Основные принципы реформы здравоохранения

дезинтеграция системы здравоохранения в конце 90 начале 2000 гг. была обусловленна:

• остаточным принципом финансирования;

• нерациональным использованием основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);

• недостатком современных медицинских технологий:

• снижением у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, из-за уравниловки в оплате труда;

• падением трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.

Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению своевременной, доступной, качественной, медицинской помощи, улучше­ние состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельно­сти.

Одним из направлений построения эффективной системы здравоохранения в современных условиях является развитие медицинского страхования и рынка медицинских услуг. Программным документом определяющим развитие медицинского обеспечения населения стал национальный проект «Здоровье».

3. Сущность медицинского страхования и рынок медицинских услуг Медицинское страхование — вид социального страхования, форма социальной зашиты интересов населения в охране здоровья. (Ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»), его цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение меди­цинской помощи за счет накопленных средств и финансировать мероприятия по профилактике заболеваний.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и доб­ровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответ­ствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с за­тратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхо­вания выступают; гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.

Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу.

Принцип солидарности подразумевает ответственность и затраты всего обще­ства за охрану здоровья каждого индивида. При его реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использования финансовых ре­сурсов страхования, так и объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными.

Накопительный принцип медицинского страхования подразумевает ответст­венность каждого гражданина за количество страховых средств, накапливаемых на его персональном счете. Данный принцип преду­сматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату страховых случаев в суммах, превышающих накопления, выплату (при отсутствии страховых случаев) страховых премий, образующихся за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств.

Основные принципы медицинского страхования таковы:

• два источника финансирования — государственный бюджет и страховые взносы;

• сохранение порядка управления, модернизация системы управления;

• обязательный принцип страхования;

• заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные взносы, которые не должны ухудшать материального положения граждан;

• страховые организации защищают интересы застрахованных.

Основные характеристики:

• децентрализованное финансирование;

• разделение государственного финансирования органов управления и поставщиков медицинских услуг;

• широкие возможности лечебных учреждений для привлечения клиентов (больных и потенциальных больных).

Наиболее актуальной задачей для российского здравоохранения является адап­тация понятия «рыночные отношения» к деятельности медицинских учреждений.

Многочисленные исследования организаторов здравоохранения и экономистов в последние годы касаются различных отдельных аспектов данной проблемы. Вот перечень некоторых из них:

• отношения собственности в здравоохранении:

• методология исследования стоимости и иены медицинских услуг;

• сущность рыночной конкуренции в медицине;

• разработка вариантов подхода к оценке стоимости медицинской помощи в стационарах с учетом квалификации персонала и тяжести состояния больных;

• определение, с позиций актуальности, значимости конкуренции и прибыльности в функционировании здравоохранения в условиях рынка.

Для российского общества эти аспекты приобрели особую социальную значимость из-за сложившегося в последние десятилетия ложного представления о здравоохранении как о бесплатной сфере услуг.

В процессе адаптации здравоохранения к рыночным условиям, независимо от внедряемой системы здравоохранения, следует признать существование рынка ме­дицинских услуг.

Целесообразно классифицировать рынок медицинских услуг. Приведем классификацию Н.Г. Малаховой, отвечающей всем необходимым требованиям". Рынок медицинских услуг классифицируется:

•по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок медицинских услуг;

- рынок лекарственных препаратов;

- рынок медицинского оборудования и техники;

- рынок научно-медицинских разработок;

- рынок труда медицинского персонала;

- рынок ценных бумаг, используемых здравоохранением;

•по степени ограничения конкуренции:

- монополистический; свободный.

•по отношению к закону:

- легальный, нелегальный.

•по территориальному признаку:

- местный, региональный, федеральный, международный.

• по характеру оказываемых услуг (отраслевой):

- стоматологический, офтальмологический, хирургический, терапевтический и т.д.

Функционирование рынка медицинских услуг предполагает наличие производителя медицинских товаров и услуги и ее потребителя.

В настоящее время существует проблема юридического статуса медучреждений и правового регулирования рынка медицинских товаров и услуг. Юридическая определенность в условиях рыночной экономики тесно связана с формой собственности, определяющей организационно-правовую форму предпри­ятия. Действующая законодательная база закладывают правовую основу демоно­полизации государственной системы здравоохранения и предопределяет возмож­ность формирования и функционирования, наряду с государственной, муници­пальной и частной систем здравоохранения.

Для лечебных учреждений любой формы собственности остаются актуальными следующие проблемы:

• получение лицензии на медицинскую деятельность и отдельные ее виды;

• выбор организационно-правовой формы хозяйствования;

• возможность образования юридического лица;

• необходимое для деятельности финансовое обеспечение из строго определенных источников (могут применяться различные, предусмотренные законом механизмы);

• участие в регулировании цен на медицинские услуги;

• возможность оспаривать в суде установленные без его участия цены на оказываемые данным лечебным учреждением услуги;

• принятие решений по структурной реорганизации внутри учреждения, направленной на эффективное оказание медицинской помощи и повышающее его конкурентоспособность.

Механизм реализации прав потребителей ме­дицинских услуг нуждается в совершенствовании. Действующее законодательство хотя и предусматривает защиту пациентов медицинскими страховыми компаниями, но не в качестве полноправ­ных потребителей, а Закон «О защите прав потребителей в РФ» регулирует иные аспекты.

Для пациента, обратившегося за медицинской помощью, не важны ни формы собственности лечебного учреждения, в которое он обратился, ни организационно-правовые основы его деятельности, ни схемы финансирования. Для него важно, насколько качественная и доступная медицинская помощь ему будет оказана, и должен ли он за это платить из собственного кармана. При этом пациент должен иметь:

• право получить или отказаться от медицинской помощи;

• иметь информацию о состоянии своего здоровья;

• право и возможность выбора где, в каком объеме, в какое время (удобное для него) получить медицинскую помощь;

• право и возможность выбора дополнительных (сервисных) услуг;

• гарантии (строго определенные) по реализации своих прав;

• должен быть защищен (юридически, экономически, морально) от деятельности отдельных врачей, лечебного учреждения в целом, страховых медицинских организаций.

Наши рекомендации