Практическая работа №4. Тема: Применение теории оценок в спортивной практике

Тема: Применение теории оценок в спортивной практике.

Цель: научиться применять теорию оценок в практической работе.

Теоретические сведения.

Понятие об оценках и оценивании.

Для оценки подготовленности спортсменов на практике используется не один тест, а комплекс тестов. Показанные спортсменами результаты выражаются в разных единицах измерения и поэтому не сопоставимы. Так же результаты тестов сами по себе не оценивают состояние спортсмена. Поэтому результаты превращают в оценки (очки, баллы, разряды…).

Последовательность действий при оценивании видна из приведенной на рисунке 2 схемы, в которую включены также этапы тестирования и измерения результатов теста.

Практическая работа №4. Тема: Применение теории оценок в спортивной практике - student2.ru

Рис. 2. Схема оценивания спортивных результатов и результатов тестов.

Не во всех случаях оценивание происходит по такой развернутой схеме. Порой промежуточное и итоговое оценивание сливаются.

ОЦЕНКОЙ называется унифицированная мера успеха в каком-либо тесте. Процесс расчета или определения оценки называется ОЦЕНИВАНИЕМ – подбирается шкала, с помощью которой результаты теста переводятся в очки (баллы), которые сравниваются с нормами и выводится итоговая оценка. Она характеризует уровень подготовленности спортсмена относительно других членов группы.

Оценивание позволяет решить следующие задачи:

1) сопоставлять разные достижения в соревновательных упражнениях, установить обоснованные разрядные нормы;

2) сопоставить достижения в разных видах спорта и решить задачу равенства разрядных норм;

3) установить структуру тренированности каждого из спортсменов.

Практическая работа №4. Тема: Применение теории оценок в спортивной практике - student2.ru Практическая работа №4. Тема: Применение теории оценок в спортивной практике - student2.ru

Рис.3. Типы оценочных шкал.

Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжирование, или упорядочение зарегистрированного ряда измерений.

Типы оценочных шкал.

ШКАЛОЙ ОЦЕНОК называют закон преобразования результатов тестирования в очки.

Шкала может быть задана в виде формулы, таблицы или графика (рис. 3).

В теории оценок используется 4 вида шкал, т.е. правил, на основе которых спортивные результаты преобразуются в оценки: пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, сигмовидная (S-образная).

Для практической работы эти правила конкретизируются, дополняются рядом условий. Это позволяет повысить эффективность использования этих шкал.

1. Пропорциональная – равные приросты результатов в тесте поощряются равными приростами в балах. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта.

2. Прогрессирующая – чем выше абсолютные приросты, тем больше прибавка в оценке. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

3. Регрессирующая – чем выше абсолютные приросты, тем меньше прибавка в оценке. Шкалы такого типа приняты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний.

4. Сигмовидная или S-образная – выше всего оцениваются приросты в средней зоне, а очень низкие и очень высокие результаты – слабо. В спорте такие шкалы не используются, но они применяются при оценке физической подготовленности. Например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США.

Разновидности норм.

Основные показатели спортивной метрологии часто представляются в виде норм.Норма(от. лат. норма – руководящее начало, правило, образец) – предельно допустимые границы явления, в которых оно оптимально.

Норматив – это границы нормы. Нормирование – это процесс определения нормы и назначения норматива.

В практике ФКС приняты следующие виды норм:

Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Процедура определения сопоставительных норм такова:

1) выбирается совокупность людей (например, студенты гуманитарных вузов Москвы);

2) определяются их достижения в комплексе тестов;

3) определяются средние величины и стандартные (среднеквадратические) отклонения;

4) значение х ± 0,5σ принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая – высокая, очень низкая – очень высокая) – в зависимости от коэффициента при σ. Например, значение результата в тесте свыше х+2σ считается «очень высокой» нормой.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализации тренировки во всех видах спорта. Необходимость их определения возникла вследствие существенных различий в структуре тренированности спортсменов.

Градация индивидуальных норм устанавливается с помощью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие среднему результату в соревновательном упражнении. Индивидуальные нормы широко используются в текущем контроле.

Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, необходимость подготовки к защите Родины. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В спортивной практике должные нормы устанавливаются так:

1) определяются информативные показатели подготовленности спортсмена;

2)измеряются результаты в соревновательном упражнении и соответствующие им достижения в тестах;

3) рассчитывается уравнение регрессии типа у=kx+b, где х – должный результат в тесте, а у – прогнозируемый результат в соревновательном упражнении.

Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Ее необходимо достичь, и только тогда можно будет показать запланированный в соревнованиях результат.

В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с результатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имеющихся данных с должными величинами.

Разрядные нормы –это предельно допустимые границы спортивных достижений, в рамках которых определяется разряд.

Возрастные нормы. В практике физического воспитания наибольшее распространение получили возрастные нормы. Типичным примером являются нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО и т.д. Большинство из этих норм составлялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стандартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком подходе есть один существенный недостаток: ориентация на паспортный возраст человека не учитывает существенного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

Определение норм может проводиться также с учетом совместного влияния на результаты в тестах паспортного возраста, длины и массы тела. Проводится регрессионный анализ и составляется уравнение:

Y= K1X1+K2X2+K3X3+b (10)

где Y – должный результат в тесте; Х1 – паспортный возраст; Х2 – длина и Х3 – масса тела.

На основании решений уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.

Пригодность норм.

Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Например, по данным болгарских специалистов, норма в метании мяча массой 80 г для десятилетних детей, проживающих в Софии, – 28,7 м, в других городах – 30,3 м, в сельской местности – 31,6 м. Нормы, разработанные в Прибалтике, не годятся для центра России и тем более для Средней Азии. Пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм.

Показатели биологического (двигательного) возраста человека лишены недостатков, свойственных показателям паспортного возраста: их значения соответствуют среднему календарному возрасту людей.

Другая характеристика норм – репрезентативность. Она отражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города Москвы). Репрезентативными могут быть только нормы, полученные на типичном материале.

Третья характеристика норм – их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах постоянно растут и пользоваться нормами, разработанными давно, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные много лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характеризующую средний уровень физического состояния человека.

Наши рекомендации