Виды санитарного надзора
Предупредительный | Текущий |
Выбор места строительства | Обеспечение санитарно-гигиенических требований при выработке правил внутреннего распорядка |
Санитарно-гигиеническая экспертиза | Периодическое посещение объекта санитарными врачами и их помощниками |
Санитарно-гигиеническая оценка и выработка требования к технологическому процессу | Наблюдение за состоянием здоровья населения (организация профилактических осмотров) |
Контроль за строительством | Проведение контрольно-лабораторных исследований |
Прием вновь вводимых в эксплуатацию объектов строительства | Разработка заданий и предложений по устранению санитарных недостатков и улучшению санитарного состояния объекта |
Санитарно-гигиеническая экспертиза новых видов продукции | Применение санкций (дисциплинарные взыскания, штрафы, изъятия продуктов, лекарственных средств, приостановка работы объекта или цеха, отстранение от работы и т.д.) |
Организация санитарно-просветительной и массовой работы с санитарной общественностью и населением, санитарно технического обучения. |
Исходя из сложившейся сан-эпид. ситуации в РФ, основными направлениями деятельности учреждений госсанэпидслужбы и гигиенической науки являются:
1. Обеспечение государственного регулирования Деятельности, направленной на стабилизацию санэпидобстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;
2. Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санэпидблагополучия населения;
3. Дальнейшее укрепление и совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам санэпидблагополучия населения;
4. Повышение действенности надзора за состоянием источников водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством питьевой воды;
5. Обеспечение надзора за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь, детского населения;
6. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;
7. Участие в аттестации и сертификации рабочих мест и производств;
8. Осуществление надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели, соответствием учебников и наглядных пособий гигиеническим нормативам;
9. Участие в работе по заключению соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и субъектами РФ по вопросам обеспечения санэпидблагополучия населения;
10. Более широкое использование госсанэпидслужбой своих прав в части использования санкций.
Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются ЦГСЭН (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Целью деятельности органов, предприятий и учреждений госсанэпидслужбы РФ в современных условиях является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Для достижения этой цели за учреждениями госсанэпидслужбы и, в частности, ЦГСЭН закреплены важнейшие функции, включающие в себя:
1. Наблюдение, оценку и прогнозирование состояние здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг);
2. Направление и установление причин, факторов и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований - установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
3. Принятие в пределах своей компетенции обязательных для выполнения органами государственной власти субъектов РФ , органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного . самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
4. Контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и могут выполнять ряд функций учреждений 1-го уровня - лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора и его элементы - контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.
Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информацию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации, лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым функционированием имеющихся систем и подсистем.
На 3-ем уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздрав РФ и его подразделение -Департамент госсанэпиднадзора.
Основными функциями Минздрава РФ в области управления государственной санитарно-эпидемиологической службой являются:
1. Организация и осуществление госсанэпиднадзора;
2. Управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
3. Координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
4. Санитарно-эпидемиологическое нормирование;
5. Определение приоритетных направлений деятельности, организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Таким образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные функции на территории своей деятельности, повторяющей административное деление (федеральный, региональный, местный уровень), либо на экстерриториальном уровне - центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Управление по вертикали обеспечивается единой системой финансирования, назначения и освобождения руководителей, определения объема и характера выполняемой работы, контроля за деятельностью.
В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с численностью населения до 60000," имеющих в своем составе 1-2 врачей и 6-8 помощников, наиболее целесообразным является иметь отделение Госсанэпиднадзора; отделение лабораторного контроля. Указанные подразделения должны выполнять функции, предусмотренные Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ применительно к конкретному учреждению данного уровня управления.
В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с населением более 60000, в районах городов, в городах без районного деления, в городах с районным делением, не имеющих таких центров в районах и в гигиенических нормативов; выдача по их результатам заключения в форме гигиенического сертификата;
5. Применение мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передача дел о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности;
6. Ведение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, на основании регистрации случаев таких заболеваний в учреждениях здравоохранения и результатов санитарно-эпидемиологических расследований, а также данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку.
