Многодетные и неполные
Многодетных в общей массе семей в России - 9.4 процента. Подавляющее большинство этого типа составляют семьи трехдетные (77 процентов), причем в сельской местности многодетных по отношению к общему числу семей втрое больше, чем в городах (18 и 6 процентов). Региональная дифференциация распределения семей по числу детей также велика. За счет высокой иждивенческой нагрузки многодетные семьи бедны, в сельской местности и ряде регионов положение их осложняется еще и полным отсутствием «живых» денег. Специфическая потребность многодетных - необходимость улучшения жилищных условий, а «квартирный вопрос», как известно, в России всегда был острым. Сегодня получить государственное жилье, в очереди на которое люди иногда стоят по 15-20 лет, столь же сложно, как и раньше. К примеру, по данным доклада «Семья в России», в 1990 году в новые квартиры въехали 1296 семей, из которых 61 многодетная, а в 2001 году - соответственно 652 и 22. Выжидательная политика в обеспечении многодетных, кстати, скоро может привести к естественному исчезновению данного вопроса: лет через 15 дети вырастут, а строка «многодетные» попросту выпадет из отчетных документов органов соцзащиты.
Число неполных семей, напротив, видимо, возрастет. По информации Министерства труда и социального развития, каждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и все больше женщин рожает детей, не состоя в браке (25 процентов в 2000 году против 20 процентов в 1994). Согласно докладу «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94 процентах случаев неполные семьи - без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).
Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем. Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец. Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен.
Семья и стресс
Стресс в “нетипичных” семьях может привести как к укреплению семей, так и к прямо противоположному результату. «Когда происходит адаптация семьи к стрессу, могут изменяться убеждения, способы взаимодействия, функции семьи и ее отдельных членов. Если семья реагирует на стресс жестко, то возникает опасность патологического функционирования семьи - жестокого обращения с детьми, разрушения психологического здоровья ее членов, вплоть до потери семьи. Способность справиться со стрессом зависит от ценностных ориентаций, отношения к стрессовой ситуации, смысла, которым члены семьи наделяют то или иное событие или случай».
Проблемы семей группы риска
Разновозрастные семьи
Разновозрастный брак относится к категории браков, наиболее часто подвергающихся риску распада. Потому что такой брак (как, собственно, и любой другой) качественно зависит от взаимоотношений супругов. Оба в таком союзе вполне могут быть счастливы, причем независимо от того, кто старше - муж или жена. Да, в разновозрастном браке есть несколько подводных камней, в том числе и интимного характера (причем не только о «сексуальной несостоятельности» пожилого супруга тут речь, все гораздо сложнее). Поэтому, прежде чем решать, будет ли в том или ином конкретном случае разновозрастный брак счастливым, необходимо посмотреть, какие проблемы в общем может скрывать такой союз, и в чем причины возможных разногласий.
И, прежде всего – определимся с терминологией.
Что такое в принципе разновозрастный брак? На сколько один супруг должен быть старше другого, чтобы брак можно было называть разновозрастным? В принципе, если уж говорить не только с физиологической, но и с социальной точки зрения, то оптимальная разница в возрасте между супругами – примерно 10-15% (причем если мужчина старше). Но это не потому, что мужчина всегда должен быть главнее, как считает порой наше общество, а как раз наоборот: оттого, что мужчины позднее созревают социально. И среднее «отставание» составляет как раз указанные проценты, иными словами. В социально-психологическом смысле такие супруги – примерно ровесники. В этом случае, как правило. разница в возрасте не сказывается практически никак. А вот разновозрастным обычно называют брак. в котором разница составляет 40% и более.
Принято считать, что основная причина заключения таких браков – сексуальная. Но так ли это? Разумеется, интимные отношения играют свою роль в возникновении таких браков (если не рассматривать союзы, заключенные по откровенно меркантильным, рекламным, политическим и иным подобным мотивам). У человека, как известно, существует определенная фазовость сексуальной активности. К примеру, юноша в 17-20 лет чаще всего гиперсексуален.
