Теоретические основы SWOT – анализа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах……….…5-8
1.2Этапы разработки стратегического плана…………………………….…8-11
1.3 Теоретические основы SWOT – анализа……………………………….11-12
Технология разработки стратегии здоровье населения города Омска
2.1Оценка современного состояния здоровья населения города Омска.........13
2.2 SWOT – анализ здоровья населения города Омска……………..……..14-15
3. Разработка сценариев развития..............................................................16-18
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………..……20
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия – общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегическое планирование – динамический процесс определения миссии и цели организации, нахождения конкретных стратегий для выбора нужных экономических ресурсов, их распределение и использование с целью обеспечения эффективной деятельности организации в перспективе.
Цель данной работы является совершенствования системы стратегического планирования на муниципальном уровне для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. изучение теоретической основы стратегического планирования
2. разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне
Объект исследования – город Омск.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1Принципы и задачи стратегического планирования в городах
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.
Актуальность внедрения системы стратегического планирования в городах России обусловлено следующими причинами:
1. стратегическое планирование признанный в мировой практике элемент городского управления и регулирования. Он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учётом стратегических целей.
2. условия конкретных социально – экономических преобразований, предполагающие адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного рынка. Стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом способным консолидировать (укрепление чего-либо; объединение, сплочение) условия администрации и общества в решении городских проблем.
3. процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимодействию администрации с общественностью, способствует имиджу города.
В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:
1.стратегический план – короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города;
2.стратегический план разрабатывается и реализуется публично;
3.в стратегическом плане согласуется долгосрочное видение и конкретностных немедленных действий;
План – документ, содержащий систему показателей комплекс различных мероприятий по решению социально – экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.
По содержанию и периоду планы:
1. стратегические долгосрочные 5 и более лет
2. тактические (среднесрочные) от 1 до 5 лет
3. оперативные (краткосрочные) год и менее года.
Планы классифицируются на:
1. проблемные
2. комплексные
3. локальные
Требования к планам:
1. соответствие объективным экономическим законам
2. учёт потребности рынка
3. научное обоснование
4. рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального
5. нацеленность на высокий конечный результат
6. учёт экологических требований.
Основными задачами стратегического планирования являются:
1) определение необходимых политических решений;
2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;
3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем;
4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.
В разработке и реализации стратегического плана участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.
Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.
Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.
Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.
Стратегическое планирование характеризуется следующими основными чертами:
· направлено на решение наиболее острых городских проблем;
· определяет основные цели развития города;
· создает рамки для более детального планирования и принятия текущих решений;
· позволяет увязывать территориальные и отраслевые планы;
· обеспечивает преемственность планов и программ;
· выстраивает общую логику развития города.
Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.
Конкретная стратегия выбирает путь развития, русло, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.
Стратегические подходы в планировании позволяют городу:
· оценить условия, в которых будет проходить развитие города. Предвидя возможные события, можно планировать действия так, чтобы минимизировать негативный или максимизировать положительный эффект;
· провести комплексную оценку потенциала города;
достичь консенсуса и поставить общие цели.
· координировать программы городского развития;
· определить направление движения через постановку целей и задач, создать инструмент для измерения и оценки результатов.
Городские стратегии могут варьироваться, однако они не являются взаимоисключающими, а, скорее, дополняющими. Города редко принимают какую-то одну стратегию. Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана.
1.2 Этапы разработки стратегического плана
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1 [2].
Рис. 1 Структура стратегического управления
Анализ средыобычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её составляющих.
1. макроокружения;
2. непосредственного окружения;
3. внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведёт работу, и на то, какие осложнения её могут ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
· кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;
· организация управления;
· производство, включающее организационные, операционные и технико – технологические характеристики и научные исследования и разработки;
· финансы фирмы;
· маркетинг;
· организационная культура.
Определение миссии и целей организации– один из процессов стратегического управления, состоит из трёх подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Миссия придаёт организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
SWOT – анализ –метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии.На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии – это отнюдь не составление плана действий.
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом её реализации, а лишь создаёт базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации, переводящих её в таком состоянии, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым стратегическом управлении [2].
Теоретические основы SWOT – анализа
SWOT образован по начальным буквам английских терминов, обозначающих сильные и слабые стороны организации, имеющиеся у неё возможности и внешние угрозы.
Цель: определение существенно влияющих факторов, их структурирование и формирование стратегии организации.
Сильные стороны — преимущества вашей организации;
Слабости — недостатки вашей организации;
Возможности — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества вашей организации на рынке;
Угрозы — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке [7].
SWOT – анализ – промежуточное звено между формированием миссии организации и определением её целей и задач, а матрица SWOT – анализа – инструмент для определения и сопоставления сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами.
SWOT – анализ – это инструмент, используемый в менеджменте и при формировании стратегии. SWOT – анализ позволяет, взвешивая силы организации и оценивая рыночную ситуацию, структурировать информацию в рамках единой SWOT – модели, выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
Проведение SWOT – анализа сводится к заполнению матрицы. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы. Заполнив матрицу, устанавливаются основные направления развития организации, проблемы, подлежащие скорейшему решению и определяется необходимое ресурсное обеспечение.
Результат SWOT – анализа: выявленные основные направления развития предприятия и чётко сформулированные и логически обоснованные проблемы, которые необходимо срочно решить для успешного развития организации.
Достоинства: наглядность, простота освоения и применения. Позволяет оценить сильные и слабые стороны организации, определить возможности и угрозы.
Недостатки: простота анализа может привести к поспешным и бесполезным выводам. [4]