Тема 7 -8. Основы проведения криминологических исследований Криминологическая статистика
Криминологическое прогнозирование и планирование
Методические указания
Изучение преступности — составная часть профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на обслуживаемой территории, детерминант преступности и другой криминологической информации невозможно обеспечить успешную профилактику преступлений.
Один из важнейших вопросов данной темы — информационное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.
Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследования. Кроме того, нужно иметь четкое представление об организации криминологических исследований, основных этапах проведения и способах оформления их результатов; раскрыть как один из основных методов криминологического исследования статистический метод (его подвиды) и иные методы исследования (социологический, психологический, документальный).
Для усвоения основных статистических понятий, смысла статистических методов и овладения ими студентами, ориентированными на общественные науки, необходимо приложить определенные усилия.
Цель изучения статистических методов исследования — обучить учащихся приемам статистического анализа данных о преступлениях, лицах, их совершивших, детерминантах преступности и противоправного поведения определенных категорий правонарушителей, атакже правильному использованию уголовной статистики в практической деятельности.
Задание 1
Проведите изучение преступности (преступлений, в частности, краж из помещений путем свободного доступа): методами анализа, синтеза, сравнения, логическим и историческим методами.
Задание 2
Подготовьте социологический инструментарий, с помощью которого можно проводить криминологическое исследование: опросник для интервью, анкету. Проведите анкетирование в учебной аудитории.
Задание 3
Что такое программа криминологического исследования? Подготовьте такую программу.
Задание 4
Выберите криминологическую проблему для самостоятельного изучения. Определите объект и предмет исследования. Составьте программу криминологического исследования. Разработайте методику исследования. Проведите исследование (в семье, учебной аудитории). Обобщите результаты
исследования (составьте таблицы, графики). Сделайте выводы. Подготовьте итоговый документ (справку, доклад, статью, отчет).
Задание 5
Проанализируйте преступность, используя статистические группировки:
- типологические;
- вариационные;
- аналитические
Задание 6
Проанализируйте преступность, используя метод статистических рядов:
- рядов распределения;
- рядов динамики;
- параллельных рядов.
Задание 7
Каким образом при анализе преступности могут использоваться абсолютные и обобщающие показатели?
Задание 1
10%-ная выборка из уголовных дел показала, что такие мотивы убийств, как месть и ревность, составили соответственно 20 и 13%, в то время как на основе сплошного обследования (100% дел) месть составила 18%, а ревность — 10% по отношению к общему итогу.
Вычислите ошибку репрезентативности по каэ/сдому из показателей.
Задание 2
Средний возраст всех осужденных (генеральная совокупность) равен 33 годам. В порядке выборки обследовали 20% общего числа осужденных (выборочная совокупность) и установили, что их средний возраст равен 29,5 года.
Вычислите ошибку репрезентативности данной выборки.
Задание 3
Изучите форму № 1 статистической отчетности органов внутренних дел «Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях».
Определите, к какому виду таблиц относится эта форма.
Раскройте содержание статистического подлежащего и сказуемого, указав при этом, на основе каких группировочных признаков они построены.
Задание 4
Изучите форму № 2 статистической отчетности органов внутренних дел «Отчет о лицах, совершивших преступления».
Определите, к какому виду таблиц относится эта форма.
Раскройте содержание статистического подлежащего и сказуемого, указав при этом, на основе каких группировочных признаков они построены.
Задание 5
На основании приведенных в таблице данных вычислите
средний срок наказания, назначенного осужденным.
Срок наказания в виде лишения свободы | Число осужденных |
До 1 года Свыше 1 года До 2лет включительно 2 3 3 4 4 5 58 8 10 10 15 | 120 \ |
Задание 6
Имеются данные о коэффициенте преступности по району за ряд лет (1990-1999 гг.): 55,3; 49,4; 40,2; 48,4; 54,5; 52,6; 55,1; 53,6; 60,2; 59,7 в расчете на 10 тыс. населения.
Начертите гистограмму и полигон распределения.
Задание 7
Имеются следующие данные о 940 преступлениях, которые совершены:
__ |
Общая часть
- в сельской местности — 180;
- в рабочих поселках — 220;
- в райцентрах — 320;
- в областном центре — 220;
- несовершеннолетними — 240;
- лицами, находившимися в состоянии опьянения, — 540;
- лицами мужского пола — 845.
Изложите приведенную информацию в виде таблицы или нескольких таблиц. К каким видам будут относиться эти таблицы? Определите их подлежащее и сказуемое. Изобразите имеющиеся данные в виде диаграмм.
Задание 8
Районным судом за год было осуждено 440 человек. К началу года в районе проживало 41450 человек, к концу — 45660.
Определите среднюю численность проживавшего в районе населения и коэффициент судимости на 1 тыс. человек, указав при этом, к какому виду относительных величин они относятся.
Задание 9
Вычислите относительные величины структуры совокупности, исходя из общего количества осужденных и распределения их по мерам наказания.
Всего осуждено — 820 человек, в том числе к лишению свободы — 360, к исправительным работам — 255, условно — 120, к штрафу — 20 и прочим мерам наказания — 55.
Задание 10
Состояние преступности в области за период с 1992 по 2006 гг. характеризуется следующими данными:
1992 г. — 2360; 1993 г. — 2348; 1994 г. — 2280; 1995 г. — 2256; 1996 г. — 2088; 1997 г. — 2216; 1998 г. — 2200; 1999 г. — 2200; 2000 г. — 2600; 2001 г. — 2990; 2002 г. — 3015, 2003 г. — 3020, 2004 г. — 2998, 2005 г. — 3117, 2006 г. — 3220,2007 г.-3200, 2008г.-3210,2009г.-3300,2010г.-3320
Методика и процедура криминологического исследования
На основании этих данных:
1) приняв за базу 1992 год, составьте график показателей динамики преступности за 10 лет;
2) определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 1992 году) и цепным способами: а) абсолютный прирост; б) темп роста; в) темп прироста; г) абсолютное значение 1% прироста.
Задание 18
Изучите следующие параллельные ряды.
Годы | Число лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель | Число лиц, привлеченных к административной ответственности за мелкое хулиганство | Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство |
Определите, существует ли взаимозависимость между показателями доставления в медицинский вытрезвитель, привлечения к административной и уголовной ответственности за хулиганство. Если существует, то в чем она выражается?
Методические указания
Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки (предсказательной).
Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлений; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования), в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования).
Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Необходимо знать не только суть методов криминологического прогнозирования (экстраполяции, моделирования и экспертных оценок), но и в чем их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.
Изучая вопрос о прогнозировании индивидуального преступного поведения, необходимо учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования — категориях лиц, о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.
Необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование криминологического планирования в органах внутренних дел. 68
Задание 1
Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.
Задание 2
Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.
Задание 3
Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность, многовариантность).
Задание 4
В городе А. планируетсяпровести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.