А ровесницы требуют признаний в любви, долгих ухаживаний, причем сами неопытны и мало что могут «дать» такому юноше в смысле физиологии, кроме дополнительных проблем. И тогда он выбирает женщину старше себя, которая уже вступила в фазу сексуального расцвета (28-35 лет), которой требуется активный секс (чего нередко ей не могут дать ее замученные добычей денег мужчины-ровесники). Причем такой союз может быть настолько гармоничным с интимной точки зрения, что не так уж и редко перерастает в брак (а иногда регистрация происходит по принципу - чтобы соседи меньше говорили).
В обратной ситуации (муж старше жены) - тоже много плюсов для обоих сторон.
Это, так сказать, «общие физиологические положения». Они известны каждому. Но, во-первых, не стоит забывать и о том, что с возрастом сексуальная активность у обоих супругов меняется – еще неизвестно, в какую сторону. Во-вторых, такая расстановка сил может быть вовсе не в каждой разновозрастной паре. И в-третьих, все же основной плюс разновозрастного союза в том, что партнеры удовлетворяют в таком браке не столько сексуальные, сколько психологические потребности. В частности, когда они стремятся к взаимоотношениям со своей половиной не по принципу «муж - жена», а по принципу «ребенок - родитель». Разберем с этой позиции оба варианта разновозрастного брака (правда, немного утрируя для наглядности). И конечно, помня о том, что в реальности все может быть гораздо сложнее.
Надо заметить, что когда зрелый мужчина женится на молоденькой девушке изначально для такого мужчины это брак престижный. Над ним часто смеются (мол, седина в бороду, бес в ребро), но, скорее всего, просто от зависти. Ведь чаще принято считать, что такой брак говорит о его мужской ценности (как сексуальной, так и социальной): мол, он еще ничего, если привлек молоденькую. И чем моложе супруга, тем якобы престижнее. Однако на самом деле многие мужчины идут на такой союз в основном из-за собственной внутренней инфантильности. Иными словами, чаще всего мужья в таких браках – это большие дети, которые в принципе не уверены в собственных силах. И ему требуется доказать не обществу, не окружающим, а прежде всего самому себе – что он не только еще «ничего себе», а конкретно способность быть сильным лидером! К тому же от мужчин вроде как изначально требуется быть главой семьи, а мужчина подобного склада характера в принципе не способен командовать. И справедливо опасается, что в союзе со зрелой, опытной, состоявшейся как личность женщиной он ни на какое главенство претендовать не сможет (более того, у такого мужчины, как правило, есть опыт неудачных браков с ровесницами). И тогда он обзаводится супругой намного моложе себя – мол, чтобы в доме не возникало сомнений, кто тут глава семьи, хотя бы в силу возрастной разницы.
Вообще по складу личности такому мужчине, что называется, руководить бы детским садиком: со взрослыми людьми ему часто трудно занять лидирующую позицию, даже если этого требует ситуация. Таким образом и сам он, и окружающие считают его «размазней». Часто он и внешне излишне мягок, что тоже не расценивается на сегодняшний день как положительное качество.
А молодая жена в таком браке имеет свои проблемы. Это только с точки зрения злых языков она польстилась на деньги пожилого супруга! Чаще всего бывает по-другому. Девушка тянется либо к человеку-легенде, овеянному славой, либо бессознательно ищет не супруга, а защитника-отца. Это либо девушки из неполных семей, либо конфликтующие со своим «настоящим» отцом, или просто задавленные родительской опекой. Такой девочке просто страшно выходить из-под родительского крылышка в большую жизнь, и она согласна выйти замуж только за «суррогатного родителя» - супруга, который по возрасту годится ей в отцы. И поначалу ее устраивает стремление мужа во всем быть лидером (причем стремление частенько весьма гипертрофированное).
Так вроде бы, диспозиция соблюдена, и все довольны? Не совсем, к сожалению. Ведь наш инфантильный супруг на самом деле хоть и ищет в жены молодую, но при этом нуждается в материнской заботе. Особенно к зрелому возрасту чувствуя нехватку этой заботы.
