Основные проблемы применения статистических методов в психологических исследованиях
Обобщение результатов измерений, их анализ и соотнесение с вероятностными характеристиками изучаемых объектов достигаются методами математической статистики.
Особое внимание уделяется вопросу оценки параметровна основе полученных таким образом дескриптивных статистик опыта, поскольку последние в связи с выборочным характером наблюдений при психолого-педагогических исследованиях, как правило, имеют отчасти случайный характер. Распределение этих статистик практически может быть определено лишь для ряда стандартных видов распределений и выборок. Но при психолого-педагогических исследованиях, как правило, фактический характер распределения изучаемых величин в генеральной совокупности обычно неизвестен. Поэтому выбор способов оценки параметров этого распределения по данным опыта требует или (1) предварительного постулирования определенной гипотезы о законе распределения соответствующих величин в интересующей генеральной совокупности, исходя из природы изучаемых событий и признаков, или (2) анализа эмпирических статистик выборки с точки зрения достаточной близости их распределения к одному из «стандартных» распределений на основе некоторого эффективного критерия, или (3) использования оценок, не зависящих от параметров генеральной совокупности. В ряде случаев возможно также приближение оценок к параметрам путем увеличения объема выборки, применения «метода моментов» Пирсона или метода наименьших квадратов Гауса.
В диссертации подвергаются детальному рассмотрению условия и способы использования перечисленных методов в различных конкретных случаях психолого-педагогических исследований.
Специальный раздел данной главы посвящен проблеме статистической проверки гипотез. В нем рассматриваются сущность этой проверки, ее основные методы и ее значение при формулировании обобщений на основе статистического анализа данных наблюдений и эксперимента. При этом показывается, что простое доказательство статистической значимости или не значимости обнаруженного различия фактически не имеет почти никакого научного или практического значения, так как оно отражает лишь объем выборки и мощность принятого критерия. Лишь установив на основе содержательных научных и практических соображений заранее то минимальное среднее различие в эффекте, при котором разница испытываемых педагогических факторов еще является существенной для наших целей, можно определить минимальный объем выборки, при котором нулевая гипотеза окажется принятой на заданном уровне значимости, если разница испытываемых факторов несущественна, и будет отклонена только тогда, когда эта разница, по определению, существенна.
Общая сущность требований к организации наблюдений и экспериментов в педагогике и психологии при статистическом исследовании психолого-педагогических процессов сводится к наивозможному уменьшению влияния неучитываемых случайных факторов на результаты опыта. Это достигается, в первую очередь, массовостью наблюдаемых объектов или явлений, их представительностью и однородностью, которые обеспечиваются рандомизацией выбора объектов, уточнением популяции, из которой осуществляется выборка, стабилизацией условий наблюдения и определением их количества по правилам достаточно больших чисел.
При малом числе наблюдений статистическая надежность достигается особыми приемами организации эксперимента: градуированием умышленных вариаций изучаемых факторов; компенсацией влияния случайных факторов по схеме взаимоконтроля или автоконтроля; уменьшением роли случайных факторов методами «возмущений» или «лабораторного эксперимента»; повышением значимости результатов с помощью «критического эксперимента» и факториальной организации опыта.
Следует, однако, отметить, что все эти методы вмешательства в процесс формирования личности учащихся связаны с определенным риском нарушения его естественного протекания. Математические средства для оценки и учета этого риска обещают дать развитие теории статистических решений и теории информации.
Библиография
1. Математическое моделирование в психологии, «Вопросы философии», № 2. – 2005.
2. Изучение закономерностей обучения и воспитания методами математической статистики, «Психология». - № 10. – 2002. - стр. 109–124.
3. Использование математических методов и кибернетики в психологических исследованиях, «Народная асвета». - № 9. – 1992. - стр. 30–41.
4. Об использовании математических и кибернетических методов в психологии и педагогике, «Психология». - № 4. - 1992. - стр. 45–55.
5. Математические методы в педагогике и психологии, «Педагогическая энциклопедия», т. II, Изд. БСЭ, М..
Лекция 2.
Различные подходы к понятию вероятности.
Алгебра вероятностей.
Явление и процесс. Закон и случай. Детерминизм и неопределенность природных и социальных явлений и процессов.
Вероятностный формализм описательной статистики. Случайность и вероятность. Событие. Вероятность событий.