Анализ рынка и описание наиболее важных факторов
Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV*).
Падение продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2014 году в России составило 10,3% по сравнению с 2013 годом – всего за 12 месяцев было реализовано 2491404 новых машин. Данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) приводятся на официальном сайте организации [17].
По оценке российского аналитического агентства «АВТОСТАТ» [18], рынок новых легковых автомобилей в 2014 году составил 2,34 млн., что на 8% меньше результата 2013 года (2,54 млн.). В сегменте LCV за 2014 г. реализовано 140 тысяч машин – на 15% меньше, чем в 2013 году. На 2015 год комитет автопроизводителей АЕБ прогнозирует дальнейший спад продаж новых авто – до 1,89 млн. (-24% к 2014 году).
В отличие от российского рынка, впервые с 2007 года европейский завершил год с положительным результатом. Количество зарегистрированных новых автомобилей увеличилось примерно на 13 млн. (+5,7% к 2013). Наибольший рост продемонстрировала Испания (+18,1%), Великобритания (+9,3%), Италия (+4,2%) и Германия (+2,9%).
Самые продаваемые автомобили в России по итогам 2014 года представлены в таблице (данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки):
Объем и динамика продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV*).
МАРКА | ДЕКАБРЬ 2014 | ЯНВАРЬ – ДЕКАБРЬ 2014 | ||||
2014 | 2013 | Динамика, % | 2014 | 2013 | Динамика, % | |
Lada | 35,315 | 38,948 | -9% | 387,307 | 456,309 | -15% |
KIA | 20,200 | 16,024 | 26% | 195,691 | 198,018 | -1% |
Nissan | 20,131 | 17,540 | 15% | 162,010 | 146,319 | 11% |
Renault | 19,263 | 18,884 | 2% | 194,531 | 210,099 | -7% |
Toyota | 17,536 | 14,742 | 19% | 161,954 | 154,812 | 5% |
Hyundai | 15,235 | 14,171 | 8% | 179,631 | 181,153 | -1% |
VW | 13,871 | 13,548 | 2% | 128,071 | 156,247 | -18% |
Chevrolet | 13,488 | 18,755 | -28% | 123,175 | 174,649 | -29% |
Mitsubishi | 12,702 | 8,429 | 51% | 80,134 | 78,747 | 2% |
Ford | 9,159 | 12,376 | -26% | 65,966 | 106,734 | -38% |
ГАЗ ком.авт. | 7,916 | 7,381 | 7% | 69,388 | 82,395 | -16% |
УАЗ | 7,221 | 6,436 | 12% | 49,844 | 51,624 | -3% |
Mazda | 7,049 | 4,372 | 61% | 50,716 | 43,179 | 17% |
Opel | 6,834 | 8,827 | -23% | 64,985 | 81,421 | -20% |
Škoda | 6,214 | 8,513 | -27% | 84,437 | 87,456 | -3% |
Datsun | 5,104 | - | - | 11,414 | - | - |
Mercedes-Benz | 4,210 | 4,165 | 1% | 49,165 | 44,376 | 11% |
Lifan | 3,866 | 3,182 | 21% | 23,619 | 27,467 | -14% |
BMW | 3,577 | 4,183 | -14% | 35,504 | 42,071 | -16% |
Audi | 2,983 | 2,585 | 15% | 34,014 | 36,150 | -6% |
Chery | 2,920 | 2,101 | 39% | 18,139 | 19,855 | -9% |
Mercedes-Benz ком.авт. | 2,914 | 264% | 11,020 | 5,247 | 110% | |
Geely | 2,706 | 3,003 | -10% | 18,828 | 27,263 | -31% |
Subaru | 2,634 | 1,654 | 59% | 17,557 | 16,831 | 4% |
Suzuki | 2,593 | 2,148 | 21% | 19,931 | 27,724 | -28% |
SsangYong | 2,411 | 3,268 | -26% | 25,010 | 34,055 | -27% |
Daewoo | 2,340 | 6,196 | -62% | 37,695 | 60,829 | -38% |
Citroёn | 2,337 | 2,543 | -8% | 20,075 | 28,961 | -31% |
Peugeot | 2,122 | 2,745 | -23% | 21,102 | 33,862 | -38% |
Honda | 2,085 | 3,065 | -32% | 20,655 | 25,741 | -20% |