В сумме указанные функции составляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор - ведущий механизм деятельности ЦГСЭН для достижения основной цели - обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему 3 уровней.
К учреждениям 1-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора;
- центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением;
- центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; зональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление Госсанэпиднадзора на территории своей деятельности.
С учетом содержания Госсанэпиднадзора как деятельности органов и санитарно-профилактических учреждении, направленной на профилактику заболеваний населения путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства России, учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:
1. Сбор и обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;
2. Контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами;
3. Административно-хозяйственное обеспечение деятельности Госсанэпиднадзора.
К учреждениям 2-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация Госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона на транспорте. В их задачу входят организация санитарно-эпидемиологической службы на территории своей деятельности, обеспечение единообразия в ведении Госсанэпиднадзора, обеспечение хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, учреждения данного уровня управления структуре межрайонных (зональных) центров Госсанэпиднадзора, целесообразно иметь один отдел (отделение) Госсанэпиднадзора, который при наличии достаточного количества специалистов может включать подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труды, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, другие подразделения; отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями.
В структуре учреждений 2-го уровня необходимо предусмотреть следующие блоки (направления) деятельности:
Информационно-аналитический блок, включающий в себя:
1. Социально-гигиенический отдел с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;
2. Отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и использования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического образования с пресс-центром.
Блок организации Госсанэпиднадзора, состоящий из:
1. Отдела организации Госсанэпиднадзора с отделениями:
эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-карантинным, радиационной гигиены, другими подразделениями;
2. Отдел организации лабораторного контроля с лабораторными санитарно-химической, микробиологической, физических факторов.
В состав учреждений данного уровня управления должны быть также включены подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность учреждений: общий отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел, транспортный отдел, отдел материально-технического обеспечения и строительства и др.
Если центр Госсанэпиднадзора 2-го уровня управления выполняет непосредственно функции Госсанэпиднадзора по каким-либо из его разделов (т.е. функции 1-го уровня), в его структуре следует создавать соответствующие подразделения - отдел радиационной гигиены, отдел предупредительного санитарного надзора и пр.
Одним из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы являются организация, проведение и контроль за осуществлением текущей и профилактической дезинфекции.
Дезинфекцию проводят учреждения дезинфекционного профиля – дезинфекционные станции и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. С 1991 по 1999 г.г. их число изменилось незначительно - с 80 до 70. В 1994-1996 г.г. большинство дезинфекционных станций преобразовано в государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. Это самостоятельные коммерческие организации, учреждаемые центрами Госсанэпиднадзора в субъектах РФ и работающие под их руководством и контролем. Эти учреждения проводят профилактические дезинфекционные мероприятия - дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию как по заявкам предприятий, так и для населения.
Предупреждением возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний - чумы, холеры, сибирской язвы занимаются противочумные станции. Их число и дислокация соответствуют в основном ареалам наиболее вероятного возникновения особо опасных инфекционных заболеваний. Противочумные станции наблюдают за циркуляцией возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний в природных очагах, участвуют в неотложных мероприятиях при появлении случаев особо опасных заболеваний людей, проводят специальные противоэпидемические мероприятия в зонах чрезвычайных ситуаций, готовят специалистов по вопросам эпидемиологии и лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и др.
Контрольные вопросы.
1. Определение понятия «достижение санэпидблагополучия населения».
2. Структура санэпиднадзора в РФ.
3. Задачи ВОЗ относящиеся к компетенции санэпидслужбы включенные в программу «Здоровье – 21».
4. Виды и объемы санитарного надзора.
5. Основные направления деятельности учреждений госсанэпидслужбы.
6. Цель деятельности госсанэпидслужбы.
7. Функции ЦГСЭН.
8. Учреждения госсанэпидслужбы 1-го уровня, их функции.
9. Учреждения госсанэпидслужбы 2-го уровня, их функции.
10. Учреждения госсанэпидслужбы 3-го уровня, их функции.
Глава 12.Правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы.
