Правоприменительная конкретизация в судебной практике по трудовым делам. Конкретизация оценочных понятий в судебной практике по трудовым делам
Возникновение необходимости в конкретизации - это еще одна нетипичная ситуация, с которой может столкнуться суд при разрешении трудового спора.
Само понятие «конкретизация» применительно к правовым явлениям стало использоваться в юридической литературе только в 60-х годах. Но и до настоящего времени проблема конкретизации, ее сущности, соотношения конкретизации и толкования права остается дискуссионной.
Конкретизация(как правотворческая, так и правоприменительная) представляет собой мыслительную деятельность по переводу, преобразованию относительно определенных норм права (в том числе норм с оценочными понятиями) в более конкретные правила применительно к тем или иным жизненным ситуациям. При этом, как справедливо отмечается многими авторами, в правовое регулирование привносится элемент новизны , и этим конкретизация, в частности, отличается от индивидуализации. Второе и наиболее важное отличие конкретизации от индивидуализации заключается в том, что необходимость в конкретизации возникает у суда только в случае, если при разрешении конкретного спора он сталкивается с относительно определенной нормой, т.е., например, с нормой, содержащей оценочное понятие.
Широкое поле для конкретизации в судебной практике по трудовым спорам во многом обусловлено наличием в трудовом законодательстве большого числа оценочных понятий,таких как «чрезвычайные обстоятельства» (ч. 3 ст. 13 ТК), «крайне невыгодные для работника условия вследствие стечения тяжелых обстоятельств» (п. 1 ст. 22 ТК), «(обоснованные) производственные, организационные или экономические причины» (ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ТК), «другие исключительные случаи» (ч. 2 ст. 33 ТК), «другие случаи, исключающие или значительно затрудняющие продолжение работы» (ч. 4 ст. 40 ТК), «другие уважительные причины» (ч. 1 ст. 41 ТК), «уважительные причины» (пункты 4 и 5 ст. 42 ТК), «грубое нарушение» (п. 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК), «аморальный проступок» (п. 3 ст. 47 ТК), «исключительные и заранее не предвиденные обстоятельства» (ст. 172 ТК) и т.п.
По мнению М.И. Бару, оценочное понятие отличается тремя существенными особенностями:
1) не конкретизировано законодателем или иным компетентным органом;
2) оно уточняется и конкретизируется в процессе правоприменения;
3) дает правоприменительному органу возможность свободного усмотрения, свободной оценки фактов.
Соглашаясь во многом с таким подходом, подчеркнем, что свобода правоконкретизирующего органа не безгранична. Он связан самой конкретизируемой нормой, в которой нередко содержатся исходные позиции, критерии, признаки оцениваемого понятия.
Рассмотрим некоторые примеры из практики, когда суды при разрешении трудовых споров сталкиваются с необходимостью конкретизации.
Статья 33 ТК регулирует временные переводы работников в связи с производственной необходимостью. При этом закон не дает исчерпывающего перечня случаев производственной необходимости, указывая на возможность подобного перевода работника и в других исключительных случаях. Напомним, что такая конструкция была характерна и для советского трудового законодательства.
Под исключительными случаями в судебной. практике понимаются ситуации, когда у нанимателя нет возможности иным путем, кроме как путем перевода работника на не обусловленную трудовым договором работу, предотвратить или ликвидировать стихийное бедствие, другие случаи производственной необходимости. В частности, к таким исключительным случаям относятся эпидемии, эпизоотии. К таким случаям согласно судебной практике не относятся необходимость выполнения плановых работ, договорных обязательств, оказание помощи другим нанимателям, недостатки в организации труда работников. Кстати, такие практикуемые явления, как уборка сельхозпродукции, субботники также являются временными переводами, но при этом отсутствует производственная необходимость по смыслу ч. 2 ст. 33 ТК, т.е. нет легального основания для обязательного для работника перевода. Поэтому отказ работника от участия в уборке сельхозпродукции, в субботнике не должен рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины '.
К правотворческой можно также отнести конкретизацию, осуществляемую Пленумом Верховного Суда в своих постановлениях. Так, в постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» Пленум конкретизирует такие оценочные понятия, как «обоснованные производственные, организационные или экономические причины» (ч. 2 п. 20), «однородная профессия» (ч. 2 п. 28) и другие. Под обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами Пленум Верховного Суда понимает, в частности, рационализацию рабочих мест, изменение техники и технологии производства, введение новых форм организации труда, совершенствование рабочих мест на основе аттестации. К таким причинам согласно текущей судебной практике также относятся переход предприятия или его структурных подразделений на хозрасчет, на аренду, реорганизация предприятия, перепрофилирование производства и т.п.
В заключение данного вопроса отметим, что специфика правоприменительной конкретизации проявляется, по меткому выражению М.И. Бару, в том, что правосозидание и правоприменение здесь приближаются друг к другу. Такое сближение имеет место и при преодолении судами пробелов в трудовом праве.