Таким образом, обосновано следующее

Обобщенное правило произведения(основной принцип комбинаторики). Если непустые конечные множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru содержат соответственно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru элементов, то число способов выбора по одному элементу из каждого множества равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Ниже мы проиллюстрируем применение правила произведения к решению комбинаторных задач.

3. Размещения с повторениями.Рассмотрим следующую комбинаторную задачу: найти число упорядоченных наборов, содержащих по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru необязательно различных элементов Таким образом, обосновано следующее - student2.ru -множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Такие наборы называют размещениями с повторениями из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru элементов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и их число обозначают через Таким образом, обосновано следующее - student2.ru Таким образом, обосновано следующее - student2.ru (от французского слова arrangement – размещение; черта сверху поставлена, чтобы различать размещения без повторений, которые будут рассматриваться позднее). Легко понять, что Таким образом, обосновано следующее - student2.ru равно числу элементов в Таким образом, обосновано следующее - student2.ru -ой декартовой степени множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , т.е. во множестве Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , где Таким образом, обосновано следующее - student2.ru берется декартовым множителем Таким образом, обосновано следующее - student2.ru раз, т.е. Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . По теореме 2 имеем Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и поэтому справедливо равенство

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . (9)

Итак, доказана следующая

Т е о р е м а 3.Число размещений с повторениями из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru элементов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Пример 1.Найти число пятизначных телефонных номеров.

1-й способ. Любое пятизначное число можно записать в виде Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , где Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – цифры, причем первая из них не равна 0. В силу основного принципа комбинаторики искомое число есть Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

2-й способ. Число записей вида Таким образом, обосновано следующее - student2.ru равно числу размещений из 10 цифр по 5, т.е. Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = 105 = 100 000. Но при этом подсчитаны и те, которые содержат на первом месте цифру 0. Таких размещений будет столько, сколько можно составить размещений из 10 цифр по 4 (на последние 4 места), т.е. Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = 104 = 10 000. Искомое число равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Замечание 1. Этотпример показывает, что для миллионного города пятизначных номеров недостаточно.

4. Число отображений k-множества в m-множество.Размещение с повторениями из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru элементов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru представляет собой упорядоченный набор Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , который определяет отображение k-множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru в m-множество Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , при котором 1 отображается в Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , 2 – в Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и т. д., Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – в Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Верно и обратное утверждение: любое отображение Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ‑множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru в Таким образом, обосновано следующее - student2.ru -множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru определяет размещение с повторениями из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru элементов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , причем различные отображения определяют различные размещения. Таким образом, между отображениями Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ‑множества в m‑множество и размещениями с повторениями из m элементов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru существует взаимно однозначное соответствие и поэтому справедлива следующая

Т е о р е м а 4.Число отображений k‑множества в m‑множество равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Полученный результат можно сформулировать и иным образом. Если считать элементы k-множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru «предметами», а элементы m‑множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru «ящиками», то при каждом отображении Таким образом, обосновано следующее - student2.ru во множество Таким образом, обосновано следующее - student2.ru происходит распределение предметов по ящикам (некоторые ящики могут при этом оказаться пустыми, поскольку в некоторые элементы множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru не отображается ни один элемент множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ). Поскольку число отображений k‑множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru в m‑множество Таким образом, обосновано следующее - student2.ru равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , то справедливо следующее утверждение:

Принцип ящиков.Число распределений k различных предметов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru различным ящикам (некоторые ящики могут оказаться пустыми) равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Замечание 2. Очевидно, что если Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , то при любом распределении k предметов по Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ящикам, по крайней мере, в одном ящике окажется два предмета. Это высказывание называют иногда принципом Дирихле в честь немецкого математика П.Г.Л.Дирихле (1805-1859), широко пользовавшимся этим утверждениям в своих исследованиях.

