей, зависимости и незащищенности несовершеннолетних, их социального статуса. Совпадающего с начальным этапом социализации, детерминанты преступности действуют прежде всего в сфере формирования личности подростка. И здесь важнейшее значение имеет семья.
Семья для несовершеннолетнего – первая социальная среда, модель общества с воплощением традиций и жизненного опыта. Негативно сложившиеся отношения в семье образуют одну из главных составляющих в генезисе противоправного поведения. В криминологии признано, что к преступлению ведут две линии причинной связи, обусловленные особенностями личности и конкретной жизненной ситуацией. Этим и обозначена проблема семьи: неблагоприятное формирование личности в семье ( семейная десоциализация ), криминогенное значение конфликтной семейной ситуации.[1]
Внутренний разлад в семье часто проявляется в безнадзорности и бродяжничестве подростков, уклонении родителей от своих обязанностей по воспитанию и содержанию, в обострении проблемы " отцов и детей". Это связано не только с самоутверждением подростков старшей возрастной группы , но и с появившимся пренебрежением к родителям, главным образом к отцам, за их неспособность поднять материальный уровень и социальный статус семьи. Отчуждение подростка нередко выражается в реальном протесте – уходя из дома и семьи, чему могут способствовать и другие причины: чрезмерно повышенная требовательность родителей, жестокость, насилие и др.
На социальные позиции и поведение подростков пагубно влияет их низкая социальная и правовая защищенность. Все чаще вскрываются нарушения конституционных гарантий прав несовершеннолетних в основных социальных институтах их жизнедеятельности, что реально приводит не только к перерастанию безнадзорности в беспризорность, но и становится одной из распространенных причин противоправного поведения подростков.
К социальным причинам преступности несовершеннолетних, усугубляющим криминальную обстановку в условиях рыночных отношений, отнесены проблемы трудоустройства и занятости подростков всех категорий: выпускников и отчисленных из образовательных учреждений, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно – воспитательных учреждений, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел за правонарушения. В приеме на работу отказывают практически каждому четвертому подростку. В нарушение конституционных гарантий и законодательства о труде РФ. В целом по России среди несовершеннолетних участников преступлений число подростков, не имеющих постоянного источника доходов, возросло в последние годы почти в шесть раз.
Особого внимания заслуживают вопросы охраны жилищных прав несовершеннолетних, которые в период активных процессов разгосударствления жилищного фонда и создания рынка жилья массово нарушались. В корыстных целях родители, как правило ведущие асоциальный образ жизни, в том числе лишенные родительских прав. Распоряжались долей жилья несовершеннолетних в ущерб их интересам. Способствовало этому полное отсутствие в течение длительного времени в законодательстве о приватизации жилья в Российской Федерации правовой регламентации и механизма охраны прав и интересов несовершеннолетних.[2]
Создавшееся положение противоречило Конституции Российской Федерации ( ст. 40 ), провозгласившей право каждого на жилище, а также основным принципам Конвенции ООН о правах ребенка 1989г., обязывающей ( ст. 3 ) первоочередное внимание во всех действиях в отношении детей уделять соблюдению интересов и прав каждого ребенка.[3]
При этом государства мирового сообщества, в том числе Россия, принявшая на себя обязательства по выполнению Конвенции, обязаны обеспечить защиту и заботу, необходимые для благополучия и безопасности несовершеннолетних.
Нарушение конституционного права несовершеннолетних граждан Российской Федерации на жилище привело к тому, что впервые в мирное время появились беспризорники, дети и подростки без определенного места жительства и занятий, и это опасное социальное явление нагнетает и без того осложненную ситуацию с подростковой преступностью.
По данным Института социально- экономических проблем народонаселения Российской Академии наук, в стране четыре миллиона беспризорных детей и подростков, что в значительной мере связано с нарушением их социальных прав, в том числе из- за несовершенства законодательства.
Глава 2.
§1. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно –правовых отношений.
В настоящее время проблемы ювенального права и ювенальной юстиции становятся все более актуальными, привлекая внимание как ученых – юристов, педагогов, психологов, так и практических сотрудников ОВД, прокуратуры, суда.
На рубеже XX - XXI вв мировое сообщество обратило особое внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Российское уголовное и уголовно – процессуальное законодательство, определяющее особенности судопроизводство по уголовным дела о преступлениях несовершеннолетних, в целом отвечает современным международно – правовым требованиям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских Правилах») от 29 ноября 1985г., в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то нибыло форме от 9 декабря 1988.
Так, в соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них всегда были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействия их перевоспитанию.
Современное положение несовершеннолетнего в уголовном праве определяется, прежде всего, содержанием проводимой государством уголовной политики. По отношению к несовершеннолетнему уголовная политика российского законодательства имеет двоякое содержание: с одной стороны, она, естественно осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой стороны – обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении потерпевшего, но и распространяется на субъект преступления[4].