Land Rover | 2,070 | 2,221 | -7% | 21,148 | 21,030 | 1% |
Infiniti | 1,591 | 69% | 8,983 | 8,677 | 4% | |
Lexus | 1,488 | 1,474 | 1% | 19,149 | 15,768 | 21% |
Volvo | 1,457 | 1,601 | -9% | 15,421 | 15,017 | 3% |
FIAT | 1,311 | 50% | 8,102 | 8,001 | 1% | |
VW ком.авт. | 1,189 | 1,735 | -31% | 12,612 | 15,915 | -21% |
Jeep | 1,054 | 37% | 8,221 | 5,250 | 57% | |
Great Wall | 1,914 | -54% | 15,005 | 19,954 | -25% | |
Porsche | 66% | 4,707 | 3,790 | 24% | ||
Brilliance | - | - | - | - | ||
Acura | - | - | 1,106 | - | - | |
Haima | 205% | 1,009 | 152% | |||
MINI | -25% | 1,750 | 2,800 | -38% | ||
Isuzu | 1006% | 260% | ||||
Cadillac | 22% | 1,324 | 1,513 | -12% | ||
SEAT | 1% | 1,641 | 3,375 | -51% | ||
Changan | - | - | 1,144 | - | - | |
Jaguar | -22% | 1,628 | 1,710 | -5% | ||
BAW | -46% | 1,082 | 1,594 | -32% | ||
smart | 122% | 91% | ||||
JAC | - | - | - | - | ||
Chrysler | 188% | -18% | ||||
Alfa Romeo | - | - | - | - | ||
Luxgen | -86% | 39% | ||||
ZAZ | - | 3,260 | -85% | |||
Foton | - | 950% | ||||
ТагАЗ | n/a | - | -65% | |||
BYD | - | -95% | ||||
Vortex | n/a | - | 1,005 | - | ||
FAW | n/a | - | 2,164 | 4,838 | -55% | |
Bogdan | - | - | 2,055 | -96% | ||
Dodge | - | -86% | ||||
Иж | - | -97% | ||||
Итого | 2.4% | -10.3% |
* LCV – коммерческие грузовики и микроавтобусы полной массой от 3,5 т и вместимостью до 17 пассажиров (в исключениях до 6 т и до 19 пассажиров, исключения появляются если транспортное средство изготовлено на базе модели входящей в сегмент LCV). Также к категории LCV причислены все коммерческие транспортные средства полной массой до 3,5 т для коммерческой перевозки небольших грузов и пассажиров. Из числа пикапов к категории LCV относятся только пикапы производства ВИС (ВазИнтерСервис), как используемые преимущественно в коммерческих целях.
Объем российского рынка новых LCV в марте 2015 года составил 6,7 тыс. шт., что на 39,8 процента меньше, чем в марте прошлого года. По итогам трех месяцев (январь-март) ситуация выглядит немного лучше (-36,7% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года), реализовано 19,7 тыс. шт.
Первые две строчки ТОП-10 в марте занимают два отечественных бренда GAZ и UAZ. Лидером на рынке остается GAZ, реализовавший в марте года 2,9 тыс. автомобилей. Он показал падение меньше, чем в среднем по рынку (-31,6% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года), в то время как у семи из десяти брендов – падение больше среднерыночного: от -43,1% (LADA) до -81,8% (Peugeot). На втором месте в рейтинге - UAZ c продажами в марте 1,2 тыс. шт., с лучшей, чем рынок, динамикой (-1,7%). На третьей строчке – Mercedes (612 шт., - 3,9% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года). Далее следует LADA, объемы продаж которой, даже с учетом реализации дочерней компании VIS, упали на 43,1%. Fiat – на пятом месте (310 шт.; -43,4%). На шестом – Ford (303 шт.,-59,9%). За ним следуют Volkswagen (238 шт.; -67,5) и Peugeot (97 шт.; -81,8%) с динамикой падения продаж значительно ниже среднерыночной. Замыкают ТОП-10 брендов Hyundai (97 шт., -65,7%) и Iveco (91 шт.,-61,1%). Самое большое падение объемов в первой «десятке» – у Peugeot, самое маленькое – у UAZ (-1,7%) и Mercedes (-3,9%).