За длительный период существования структура и функции санитарно-эпидемиологической службы неоднократно изменялись параллельно с изменениями экономики и социальной сферы страны. Процесс создания специализированных учреждений санитарно-эпидемиологической службы начался в 1922 году с издания Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» (15 сентября 1922года). В этом же году была создана первая в стране санэпидстанция в г. Гомеле (ныне – республика Беларусь). Принятое спустя 5 лет Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, утвердившее «Положение о санитарных органах республики» (8 октября 1927 года), положило начало росту числа санэпидстанций. К основным задачам этих учреждений этого периода относились: санитарная охрана населенных мест, воздуха, почвы, жилищ, мест общего пользования, продуктов питания, организация мер по борьбе с заразными болезнями, охрана здоровья детей и подростков, участие в санитарной охране труда, физической культуры и др.
В 1933 году произошло разделение функций санэпидслужбы – была образована Всесоюзная государственная санитарная инспекция при сохранении санэпидстанций. На инспекцию был возложен исключительно предупредительный санитарный надзор, а на санэпидстанции – осуществление всего комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории своей деятельности. В послевоенный период проводились меры по укреплению санитарно-эпидемиологической службы, уточнению ее функций, расширению полномочий в области охраны здоровья.
В 1956-1957гг. была проведена ликвидация в сельских районах санэпидстанций и создание вместо них санэпидотделов(отделений) в составе районных больниц. Однако ожидаемого улучшения профилактической работы не произошло, и к 29 октября 1963 года принимается Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Этим документом были восстановлены прежняя структура и функции государственной санитарной службы, созданы правовые и организационные основы ее развития, но восстановить организационные и кадровые потери предыдущего периода, удалось лишь спустя десятилетия.
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, активизировали усилия руководителей и специалистов госсанэпидслужбы по совершенствованию ее организационного построения, определению и законодательному закреплению места службы в системе здравоохранения. Итогом этой работы стало принятие 19 апреля 1991 года Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С принятием указанного Закона, а также Постановления РФ от 5 июня 1994 года № 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» впервые в отечественной истории на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения.
В настоящее время нормативную базу деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по организации и ведению государственного санэпиднадзора составляют Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят в марте 1999 года), Постановление Правительства РФ от 25 июня 1994 года № 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», а также ряд других нормативных актов (ГОСТы, перечень предельно допустимых концентраций /ПДК/ и ориентировочно допустимых количеств /ОДК/ химических веществ в почве, положение о социально-гигиеническом мониторинге, СанПиНы, различные инструкции и пр.).
Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» состоит из 8 глав и включает в себя 60 статей:
Глава I. Основные положения (статья 1-7):
Статья 1 – основные понятия;
Статья 2 – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Статья 3 – Законодательство РФ в области обеспечения санэпидблагополучия населения;
Статья 4 – отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом;
Статья 5 – полномочия РФ в области обеспечения санэпидблагополучия населения;
Статья 6 – полномочия субъектов РФ в области обеспечения саниэпидблагополучия населения;
Статья 7 – полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения саниэпидблагополучия населения.
Глава II.Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санэпидблагополучия населения (статья 8-11).
Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека (статья 12-28).
Глава IV.Санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия (статья 29-36).
Глава V.Государственное регулирование в области обеспечения санэпидблагополучия населения (статья 37-45).
Глава VI. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (статья 46-54).
Глава VII.Ответственность за нарушение санитарного законодательства (статья 55-57).
Глава VIII.Заключительные положения (статья 58-60).
В соответствии с Федеральным законом (статья 1), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В понятие «факторы среды обитания» входят биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействия на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Безопасные условия жизнедеятельности человека определяются гигиеническими нормативами – установленные исследованиями допустимые максимальные и минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности для человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения РФ обеспечивается системой государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также производственного и общественного контроля (статья 2).
Федеральным законом (глава VI) установлено, что органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему, возглавляемую федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санэпиднадзор в РФ с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим.
Организацию деятельности системы государственной санэпидслужбы РФ осуществляет Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов РФ, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 статьи 46 Федерального закона.
Весьма важным в правовом отношении является то, что Федеральным законом (статья 49) установлено, что главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санэпидслужбы, осуществляющие государственный санэпиднадзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Они независимы в своей деятельности и руководствуются только действующим санитарным законодательством РФ.
