Подходы к прогнозированию
Тема №6. Прогнозирование.
1-ый учебный вопрос. Общие принципы прогнозирования.
2-ой учебный вопрос. Процесс прогнозирования.
3-ий учебный вопрос. Техника прогнозирования.
Общие принципы прогнозирования.
Задача прогнозирования – предсказать пространственные (где), ассортиментные (сколько и чего) и временные (когда) параметры спроса для планирования на их основе логистической деятельности.
При составлении такого интегрированного прогноза следует принимать в расчёт все возможные источники и вероятных пользователей прогнозной информации.
Прежде чем приступать к рассмотрению процесса прогнозирования, нужно разобраться в характере спроса и главных элементах прогноза.
Характер спроса.
Существует две разновидности будущего спроса:
1) зависимый:
- вертикальный (может охватывать несколько уровней логистической цепочки: поставщики сырья, производители узлов, производство на сборочных линиях и сбыт – вертикальная, т.е. технологическая обусловленность закупок и производственного процесса).
Пример: спрос на шины зависит от календарного плана производства автомобилей.
- горизонтальный (потребность в товаре диктуется не требованиями производства, а замыслом маркетинга – продажа товара с приложением).
Пример: прогноз потребностей в теннисных мячах для рекламной компании ради стимулирования продаж теннисных ракеток (каждому мяч в подарок).
Важно отметить, что спрос на основной продукт первоначально можно оценить на основании прогнозных данных, текущего состояния запасов и плановых потребностей. Но когда план производства или закупок определён, потребность в комплектующих или сопутствующих товарах можно вычислить, не прибегая к прогнозированию, т.к. прогноз потребностей в деталях или комплектующих напрямую выводится из прогноза производства основного продукта. Следовательно, нет особой необходимости прогнозировать зависимый спрос, поскольку его уровень предопределяется основным продуктом.
2) независимый (не связан со спросом на другой продукт, следовательно, приходится прогнозировать отдельно для каждого продукта).
Прогнозирование требует немалых затрат времени и больших объёмов информации. В этом плане зависимый спрос обладает преимуществом, т.к. позволяет сосредоточить усилия на основном продукте.
Элементы прогноза.
Логистика нуждается в количественных прогнозах спроса для планирования и координации отдельных операций. Прогнозы, как правило, составляют на месяц или неделю применительно к каждой единице хранения (или товарной продукции) и к каждому распределительному центру.
Хотя такой прогноз, в конечном счете, сводится к единственному числовому значению, фактическая оценка складывается из шести элементов:
1. базовый спрос;
2. сезонный фактор;
3. тенденции изменений во времени;
4. циклический фактор;
5. эффект стимулирования продаж;
6. случайные колебания.
И, если базовый спрос – это «средний» объём продаж, то остальные элементы представляют собой поправочные коэффициенты.
Расчётная формула прогноза:
где | – прогноз величины спроса на период ; |
– величина базового спроса в период ; | |
– коэффициент сезонных колебаний в период ; | |
– коэффициент временной тенденции: прирост или сокращение за период; | |
– коэффициент циклических колебаний в период ; | |
– коэффициент поправок на стимулирование продаж в период ; | |
– коэффициент случайных колебаний в период . |
Не каждый прогноз включает в себя поправки на эти факторы, но, для того чтобы уметь их выявлять, следить за их динамикой и при необходимости правильно учитывать, нужно понимать природу каждого.
Базовый спрос – это величина спроса без учёта всех других элементов формулы прогнозирования. Сам по себе базовый спрос в чистом виде может служить хорошим прогнозным показателем для таких товаров, продажи которых не подвержены сезонным и циклическим колебаниям, устойчивым долгосрочным изменениям, а также воздействию стимулирующих компаний и случайных факторов. Обычно для оценки базового спроса берут среднюю величину спроса за период.
Сезонный фактор проявляется в периодическом увеличении или уменьшении спроса в течение года. Сезонное изменение спроса относится к розничной торговле. На уровне оптовой торговли сезонные изменения происходят с опережением примерно на квартал. Среднее значение сезонного коэффициента для всех периодов (месяцев) равно 1,0, но отдельные месяцы он может колебаться от 0 до 12.
Пример: если в конкретном месяце сезонный коэффициент равен 1,2, значит, ожидается, что объём продаж в этом месяце на 20% превысит среднее значение за год.
Временная тенденция определяется долгосрочной динамикой объёма продаж. Динамика может быть положительной (рост), отрицательной (снижение) и нейтральной (без изменений). Направленность динамики объёма продаж может неоднократно меняться на протяжении жизненного цикла продукта.
Тенденции спроса зависят от:
1) численность населения;
2) состав населения;
3) модели потребления.
При составлении прогноза важно знать, какие из этих факторов влияют на изменение объёма продаж.
Влияние временных тенденций (см. тенденции спроса) на краткосрочные логистические прогнозы невелико, их, тем не менее, следует принимать во внимание.
В отличие от других элементов прогноза, долгосрочные тенденции воздействуют на величину базового спроса на протяжении нескольких последовательных периодов времени.
Эта взаимосвязь выражается следующим образом:
где | – базовый спрос в период ; |
–базовый спрос в период ; | |
– коэффициент временной тенденции за период. |
Если коэффициент долгосрочной тенденции больше 1,0, значит, объём продаж постоянно растёт от периода к периоду, а если меньше 1,0 – сокращается.
Циклический фактор проявляет себя в изменении величины спроса с периодичностью, превышающей один год. Циклические колебания могут иметь разную направленность (повышение или снижение).
Пример: деловой цикл (экономический), (см. приложение к лекции).
Эффект стимулирования продаж отражает изменения спроса в ответ на маркетинговые мероприятия (презентации, распродажи и т.д.). Стимулирование продаж делает спрос менее равномерным, чем он мог бы быть. Эффект стимулирования отличается от других элементов прогноза тем, что сроки и масштабы его проявления в значительной мере зависят от решения фирмы.
Случайный фактор – это случайные или неожиданные изменения спроса, которые не могут быть объяснены другими факторами.
Подходы к прогнозированию.
Существует два подхода к составлению прогноза:
1) «сверху вниз»;
2) «снизу вверх».