Сам термин «несовершеннолетний», несмотря на сложную междисциплинарную структуру и частое применение как в разноотраслевом законодательстве, так и в специальной литературе, до настоящего времени не имеет универсального законодательного определения. В доктрине же российского права несовершеннолетним признается лицо, не достигшее определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. возможность реализации в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией РФ и другими законами страны[5].
Следует заметить, что определение правового положения несовершеннолетних в сфере уголовно правовых отношений, является необходимым условием (предпосылкой), дающим основание говорить о наличии особенностей расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и, следовательно, и возможности существования методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии, и разработке рекомендаций, направленных на совершенствование правоприменительной деятельности субъектов уголовного – процесса.
Привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности происходит на общих основаниях. Так, сто.19 УК РФ имеет прямое указание на признаки преступления как лица, способного в соответствии с законом нести уголовную ответственность. В соответствии с ней уголовной ответственности подлежит только физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.
Таким образом, первым признаком субъекта преступления, является признак физического лица. По выражению выдающегося отечественного юриста Н.С. Таганцева, принцип уголовной ответственности «остается непоколебимым по соображениям как уголовной политики, так и права»[6].
Вторым обязательным признаком является вменяемость лица. Хотя в УК РФ не дается прямого определения вменяемости, но его можно сформулировать через категорию невменяемости. Таким образом, вменяемость предполагает обязательное сочетание двух критериев, характеризующих ей с точки зрения различных отраслей знаний: юридического и медицинского и означает способность лица во время совершения общественно опасного деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Третьим обязательным признаком, характеризующим субъекта преступления, является определенный законом возраст.
Определение возраста, соответствующего достижению качественного уровня приобщения несовершеннолетнего к общественным ценностям, должно всегда производиться с учетом этапов социализации, принимая во внимание условия развития, воспитания, обучения несовершеннолетнего.
В ст. 20 УК РФ законодателем установлены две минимальные возрастные границы ответственности: общая – 16 лет и, в качестве исключения, пониженная - с 14 лет за четко очерченный круг преступлений.
Относительно установления возраста Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении «О судебной практике по делам о несовершеннолетних»[7] разъяснил, что согласно ст.421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. При этом нужно учитывать , что лицо считается достигшим возраста , с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля следующих суток.
Одной из важнейших особенностей несовершеннолетних является то, что обладая формально календарным возрастом, они в значительной мере могут отличаться друг от друга по уровню психического развития. По этому основанию не подлежит уголовной ответственности не подлежит несовершеннолетний, если он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и бездействий либо руководить им вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
В соответствии со ст.87 УК РФ «несовершеннолетним признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».
В соответствии с нормами УК РФ руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает также: 1) условия его жизни и воспитания, 2) уровень психического развития, иные особенности личности, 3) влияние на него старших по возрасту лиц.
Назначение уголовного наказания несовершеннолетним основывается на руководящих принципах, выработанных международным сообществом:
1. Меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.
2. Решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума.
3. При рассмотрения дела несовершеннолетнего вопрос о его или благополучии должен служить определяющим фактором[8].
Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал, что суды при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с ч.3 ст.427 УПК РФ, получив уголовное дело с обвинительным заключением или с обвинительным актом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.
Пленум также указывает судам, что при решении вопроса от назначении наказания несовершеннолетним, прежде всего, следует возможность применения к несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы.
Специалистами в области уголовного права было неоднократно отмечено, что подросток – не жертва неких «причин – обстоятельств», ибо в любом случае он должен осознавать коллизию между сущим его поведением и должным. Однако, принимая тот факт, что личность подростка ещё формируется, законодатель установил: совершение преступления несовершеннолетним является смягчающим наказания обстоятельством (п. «б» ч. 1 ст.61 УК РФ).
Применяя к несовершеннолетнему нормы об обязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебная практика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:
· Несовершеннолетним совершившим преступление в возрасте до16 лет, наказание не может превышать шести лет лишения свободы;
· Несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также в возрасте от 16 до 18 лет срок наказания не может превышать десяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательных колониях;
· Несовершеннолетним до 16 лет, осужденным впервые за совершение преступление небольшой тяжести и средней тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;
· Несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным впервые за преступление небольшой тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;
· Учитываются положения ст. 88 УК РФ о сокращении наполовину низшего предела в виде лишения свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления;
· В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч.5.ст.73 УК РФ.
· Назначение несовершеннолетнему наказания по совокупности преступлений или приговоров окончательное наказание не может превышать максимального размера или срока этого наказания, предусмотренного ст. 88 УК РФ, с учетом возраста преступника на момент совершения преступления.
При назначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитания подростка. В этой связи суд учитывает семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между несовершеннолетними , его родителями и близкими, отношение к учебе.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7[9] содержится указание судам о недопустимости применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.
Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда
Принудительные меры воспитательного воздействия перечислены в ч. 2 ст. 90 УК РФ, а их содержание раскрыто в ст. 91 УК РФ. Перечень принудительных мер является исчерпывающим.