Для выполнения задач в рамках государственного снаэпиднадзора специалисты ЦГСЭН должны обладать определенными полномочиями. Статьи 50-52 Федерального закона определяют право должностным лицам (главные государственные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений) государственной санэпидслужбы страны:
1) получать от федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санэпидблагополучия населения;
2) проводить санитарно-эпидемиологическое расследование;
3) беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санэпиднадзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях и должностными лицами санитарного законодательства с выполнением на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
4) посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования жилищных условий;
5) проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
6) проводить досмотр транспортных средств или перевозимых грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
7) проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
8) проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
9) составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие Госсанэпиднадзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
1) об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
2) о прекращении реализации не соответствующих санитарным правилам или не имеющей санэпидзаключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
3) о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий;
4) о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями и медицинского наблюдения за такими гражданами;
5) о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Санитарные органы обязаны оформлять свои действия распорядительного характера в виде письменных документов, относящихся к категории административно-правовых актов или индивидуальных актов управления. В этой форме санитарные органы выполняют функции, возложенные на них законом.
К индивидуальным актам управления относятся:
- акты, содержащие распоряжения, но без элементов принуждения (акты санитарного обследования, предписания, планы-задания и др.);
- акты административного принуждения (определение сроков исполнения и исполнителя, запрет на реализацию, отстранение от работы, запрет на финансирование или функционирование и др.);
- акты разрешительные (заключение на право функционирования, разрешение на выдачу сертификата и лицензии, прием объекта в эксплуатацию др.);
- акты юрисдикционные (по разрешению споров, заключение по жалобе, заключение комиссии арбитражного суда и др.).
Административно-правовые меры воздействия подразделяются на пресекательно-предупредительные, предупредительные и меры административного взыскания.
Пресекательно-предупредительные меры принуждения направлены на прекращение имеющихся санитарно-эпидемиологических нарушений с целью предотвращения еще более вредных последствий (запрещение использования токсических веществ, пестицидов, стимуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных и др.).
К предупредительным мерам относятся:
- временное или постоянное отстранение от работы лиц, являющихся больными или бактерионосителями и могущих быть источниками распространения инфекционных болезней;
- проведение обязательной госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих;
- наложение карантина на лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными;
- проведение обязательной дезинфекции предметов, находящихся в пользовании больного и представляющие опасность распространения инфекции, а также, помещений, где находился больной, и окружающей территории;
- проведение профилактических прививок;
- обязательное прохождение медицинского осмотра лицам, занятыми на пищевых предприятиях, в детских коллективах и т.п.
Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит основанием для применения других мер административного принуждения: пресекательно-предупредительных (принудительная госпитализация, принудительное проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение от профилактических прививок, осмотров и т.д.).
Меры административного взыскания служат не только средством устранения санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены административное взыскание в виде штрафа или передача дел в административные комиссии, органы прокуратуры и др.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается совместными усилиями органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан. Госсанэпидслужба осуществляет координацию и надзор за проведением комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий по охране здоровья населения и среды обитания человека. Цели, задачи и функции центров ГСЭН предопределяют необходимость широких контактов со всеми участниками этого процесса. Взаимодействующие с учреждениями Госсанэпиднадзора структуры условно можно разделить на следующие группы.
1. Органы власти (административные территории).
2. Надзорные и контрольные органы (ведомственная санэпидслужба, территориальные структуры Госкомитета, Министерства труда, Министерства внутренних дел, Прокуратуры России, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета и др.).
3. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности (промышленные предприятия, лечебно-профилактические учреждения, детские учреждения, предприятия общественного питания, торговли и др.).
4. Общественные организации и граждане (общественные движения, деятельность которых направлена на охрану здоровья населения и окружающей среды, профессиональные союзы, общества Красного Креста, благотворительные фонды и др.).
