ГЛОССАРИЙ по теме Инфляция и Антиинфляционная политика

БАЗОВЫЙ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (БАЗОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ)– являясь одной из составляющих индекса потребительских цен (ИПЦ), исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер.

БАЗИСНЫЙ ПЕРИОД ИНДЕКСА–период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%.

ВЕСА–мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен. (мерой обычно выступает доля в расходах потребителей).

ВЗВЕШИВАНИЕ–метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности (Обычно взвешивание происходит по структуре расходов потребителей).

ДЕНЕЖНЫЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ –сумма фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, включающие в себя потребительские расходы, а также расходы , не связанные с потреблением.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (ДОМОХОЗЯЙСТВО) –совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ)–относительный показатель характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Обычно ИПЦ определяют как индекс Ласпейреса.

ИНДЕКС ЦЕН– относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени.

ИНДЕКС ЦЕН ЦЕПНОЙ – строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.

ИНДЕКС ЦЕН БАЗИСНЫЙ (Прямой)–рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу сравнения.

Цепной индекс цен – Ряд значений индекса для длинной последовательности периодов, полученный путем увязки индексов, охватывающих более короткие последовательности периодов. (Цепные месячные индексы связывают помесячные изменения путем последовательного умножения.) О цепном индексе говорят, что он имеет отклонение от прямого индекса, если его значение не возвращается единице при возвращении цен текущего периода к уровням базисного периода. Цепные индексы подвержены отклонению от прямого индекса, если в период, которые они охватывают, наблюдаются колебания цен.

Прямой индекс цен – Прямые индексы сравнивают последовательно цены каждого месяца непосредственно с ценами базисного месяца (декабря или января) Прямой годовой индекс цен – отношение цен на 31 декабря текущего года к ценам 31 декабря базового года.

Транзитивность – означает, что цепные месячные индексы эквивалентны соответствующим прямым индексам. Критерий транзитивности — цепной индекс за один период по сравнению с другим должен быть равен прямому индексу, сравнивающему эти же два периода. (Например цепной индекс рассчитанный как произведение индексов цен за январь, февраль, март, апрель, июнь д.б. равен прямому индексу цен рассчитанный как соотношение цен июня к декабрю)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН–представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.

Индекс Ласпейреса – Индекс корзины, в котором корзина составлена из фактических количеств товаров и услуг Ласпейреса в более раннем из двух сравниваемых периодов, базисном периоде цен; Он также может выражаться как взвешенное среднее арифметическое из соотношений цен, в котором доли расходов в более раннем периоде используются как веса; Более ранний период служит и в качестве базисного периода весов, и в качестве базисного периода цен.

Индекс Пааше – Индекс корзины, в котором корзина составлена из фактических количеств товаров и услуг за более поздний из двух сравниваемых периодов. Более поздний период служит и в качестве базисного периода весов, и в качестве базисного периода цен. Индекс Пааше также может выражаться как взвешенное гармоническое среднее соотношений цен, в котором фактические доли расходов в более поздний период используются как веса.

Демократический индекс цен – Форма ИПЦ, в которой всем домашним хозяйствам при расчете индекса присваивается одинаковый вес, независимо от величины их расходов.

ИНФЛЯЦИЯ–обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги в экономике, связанное с нарушением функционирования денежно-кредитной и финансовой систем страны (неплатежи, непроизводительные расходы государства, неэффективная система кредитования, налогообложения и др.), структурными диспропорциями, нарушением соотношений цен на отдельные товары, услуги, а также рядом др. факторов. По темпам выделяют ползучую инфляцию, характерную для промышленно развитых стран (темп роста составляет по разным оценкам от 3 до 10% в год); галопирующую инфляцию, для развивающихся стран и стран с переходной экономикой (от 10-50% до 200-300% в год); гиперинфляцию (при темпах, превышающих 50% в месяц, если они сохраняются в экономике на протяжении полугода и более). Статистика измеряет уровень инфляции с использованием системы индексов цен, важнейшими компонентами которой являются индекс-дефлятор валового внутреннего продукта и индекс потребительских цен. В современных условиях прирост потребительских цен трактуется как инфляция в потребительском секторе.

Акселерационистская модель инфляции – теория, рассматривающая влияние уровня инфляции на безработицу и реальный национальный продукт. Основополагающей гипотезой модели является предположение о том, что экономика ведет себя по разному в периоды ускорения или замедления инфляции, а также в период стабильного роста цен.

Уровень инфляции - показатель среднего уровня изменения цен товаров и услуг относительно базисного периода; Для определения уровня инфляции используется формула:

ГЛОССАРИЙ по теме Инфляция и Антиинфляционная политика - student2.ru

КИПЦ–классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ) – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), являющаяся одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе Национальных Счетов 1993 года. Данная классификация была использована при разработке Классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) и Классификатора индивидуального потребления по целям, адаптированного к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ).

