Оценка значимости параметров регрессии
При статистической проверке значимости параметров регрессии и коэффициента корреляции в качестве основной гипотезы выдвигают гипотезу о незначимом отличии от нуля истинного значения параметров регрессии и коэффициента корреляции, т.е. считается что , , . В качестве альтернативной выдвигается обратная гипотеза, т.е. гипотеза, состоящая в том, что значения параметров ненулевые.
Для проверки таких статистических гипотез используется - критерий Стьюдента. Рассмотрим механизм проверки статистической гипотезы:
1) Вычисляют стандартные ошибки параметров по формулам:
или ;
или ; , где
, .
2) Используя значения параметров и значения стандартных ошибок, определяют фактические значения - критерия Стьюдента: ; ; .
3) Определяют табличное (критическое) значение данного параметра, используя заданный уровень значимости и число степеней свободы ( ):
4) Если фактическое значение критерия меньше табличного , то в этом случае нет оснований отвергать основную гипотезу и, как следствие, параметр незначимо отличается от нуля при заданном уровне значимости (является статистически незначимым, ненадежным). Если , то нет оснований не отвергнуть (принимать) нулевую гипотезу, следовательно, оцениваемый параметр принимает ненулевое значение, т.е. является статистически значимым, надежным и его можно использовать при прогнозировании.
Для оценки статистической значимости также используются доверительные интервалы:
1. Вычисляют предельные ошибки параметров , , по формулам:
, , .
2. Находят границы доверительных интервалов:
, , .
3. Если границы доверительного интервала являются противоречивыми (левая отрицательна, правая положительна), то в какой-то момент времени оцениваемый параметр может принимать нулевое значение, следовательно, оцениваемый параметр является статистически незначимым, ненадежным и его нельзя использовать при прогнозировании.
Если границы интервала не противоречивы (обе положительны или обе отрицательны), то параметр считается статистически значимым, надежным.
Замечание
1. Для линейной парной регрессии справедливы следующие формулы:
; ;
2. При использовании - статистики Стьюдента рассматривают абсолютную величину фактического значения данной статистики.
3. Предложенный выше метод оценки статистической надежности коэффициента корреляции справедлив при большом числе наблюдений и в том случае, когда является величиной не близкой к 1. Если величина коэффициента корреляции близка к 1, то вводят вспомогательную величину : и стандартная ошибка будет равна . Далее критическое значение - статистики находят из специальных таблиц.