В десятке моделей-лидеров марта первые четыре строчки занимают представители отечественного автопрома. Абсолютным лидером продаж месяца стала «Газель» GAZ 3302 (1160 шт.), на втором месте – GAZELLE NEXT (904 шт.), на третьем – UAZ 3909 (571 шт.). UAZ 2206 занимает четвертую позицию (465 шт.). На пятой - Mercedes Sprinter (456 шт.), модель лидирует среди легких коммерческих иномарок. Шестое место в ТОП-10 – у LADA Largus VU (433 шт.), седьмое – у GAZ 2705 (407 шт.). Замыкают ТОП-10 моделей месяца – Ford Tranzit (262 шт.), Fiat Ducato (246 шт.) и GAZ 3221 (241 шт.). Положительную динамику в марте из ТОП-10 показали UAZ 2206 (+34,8%), Mercedes Sprinter (+3,2%) и GAZ 2705 (+2,3%). Самое большое падение – у Ford Tranzit (-62,2%).
Топ-10 марок новых LCV в России в марте 2015 г.
N | Марка | Январь-март 2015 г. | Январь-март 2014 г. | % | Март 2015 г. | Март 2014 г. | % |
GAZ | -39,6 | -31,6 | |||||
UAZ | 5,1 | -1,7 | |||||
MERCEDES | 14,4 | -3,9 | |||||
LADA (+VIS) | -46,4 | -43,1 | |||||
FIAT | -28,2 | -43,4 | |||||
FORD | -43,1 | -59,9 | |||||
VOLKSWAGEN | -58,4 | -67,5 | |||||
PEUGEOT | -75,1 | -81,8 | |||||
HYUNDAI | -56,9 | -65,7 | |||||
IVECO | -53,1 | -61,1 | |||||
Всего | -36,7 | -39,8 |
Топ-10 моделей новых LCV в России в марте 2015 г.
N | Марка | Январь-март 2015 г. | Январь-март 2014 г. | % | Март 2015 г. | Март 2014 г. | % |
GAZ 3302 | -51,2 | -40,0 | |||||
GAZ GAZELLE NEXT | -42,2 | -35,4 | |||||
UAZ 3909 | 5,7 | -12,2 | |||||
UAZ 2206 | 19,1 | 34,8 | |||||
MERCEDES SPRINTER | 13,2 | 3,2 | |||||
LADA LARGUS VU | -45,2 | -44,0 | |||||
GAZ 2705 | -11,3 | 2,3 | |||||
FORD TRANSIT | -49,3 | -62,2 | |||||
FIAT DUCATO | -32,1 | -43,6 | |||||
GAZ 3221 | -33,4 | -24,2 |
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», количество проданных на вторичном рынке легковых автомобилей в марте 2015 года составило 386,5 тыс. шт., что на 24,3% меньше, чем в марте 2014 года. По итогам трех месяцев текущего года ситуация выглядит немного лучше, объем рынка составил 1,1 млн. шт. (-19,5% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года).
Продажи традиционно лидирующей на российском рынке подержанных автомобилей LADA снизились по итогам марта на 21,3%, до 125,6 тыс. шт. Среди моделей лидером стала LADA 2107, но и ее продажи в марте упали на 25,6%. Ни одна из моделей автомобилей, что вошли в ТОП-25, не продемонстрировала положительную динамику. Все ушли в «минус», в диапазоне от 8,7% (LADA 2170) до 38,4% (Toyota Corolla).
Среди брендов иномарок традиционно лидирует Toyota: за март 2015 года продано 40,3 тыс. шт. (на 31,6% меньше, чем годом ранее). На второй строчке рейтинга иномарок – Nissan (-29,3% в марте, реализовано 18,6 тыс. шт.), на третьей – Chevrolet (-27,0%, реализовано 15,0 тыс. шт.). Замыкает пятерку брендов-лидеров марта Ford (-27,5%, реализовано 14,1 тыс. шт.). В ТОП-10 месяца вошли также Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Honda, Renault. Все марки из ТОП-40 показали в марте отрицательную динамику, причем у 17 из них - падение оказалось сильнее среднерыночного показателя.
В модельном рейтинге больше половины (13 из 25) - модели LADA. Абсолютными лидерами по объему рынка были четыре модели LADA (2107, 2114, 2110, 4x4 и одна иномарка - Ford Focus. Все они, за исключением NIVA, показали падение продаж по сравнению с аналогичными показателями прошлого года более 20%, у NIVA – 14,5%.