НАБОР ТОВАРОВ (УСЛУГ)–ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ–единый для всех субъектов Российской Федерации репрезентативно отобранный перечень товаров (малых товарных групп) и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) –налог из группы налогов на товары (услуги), которым облагается произведенная добавленная стоимость товаров (услуг).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ –являются частью денежных расходов населения, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретаемых в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ (РОЗНИЧНАЯ) ЦЕНА (ТАРИФ)–фактическая цена (тариф) на товар или услугу, реализуемую в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ)– товары (услуги), используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления. Общий объем потребительских товаров и услуг может быть оценен в стоимостном выражении как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ РАССЧИТЫВАЕМЫХ ИНДЕКСОВ ЦЕН–надежность рассчитываемой системы индексов цен, зависящая от принятой методологии их исчисления, а в ее рамках –от количества и представительности информационной базы, используемой для организации выборочного наблюдения за ценами. Мерой репрезентативности результатов выборочного наблюдения служат ошибки выборки, которые характеризуют точность распространения статистических параметров, полученных по данным выборки, на всю совокупность изучаемых явлений. На репрезентативность расчетов индексов цен влияет формирование совокупности как товаров-представителей, так и базовых организаций.

СВОДНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН–взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.

СЕЗОННОСТЬ–понятие, характеризующее повторяющееся изменение явлений в динамике, которые могут вызваться различными причинами, в том числе связанными со сменой времен года, с явлениями природы, с периодом созревания зерновых, овощей и фруктов и их переработке, выполнением определенных работ, а также с обычаями, традициями, праздниками и пр.

СОПОСТАВИМАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) – цена на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовая котировка), зарегистрированная в отчетном и базисном периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар.

СПРОС–важнейшая категория рынка, характеризуется потребностью, представленной на рынке деньгами.

СПРОС ЭЛАСТИЧНЫЙ–спрос, увеличивающийся при снижении цен (либо уменьшающийся при их повышении) таким образом, что общая выручка всех продавцов (расход всех потребителей) при этом увеличивается (уменьшается при росте цен).

СРЕДНИЕ СОПОСТАВИМЫЕ ЦЕНЫ–цены на товар (услугу)-представитель в базисном и отчетном периодах, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товарыс конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки).

ТАРИФЫ НА УСЛУГИ–система ставок, по которым организации сферы услуг реализуют их потребителям. Различаются тарифы на услуги населению и тарифы на услуги производственного характера.

Тарифы на услуги населению являются по существу потребительскими (розничными) ценами и формируются в таком же порядке.

ТОВАР –важнейшая категория рынка, объект рыночной деятельности, материальная и нематериальная субстанция или действия, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи.

ТОВАР (УСЛУГА)-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ–совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства.

УСЛУГА–полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощающиеся в материально-вещественный форме.

ЦЕНА–денежноевыражение стоимости товара в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную его единицу.

Цена покупателя –Цена, уплачиваемая покупателем для приобретения товара или услуги. Цена покупателя включает любые расходы, связанные с доставкой в определенное время и место по требованию покупателя.

Индекс стоимости жизни– Индекс измеряющий динамику между двумя периодами минимальных расходов, которые были бы понесены стремящимся к максимизации полезности потребителем, предпочтения или вкусы которого остаются неизменными, в целях поддержания заданного уровня полезности (либо уровня жизни или благосостояния). Поскольку потребители могут менять потребляемые количества товаров и услуг в ответ на изменения относительных цен (см. Эффект замещения), ИСЖ не является индексом корзины. Обычно расходы первого или второго, а возможно и обоих периодов, не поддаются наблюдению. ИСЖ невозможно рассчитать непосредственно, но его можно аппроксимировать с помощью гиперболических индексов. См. Условный индекс стоимости жизни.

Условный индекс стоимости жизни –измеряет динамику стоимости поддержания заданного уровня полезности (или уровня жизни) исходя из предположения о постоянстве всех факторов, влияющих на полезность для потребителя или его благосостояние (таких как состояние физической среды), кроме цен, которые охватывает данный индекс

Чистое изменение цены – Изменение цены товара или услуги, характеристики которых не меняются; или изменение цены после поправки на любое изменение качества.

Поправки на качество– Поправка к изменению цены продукта, характеристики которого меняются во времени, призванная исключить влияние изменения характеристик на наблюдаемое изменение цены. В контексте ИПЦ данная поправка необходима, если цену заменяющего продукта приходится сравнивать с ценой того продукта, который он заменяет. На практике необходимую поправку можно только оценивать.

Поправки на качество в явном виде– Прямая оценка того, насколько изменение цены на продукт обусловлено изменениями его физических или экономических характеристик.

Поправки на качество в неявном виде– Косвенно определяемое изменение качества продукта, характеристики которого с течев неявном виде нием времени меняются, через оценку (или предположение) произошедшего чистого изменения цены. Например, если чистое изменение цены принимается равным среднему для некоторой иной группы продуктов, то подразумеваемое изменение качества равно фактически наблюдаемому изменению цены, деленному на предполагаемое чистое изменение цены. Если наблюдаемое изменение цены в полном объеме принимается за чистое изменение цены, то предполагается, что изменения качества не произошло.

