Социально-экономическая характеристика перемещения физических лиц через границу
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Таможенное законодательство Таможенного союза фактически сделало то же самое, что подтверждается следующими положениями: в соответствии с п.17 ст. 202 ТК ТС специальная таможенная процедура - это таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами; глава 49 ТК ТС установила особенности перемещения товаров для личного пользования; эти особенности установлены наряду с такими отдельными категориями товаров, как товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности или перемещаемые трубопроводным транспортом и линиями электропередачи, следовательно, можно утверждать, что в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования, также установлена специальная таможенная процедура, тем более, что данная глава находится в разделе 7 ТК ТС, устанавливающего особенности перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров (что полностью соответствует положениям п.17 ст. 202 ТК ТС). Однако, поскольку в нормах ТК ТС такое название отсутствует, впредь будем называть процесс перемещения товаров физическими лицами особым таможенным порядком.[11,736]
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава 49 ТК ТС; также гл. 23 ТК РФ)
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТК ТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему.
Следует отметить, что применение какой-либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.
Ежедневно, сотни, тысячи физических лиц пересекают таможенную границу через таможни и таможенные посты РФ.
По России в 2012г. увеличение ввоза легковых автомобилей составило 34 процента по сравнению с 2011 г. Так, в 2012 году юридическими лицами было ввезено автомобилей 83 процента (более 1,5 миллиона штук) и только 17 процентов ввезено физическими лицами (в 2011 г. Данные показатели составляли 79 и 21 процент соответственно).
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2010 – 2011 гг. показателями, приведенными в таблице 1.
Таблица1.
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля
Показатель, млрд. долл. США | ||
Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 220,5 | 278,0 |
Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 80,0 | 117,3 |
Объем ввезенной валюты физическими лицами | 1,6 | 2,4 |
Объем вывезенной валюты физическими лицами | 3,8 | 5,0 |
Объем ввезенной валюты юридическими лицами | 12,9 | 12,6 |
Объем вывезенной валюты юридическими лицами | 2,7 | 12,8 |
В статистических исследованиях перемещения физических лиц через границу выделяют три основных этапа:
Статистическое наблюдение (сбор исходной статистической информации);
Первичная обработка исходной информации;
Анализ статистической информации.
В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 1. Для визуального анализа структуры данные таблицы 1 представим в виде диаграммы (рис.1).
|
|
Рис.1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США