5. Число подмножеств конечного множества.Результаты предыдущих разделов позволяют решить следующую комбинаторную задачу: найти число всех подмножеств (включая пустое) данного Таким образом, обосновано следующее - student2.ru -множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .В самом деле, возьмем два числа 0 и 1 (или, если угодно, два ящика). Каждому подмножеству Таким образом, обосновано следующее - student2.ru множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru соответствует отображение Таким образом, обосновано следующее - student2.ru Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , при котором элементы из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru отображаются в 1, а все остальные – в 0. Таким образом, существует взаимно-однозначное отображение между подмножествами множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и отображениями этого множества в 2-множество Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Но число таких отображений согласно теореме 4 равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Значит справедлива

Т е о р е м а 5.Число всех подмножеств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru -множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru равно Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Напомним, что через В( Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ) обозначается булеан множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , т.е. множество всех подмножеств множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Учитывая это обозначение, теорему 5 можно записать в виде

Т е о р е м а Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Пример 2. Проиллюстрируем теорему 5 на примере 3-множества Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Оно должно иметь Таким образом, обосновано следующее - student2.ru = 8 подмножеств. Ими являются Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

6. Правило исключений и включений.Рассмотрим следующую комбинаторную задачу. Пусть имеется Таким образом, обосновано следующее - student2.ru предметов, некоторые из которых обладают свойствами Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . При этом каждый предмет может либо не обладать ни одним из этих свойств, либо обладать одним или несколькими свойствами. Требуется узнать число предметов, не обладающих ни одним из указанных свойств, если известны количества предметов, обладающих данным набором свойств. Обозначим через Таким образом, обосновано следующее - student2.ru количество предметов, обладающих каждым из свойств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru (и, быть может, еще некоторыми из других свойств). Если необходимо будет подчеркнуть, что берутся лишь предметы, не обладающие некоторым свойством, то это свойство будем писать с чертой над ним. Например, через Таким образом, обосновано следующее - student2.ru обозначается количество предметов, обладающих свойствами Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , но не обладающих свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru (вопрос об остальных свойствах открытым).

Число предметов, не обладающих ни одним из указанных свойств, обозначается по этому правилу через Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Т е о р е м а 6 . Таким образом, обосновано следующее - student2.ru Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . (10)

Здесь алгебраическая сумма распространена на все комбинации свойств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru (без учета их порядка), причем знак + ставится, если число свойств четно, и знак –, если это число нечетно. Например, Таким образом, обосновано следующее - student2.ru входит со знаком +, а Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – со знаком –. Формулу (10) называют формулой исключений и включений – сначала исключаются все предметы, обладающие хотя бы одним из свойств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , потом включаются предметы, обладающие по крайней мере двумя из этих свойств, исключаются имеющие по крайней мере три и т.д. Доказательство формулы (10) проведем индукцией по числу Таким образом, обосновано следующее - student2.ru свойств.

База индукции. При Таким образом, обосновано следующее - student2.ru имеем Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , так как каждый предмет либо обладает свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , либо не обладает им.

Шаг индукции. Предположим, что формула (10) справедлива для Таким образом, обосновано следующее - student2.ru свойств:

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . (11)

и докажем ее для Таким образом, обосновано следующее - student2.ru свойств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Формула (11) справедлива для совокупности из любого числа Таким образом, обосновано следующее - student2.ru предметов. В частности, она верна для совокупности из Таким образом, обосновано следующее - student2.ru предметов, обладающих свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Формула (11) в этом случае примет вид (добавляется указание, что в каждом случае берутся лишь предметы, обладающие свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru ):

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru Таким образом, обосновано следующее - student2.ru Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . (12)

Вычтем равенство (12) из равенства (11). Легко видеть, что после вычитания в правой части получим то, что нам нужно – правую часть равенства (10) при Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . А в левой части получим разность

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . (13)

Но Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – это число предметов, не обладающих свойствами Таким образом, обосновано следующее - student2.ru и, быть может, обладающих свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . А Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – это число предметов, которые не обладают свойствами Таким образом, обосновано следующее - student2.ru , но наверняка обладают свойством Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Значит, разность (13) как раз равна числу предметов, не обладающих ни одним из свойств из свойств Таким образом, обосновано следующее - student2.ru . Иными словами

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Таким образом, после вычитания получим формулу (10) при Таким образом, обосновано следующее - student2.ru :

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Вывод. Формула (10) справедлива при любом натуральном Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Пример 3. В одной научной организации среди 123 работающих 106 знают английский язык, 84 – немецкий язык и 77 – оба языка. Сколько научных сотрудников не знают ни английского, ни немецкого языков?

□ Пусть Таким образом, обосновано следующее - student2.ru обозначает свойство: «Научный сотрудник знает английский язык», а Таким образом, обосновано следующее - student2.ru – свойство: «Научный сотрудник знает немецкий язык». Запишем формулу (10) для нашего случая Таким образом, обосновано следующее - student2.ru :

Таким образом, обосновано следующее - student2.ru .

Таким образом, 10 научных сотрудников не знают ни английского, ни немецкого языков.

Наши рекомендации