Отношения в таком браке, если оставить все как есть, будут развиваться следующим образом: прежде всего, со временем отношения «ребенок-родитель» создадут проблемы. Таким образом супруг постепенно окажется под тем самым командованием со стороны жены, которого изначально стремился избежать в разновозрастном браке. И тогда нередко, чтобы избавиться от чувства подчиненности, он пойдет искать себе еще более молодую любовницу (так и не сумев понять, что его проблемы зависят не от разницы в возрасте, а от него самого).
Похоже развивается сценарий брака если молодой мужчина женится на зрелой женщине. Кстати, вначале было сказано, что брак не считается разновозрастным, если на 15% старше мужчина. Значит ли это, что любой брак, в котором хоть на год, но старше женщина, можно считать разновозрастным? Как ни странно, теоретически это так. И опять же потому, что мужчины в большинстве своем развиваются позже.
Молодой человек в таком союзе (особенно если союз действительно перерастает в брак) лишен не только интимного опыта, но и той же материнской опеки в детстве. Часто это сын властной матери, к тому же ограниченный в общении с ровесницами. И он видит в своей партнерше прежде всего маму – а то и защиту от гиперопеки своей настоящей родительницы.
Под влиянием такой жены, правда, он действительно быстрее развивается, успешнее растет социально, активно реализуется в жизни. Он вырастает из роли ученика и пытается стать главой семьи. А для женщины это становится как минимум неожиданностью – причем не такой приятной. По крайней мере, роль воспитывающей матери у нее буквально отнимают, что ей совсем не приятно. И она вовсе не собирается быть обычной покорной женой своего мужа, который к тому же на два десятка лети моложе. Развязкой опять становится как правило развод.
Все сказанное не означает, что разновозрастный брак лучше не заключать. Во-первых, любой брак, независимо от разницы в годах и прочем, зависит только от желания супругов находить общий язык, от их стремления к взаимопониманию. И во-вторых, необходимо понимание проблем разновозрастных браков для того, чтобы супруги могли знать о возможных проблемах и смогли их предвидеть (как говорится, кто предупрежден - тот вооружен).В конце концов, нельзя огульно утверждать, что близковозрастный брак – это хорошо. а разновозрастный – плохо. Если стремления и цели супругов на протяжении совместной жизни подходят друг другу, то их брак может быть не менее счастлив (а то и более), чем брак ровесников. Но если у каждого из супругов в таком браке свои задачи, причем взаимоисключающие – вот тогда возникают проблемы.
Неравный брак
Проблема неравного брака возникла не сегодня. Поэтому и смысл в это понятие вкладывался вполне определенный: брак между представителями различных сословий, т.е. между людьми с различным социальным статусом. Безусловно, отсюда вытекали и многие другие отличия: разница в доходах, образовании, системе ценностей, привычках, вкусах, речи (произношении и акценте) и, наверное, в чем-то еще. Сегодня можно добавить еще целый ряд критериев неравенства в браке: возраст, рост, вес, этническая и конфессиональная принадлежность, гражданство, должность. Можно и дальше продолжить список, тем более отталкиваясь от какой-нибудь конкретной ситуации. Но каким бы ни был список критериев, остается главный вопрос: как найти «общий знаменатель», ту общность, которая делает брак равным, счастливым, необъяснимо цельным, несмотря ни на какие формальные признаки в отличии между супругами.
Гениальный английский писатель и мыслитель Джордж Оруэл в очерке «Англичане» дал прекрасный эскиз социальной структуры индустриального общества середины ХХ века. В значительной степени его анализ остается справедливым и актуальным и сегодня. Его главная мысль состоит в том, что индустриализация полностью изменила структуру общества. Помимо политических лозунгов буржуазно-демократических революций, главнейшим из которых был «Равенство», (т.е. устранение всех сословий: никаких дворян, крестьян, клерикалов и т.п. - все люди Граждане), активное внедрение техники в нашу жизнь в XX, и особенно в ХХI веке принципиально изменило структуру общества по роду занятий, образованию, уровню доходов. Но из этого не последовало радикального изменения психологии.