Подход к расчету ИПЦ на основе приобретения – Подход к ИПЦ, при котором потребление отождествляется с потребительскими услугами, приобретенными домашними хозяйствами в определенный период (в отличие от товаров и услуг, полностью или частично использованных на цели потребления). В зависимости от предполагаемого охвата ИПЦ, приобретения могут включать не только купленные товары и услуги, но и те товары и услуги, которые были получены путем собственного производства домашними хозяйствами или в качестве социальных трансфертов в натуральной форме от органов государственного управления или некоммерческих организаций.

Потребление – Несколько типов потребления:

промежуточное потребление включает товары и услуги, используемые предприятиями

в качестве затрат в производственных процессах; исключается из ИПЦ;

коллективное потребление включает, главным образом, коллективные услуги, предоставляемые органами государственного управления всему населению; исключается из ИПЦ;

конечное индивидуальное потребление включает товары и услуги, которые индивидуальные домашние хозяйства могут приобретать для удовлетворения собственных нужд и потребностей.

Расходы домашних хозяйств – Расходы на конечное потребление товаров и услуг, самостоятельно понесенные отдельными домашними хозяйствами. Сюда не входят расходы органов государственного управления или некоммерческих учреждений на товары или услуги, предоставленные домашним хозяйствам в качестве бесплатных социальных трансфертов в натуральной форме.

Сезонные продукты – К сезонным относятся продукты, которые либо недоступны на рынке в течение определенных сезонов или периодов года, либо доступны в течение всего года, однако их количества и цены характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном или временем года.

Потребление продукции собственного производства – Товары или услуги, потребляемые домашним хозяйством, которое их производит. К данной категории относятся жилищные услуги, потребляемые лицами, проживающими в принадлежащих им помещениях. Если товары и услуги, произведенные и потребленные одним и тем же домашним хозяйством, подлежат включению в ИПЦ, то для них должны использоваться условно исчисленные цены. Включение или невключение в ИПЦ зависит от предполагаемого охвата индекса.

Метод использования – Подход к ИПЦ, при котором потребление в некотором периоде отождествляется с потребительскими товарами и услугами, фактически использованными домашним хозяйством для удовлетворения своих потребностей и желаний (в отличие от приобретенных товаров и услуг). В рамках этого подхода потребление товаров длительного пользования в указанный период измеряется стоимостью потоков услуг, ленных запасами товаров длительного пользования, принадлежащих домашним хозяйствам. Такая стоимость может оцениваться по издержкам пользователя. Модель «вечной повозки» – модель амортизации, в рамках которой товар длительного пользования оказывает одни и те же услуги при любом сроке выпуска: стул остается стулом независимо от его возраста (пока не развалится и не будет выброшен). Также известна как модель «электрической лампочки».

Дефлирование (Дефлятирование) – Деление текущей стоимости на индекс цен (дефлятор) для переоценки агрегата в ценах базисного периода (например реальный размер ВВП).

Дефлятор ВВП – Отношение номинального ВВП к реальному. Обычно дефлятор ВВП определяют как индекс Пааше.

Антиинфляционная политика— это методы государственного управления экономикой в части подавления инфляции.

Дефляционная политика— комплекс мер лимитирования спроса на деньги. Это осуществляется с помощью денежно-кредитной и нало­говой политики через уменьшение государственных затрат, повышение банковской процентной ставки, увеличение налогового пресса, лимити­рование увеличения денежной массы.

Политика доходовпредусматривает параллельное сдерживание цен и оплаты труда методами их тотального «замораживания» или установ­лением лимитов их увеличения.

Адаптационная политикасводится к тому, что агенты экономики своем функционировании принимают во внимание инфляцию с ее воз­можными потерями от снижения покупательной способности денег. Индексация(полная или частичная) — компенсация потерь от падения стоимости денег. Это соответствующее размеру инфляции увеличение банковских кладов, зарплаты и др.

Инфляционное таргетирование – комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год); Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции; Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости; Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Монетарные инструменты инфляционного таргетирования – Повышение ЦБ ставки рефинансирования, Операции ЦБ по продажам своих и гос. облигаций, повышение нормативов обязательных резервов, ужесточение условий рефинансирования, ревальвация национальной валюты.

Денежная рестрикция – ограничение кредитов, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Обычно такое ограничение приводит к общему ограничению кредитов, предоставляемых предприятиям, фирмам, снижению капиталовложений, вызывающему «сжатие» производства, снижение темпов экономического роста.

Деноминация— способ «зачеркивания нулей» — кратное укрупнение масштаба цен.

Нуллификация денег – аннулирование государством резко обесценившихся бумажных денег. Н. д. может явиться следствием глубокой инфляции; она может быть вызвана также необходимостью изъять потерявшие силу законного платёжного средства бумажные деньги в связи со сменой политической власти. Н. д. является одним из методов стабилизации денежного обращения.

Наши рекомендации