Рейтинг марок подержанных легковых автомобилей в России в марте 2015 г.
N | Марка | Январь-март 2015 г. | Январь-март 2014 г. | % | Март 2015 г. | Март 2014 г. | % |
LADA | -19,7 | -21,3 | |||||
TOYOTA | -25,0 | -31,6 | |||||
NISSAN | -21,2 | -29,3 | |||||
CHEVROLET | -21,0 | -27,0 | |||||
FORD | -20,9 | -27,5 | |||||
HYUNDAI | -19,2 | -25,9 | |||||
VOLKSWAGEN | -15,8 | -21,4 | |||||
MITSUBISHI | -17,7 | -22,9 | |||||
HONDA | -21,4 | -30,3 | |||||
RENAULT | -22,1 | -24,7 | |||||
KIA | -19,0 | -25,8 | |||||
MERCEDES | -8,1 | -14,5 | |||||
DAEWOO | -19,6 | -23,0 | |||||
BMW | -9,5 | -15,8 | |||||
MAZDA | -19,3 | -28,5 | |||||
OPEL | -25,5 | -31,0 | |||||
AUDI | -12,3 | -17,2 | |||||
GAZ | -23,7 | -24,0 | |||||
SKODA | -20,9 | -25,4 | |||||
UAZ | -7,9 | -8,1 | |||||
SUBARU | -11,9 | -24,6 | |||||
SUZUKI | -26,5 | -34,1 | |||||
PEUGEOT | -27,5 | -34,0 | |||||
LEXUS | -7,5 | -19,3 | |||||
VOLVO | -19,3 | -25,2 | |||||
OKA | -19,5 | -19,4 | |||||
LAND ROVER | -5,0 | -11,9 | |||||
CITROEN | -26,0 | -34,3 | |||||
INFINITI | 0,0 | -13,1 | |||||
CHERY | -12,8 | -18,5 | |||||
SSANGYONG | -8,3 | -15,9 | |||||
ZAZ | -19,9 | -22,1 | |||||
MOSKVICH | -26,3 | -26,3 | |||||
GREAT WALL | -13,2 | -16,3 | |||||
FIAT | -23,1 | -23,8 | |||||
LIFAN | 8,2 | -2,9 | |||||
IZH | -20,9 | -19,7 | |||||
PORSCHE | 7,1 | -10,4 | |||||
DODGE | -12,8 | -17,5 | |||||
JEEP | 3,8 | -1,5 | |||||
ДРУГИЕ | -9,2 | -16,7 | |||||
Всего | -19,5 | -24,3 |
Топ-25 моделей подержанных легковых автомобилей в России в марте 2015г.
№ | Марка | Модель | Январь-март 2015 г. | Январь-март 2014 г. | % | Март 2015 г. | Март 2014 г. | % |
LADA | -24,3 | -25,6 | ||||||
LADA | -18,9 | -21,4 | ||||||
LADA | -22,8 | -23,8 | ||||||
FORD | FOCUS | -20,1 | -28,4 | |||||
LADA | 4x4 | -11,3 | -14,5 | |||||
LADA | -25,9 | -27,5 | ||||||
TOYOTA | COROLLA | -32,4 | -38,4 | |||||
LADA | -17,8 | -19,7 | ||||||
LADA | -23,0 | -24,3 | ||||||
LADA | -6,8 | -8,7 | ||||||
LADA | -25,5 | -24,1 | ||||||
LADA | -29,1 | -29,7 | ||||||
DAEWOO | NEXIA | -19,2 | -21,8 | |||||
CHEVROLET | NIVA | -11,0 | -18,7 | |||||
RENAULT | LOGAN | -24,6 | -24,1 | |||||
TOYOTA | CAMRY | -18,7 | -24,4 | |||||
VOLKSWAGEN | PASSAT | -20,5 | -25,5 | |||||
MITSUBISHI | LANCER | -21,6 | -27,0 | |||||
LADA | -23,8 | -23,3 | ||||||
LADA | -12,1 | -19,3 | ||||||
OPEL | ASTRA | -24,0 | -32,3 | |||||
LADA | -20,6 | -19,7 | ||||||
GAZ | -24,7 | -25,2 | ||||||
HYUNDAI | ACCENT | -25,1 | -32,6 | |||||
DAEWOO | MATIZ | -21,8 | -27,1 |