Поменяв соху на штурвал самолета или кульман, миллионы людей получили одновременно необходимое образование, но отнюдь не получили определенной образованности, свойственной дворянскому сословию, которое веками накапливало определенные духовные ценности, склонности, навыки, культивировало вкусы и с молоком матери передавало их своим детям.
В ХХ веке, несмотря на достаточно строгую и понятную структурированность общества по каким-то формальным признакам социологов, юристов и экономистов, возникла полная анархия в плане духовном и психологическом. Равенство по каким-то формальным официальным признакам в экзистенциальном плане не означает ровно ничего. Равенство в доходах не означает профессиональное родство.
Принадлежность к одному профсоюзу не гарантирует равенство доходов. Похожесть в образе жизни не означает общность интересов, ценностей, стремлений. Просто в индустриальном обществе такой образ жизни: в нем гомогенно распределены гетерогенные элементы - люди. Они живут в похожих домах, кварталах, пользуются общественным транспортом или у каждого одинаково личный автомобиль. Но количество профессий столь велико, что не идет ни в какое сравнение с прошлыми эпохами. Но ведь род занятий накладывает свой отпечаток на человека, формирует профессиональный стиль мышления, привычки, одним словом психологию.
Поэтому люди сегодня делятся не по сословиям и даже не на мужчин и женщин, а по роду занятий. И в этом смысле сегодня большинство браков - неравные браки. Есть, конечно, и «абсолютно равные» браки: между двумя врачами, учителями, учеными, рабочими.
В ХХ веке произошел окончательный развал культуры, как механизма духовного системообразования общества. Мы выродились в социально-экономическую систему, в которой действует «одномерный» человек-функция, «экономический человек». Но ведь любят, заключают браки, рожают детей, плачут и смеются не замятинские люди-номера, а духовно живые люди, жаждущие и страждущие, верящие и уповающие.
Для человека необходимо духовное родство, комфорт, теплота сердец. А где им взяться в современном техногенном обществе. Безусловно, прогресс по многим параметрам налицо: рост свободы, продолжительности жизни, комфорта. Но ценой экзистенциального вакуума, утраты смысла жизни. Ложная ценность просветительски понятого прогресса быстро развеивается ураганом глобальных проблем, возникших как результат движения по пути прогресса.
Лозунг «Свобода! Обернулся свободой всех от каждого и каждого от всех (безразличием), свободой совести от совести, свободой передвижения по планете, если есть деньги и виза.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г., французский мыслитель Анри Бергсон ввел понятие открытого и закрытого общества. Мы, естественно, живем в открытом обществе, или стремимся к этому. Но если отбросить магию популярных терминов, которые чаще всего понимаются некорректно, то мы увидим, что философ хотел сказать, что есть разные формы закрытости: может быть закрыто общество от другого общества, а может быть закрыт человек от другого человека.
Так вот, в закрытом обществе все свои, все люди открыты, значимы друг для друга и взаимозависимы явно и отделены от людей «другого общества».
В открытом обществе - все чужие. В закрытом обществе доминирует духовность (она-то и объединяет людей в единое целое), а значит патриотизм, жертвенность, совесть. Не то ли к чему мы все стремимся на словах! Но в открытом обществе доминирует свобода и деньги. Неизбежно это отражается и на браке. Он фактически сегодня уже не существует как социальный институт. Его очень легко заключить и очень легко расторгнуть.
Так что же важно для стабильности существования брака:
- Духовное равенство, которое определяется общей системой ценностей или значимостью и пониманием важности системы ценностей одного для другого с обеих сторон.
- Психологическое равенство, которое определяется приблизительным равенством темпераментов (кстати, легко определить по школьному тесту Айзенка).
- Личностное равенство, определяющееся силой характеров, волей.
- Физиологическое равенство.
- Если есть равенство по этим «параметрам», то никакие формальные признаки принадлежности к сословию не в счет.
- Возможны и часто встречаются «комплиментарные браки», когда супруги как бы дополняют друг друга: высокий и низкий (неважно, кто! Он или она), толстый и тонкий, умный и глупый, бедный и богатый, образованный и необразованный. К тому же не рассматриваются браки, в которых стерпелось-слюбилось.