По вопросам охраны окружающей среды, проведения противоэпидемических мероприятий (прививочная работа, карантинные мероприятия и др.), предупреждения и лечения инфекционных заболеваний, строительства крупных дорогостоящих объектов и приема их в эксплуатацию, выбора водоисточника, отвода земельного участка, сброса сточных вод, захоронения токсических и радиоактивных отходов и др. ведомственные санитарные службы подчиняются органам Госсанэпиднадзора и отчитываются перед ними.
Таким образом, в Российской Федерации создана и активно функционирует государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляющая собой сеть специализированных учреждений здравоохранения, призванных решать одну из самых актуальных, социально-важных задач – охрана здоровья населения, обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия.
Начиная с 1996 года деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ.
Контрольные вопросы.
1. Создание специализированных учреждений санэпидслужбы на территории РСФСР и основные задачи этих учреждений того периода.
2. Работа по совершенствованию организационного построения санэпидслужбы в 1963 – 1994гг.
3. Принятие «Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (март 1999г.); содержание глав этого закона.
4. Определение «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» данное в ст. 1 Закона. Определить, что такое «среда обитания человека» и что входит в понятие «факторы среды обитания».
5. Полномочия специалистов ЦГСЭН (ст. 50 – 52).
6. Административно-правовые меры воздействия, проводимые ГСЭН при выявлении нарушения санитарного законодательства.
7. Взаимодействие учреждений Госсанэпиднадзора с органами власти и управления, хозяйствующих субъектов общественных организаций и гражданами.
Глава 13. Международное сотрудничество в области
Здравоохранения.
Все мы знаем, что хорошее здоровье имеет жизненно важное значение для экономического и социального развития. Главными лицами, принимающими решения, - в правительстве, в частном секторе и в гражданском обществе, - все шире признается, что здоровые люди, группы людей и общества являются чрезвычайно важными для будущего благополучия народов и всей нашей планеты. Здоровье общества считается одной из главных предпосылок для развития его людей. Так, например, министр здравоохранения РФ Шевченко Ю.Л. считает, что здравоохранение – наряду с обороной – относится к одному из главных факторов определяющим государственную политику, являясь основой национальной безопасности любой страны. Таким образом, задача улучшения здоровья является главной задачей здравоохранения. С момента благополучных родов здоровью ребенка и до момента оказания достойной помощи слабым пожилым людям здравоохранение несет на себе жизненно важную непрерывную ответственность перед людьми на протяжении всей их жизни, что чрезвычайно для здорового развития отдельных лиц, семей и общества в целом. Перспективы преодоления различий в здоровье зависят, прежде всего от того, в кокой степени мы можем осуществлять международное сотрудничество в области здравоохранения.
В настоящее время существуют и активно работают более 200 международных медицинских организаций и ассоциаций, в том числе правительственные международные агентства: Организация объединенных наций (ООН), Международная организация труда (МОТ), Международный детский фонд (ЮНИСЕФ), Международный фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Организация объединенных наций по науке и культуре (ЮНЕСКО), Международная продовольственная организация (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГОТЕ), Американский международный союз здравоохранения (АМСЗ), Международная лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МЛОККиКП), и др. Но самой крупной среди них и самой значимой среди медицинских является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая сотрудничает со 191 международной медицинской организацией государств – членов.
Возникновение сотрудничества разных стран в области здравоохранения было прежде всего обусловлено необходимостью международного согласования мер по санитарной охране территорий государств в связи с периодически возникавшими эпидемиями и пандемиями. В этих целях начали создаваться международные санитарные советы в Танжере (1792г.), Константинополе (1839г.), Тегеране (1867г.), Александрии (1843г.). А в 1851г. в Париже состоялась первая Международная санитарная конференция, на которой врачи и дипломаты 12 государств разработали и приняли Международную санитарную конвенцию и Международный карантинный устав, где устанавливались минимальный и максимальный карантинные периоды для оспы, чумы, холеры, уточнялись портовые санитарные правила и функции карантинных станций, определялась важность эпидемиологической информации в международном сотрудничестве по предотвращению распространения инфекций. В последующем на Первой Панамериканской санитарной конференции в 1902 году, был создан постоянно действующий орган – Международное (панамериканское) санитарное бюро, которое с 1958 года известно как Панамериканская организация здравоохранения.