Основные принципы реформы здравоохранения
дезинтеграция системы здравоохранения в конце 90 начале 2000 гг. была обусловленна:
• остаточным принципом финансирования;
• нерациональным использованием основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);
• недостатком современных медицинских технологий:
• снижением у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, из-за уравниловки в оплате труда;
• падением трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.
Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.
Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению своевременной, доступной, качественной, медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Одним из направлений построения эффективной системы здравоохранения в современных условиях является развитие медицинского страхования и рынка медицинских услуг. Программным документом определяющим развитие медицинского обеспечения населения стал национальный проект «Здоровье».
3. Сущность медицинского страхования и рынок медицинских услуг Медицинское страхование — вид социального страхования, форма социальной зашиты интересов населения в охране здоровья. (Ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»), его цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать мероприятия по профилактике заболеваний.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхования выступают; гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.
Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу.
Принцип солидарности подразумевает ответственность и затраты всего общества за охрану здоровья каждого индивида. При его реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использования финансовых ресурсов страхования, так и объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными.
Накопительный принцип медицинского страхования подразумевает ответственность каждого гражданина за количество страховых средств, накапливаемых на его персональном счете. Данный принцип предусматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату страховых случаев в суммах, превышающих накопления, выплату (при отсутствии страховых случаев) страховых премий, образующихся за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств.
Основные принципы медицинского страхования таковы:
• два источника финансирования — государственный бюджет и страховые взносы;
• сохранение порядка управления, модернизация системы управления;
• обязательный принцип страхования;
• заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные взносы, которые не должны ухудшать материального положения граждан;
• страховые организации защищают интересы застрахованных.
Основные характеристики:
• децентрализованное финансирование;
• разделение государственного финансирования органов управления и поставщиков медицинских услуг;
• широкие возможности лечебных учреждений для привлечения клиентов (больных и потенциальных больных).
Наиболее актуальной задачей для российского здравоохранения является адаптация понятия «рыночные отношения» к деятельности медицинских учреждений.
Многочисленные исследования организаторов здравоохранения и экономистов в последние годы касаются различных отдельных аспектов данной проблемы. Вот перечень некоторых из них:
• отношения собственности в здравоохранении:
• методология исследования стоимости и иены медицинских услуг;
• сущность рыночной конкуренции в медицине;
• разработка вариантов подхода к оценке стоимости медицинской помощи в стационарах с учетом квалификации персонала и тяжести состояния больных;
• определение, с позиций актуальности, значимости конкуренции и прибыльности в функционировании здравоохранения в условиях рынка.
Для российского общества эти аспекты приобрели особую социальную значимость из-за сложившегося в последние десятилетия ложного представления о здравоохранении как о бесплатной сфере услуг.
В процессе адаптации здравоохранения к рыночным условиям, независимо от внедряемой системы здравоохранения, следует признать существование рынка медицинских услуг.
Целесообразно классифицировать рынок медицинских услуг. Приведем классификацию Н.Г. Малаховой, отвечающей всем необходимым требованиям". Рынок медицинских услуг классифицируется:
•по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынок медицинских услуг;
- рынок лекарственных препаратов;
- рынок медицинского оборудования и техники;
- рынок научно-медицинских разработок;
- рынок труда медицинского персонала;
- рынок ценных бумаг, используемых здравоохранением;
•по степени ограничения конкуренции:
- монополистический; свободный.
•по отношению к закону:
- легальный, нелегальный.
•по территориальному признаку:
- местный, региональный, федеральный, международный.
• по характеру оказываемых услуг (отраслевой):
- стоматологический, офтальмологический, хирургический, терапевтический и т.д.
Функционирование рынка медицинских услуг предполагает наличие производителя медицинских товаров и услуги и ее потребителя.
В настоящее время существует проблема юридического статуса медучреждений и правового регулирования рынка медицинских товаров и услуг. Юридическая определенность в условиях рыночной экономики тесно связана с формой собственности, определяющей организационно-правовую форму предприятия. Действующая законодательная база закладывают правовую основу демонополизации государственной системы здравоохранения и предопределяет возможность формирования и функционирования, наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Для лечебных учреждений любой формы собственности остаются актуальными следующие проблемы:
• получение лицензии на медицинскую деятельность и отдельные ее виды;
• выбор организационно-правовой формы хозяйствования;
• возможность образования юридического лица;
• необходимое для деятельности финансовое обеспечение из строго определенных источников (могут применяться различные, предусмотренные законом механизмы);
• участие в регулировании цен на медицинские услуги;
• возможность оспаривать в суде установленные без его участия цены на оказываемые данным лечебным учреждением услуги;
• принятие решений по структурной реорганизации внутри учреждения, направленной на эффективное оказание медицинской помощи и повышающее его конкурентоспособность.
Механизм реализации прав потребителей медицинских услуг нуждается в совершенствовании. Действующее законодательство хотя и предусматривает защиту пациентов медицинскими страховыми компаниями, но не в качестве полноправных потребителей, а Закон «О защите прав потребителей в РФ» регулирует иные аспекты.
Для пациента, обратившегося за медицинской помощью, не важны ни формы собственности лечебного учреждения, в которое он обратился, ни организационно-правовые основы его деятельности, ни схемы финансирования. Для него важно, насколько качественная и доступная медицинская помощь ему будет оказана, и должен ли он за это платить из собственного кармана. При этом пациент должен иметь:
• право получить или отказаться от медицинской помощи;
• иметь информацию о состоянии своего здоровья;
• право и возможность выбора где, в каком объеме, в какое время (удобное для него) получить медицинскую помощь;
• право и возможность выбора дополнительных (сервисных) услуг;
• гарантии (строго определенные) по реализации своих прав;
• должен быть защищен (юридически, экономически, морально) от деятельности отдельных врачей, лечебного учреждения в целом, страховых медицинских организаций.