Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии
Методические указания
Названная тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с юридическими науками.
Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профилактического).
Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступлений, жертва преступного посягательства) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических ис-20
следований, прогнозирование преступности). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений — пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов.
Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, личности преступника и методов предупреждения преступлений.
Чтобы составить себе правильное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с юридическими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки (в т.ч. и юридические) выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.
Кроме того, обучающиеся должны сами выявить истоки и этапы становления и развития криминологии как науки, попытаться раскрыть основные криминологические теории.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение криминологии и юридических наук.
2. История криминологии. Развитие криминологии в России.
3. Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста. Влияние криминологии на практику воздействия
на преступность.
4. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Какие задачи стоят перед криминологией?
5. Кому из философов древности принадлежат наиболее значимые криминологические идеи?
6. Какой политик одним из первых успешно провел широкомасштабный криминологический эксперимент?
7. Какова была основная черта практики воздействия на преступность на ранних этапах истории человеческого общества? Какое влияние на эту практику оказала криминологическая мысль?
8. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
9. Каким было отношение к криминологии в России в начале
XX в.? 1G. Как развивалась криминология в нашей стране в XX в.?
11.В чем заключается научное и практическое значение криминологии?
12.Как вы понимаете тезис Платона о том, что «преступность — болезнь общества»?
13.Э. Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступности. Означает ли это, что преступность — вечное явление?
14.Охарактеризуйте антропологическую концепцию Ч. Ломброзо.
15.Какие изменения претерпела теория Ч. Ломброзо в исследованиях его последователей (Э. Ферри,. Ш. Глюк)?
16.Имеет ли антропологический подход к анализу преступности какую-либо научную и практическую ценность?
17.В чем сущность теологического подхода к пониманию преступности?
18.Имеет ли теологический подход в криминологии научную
и практическую ценность?
Задание 1
Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории на тему «Что такое криминология?'».
Задание 2
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма
Задание 3
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
- принцип историзма:
- диалектический закон единства и борьбы противоположностей;
- философские категории явления и сущности;
- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.
Задание 4
Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным
(ответ обоснуйте)?
Криминология — часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности. Криминология есть наука юридическая. Криминология как наука сочетает в себе право и социологию.
По своим задачам, приемам и методам исследования криминология — это социология; по специфичности круга изучаемых явлений — это криминальная судебная социология.
Задание 5
Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.
Задание 6
Раскройте состояние криминологической науки в России в современный период.
Тема 3-4. Преступность и ее характеристики. Детерминанты преступности
Методические указания
При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности с классовых позиций. Подобный ограниченный подход, господствовавший в криминологии до недавнего времени, не давая полного представления о преступности как явлении, имеющем более широкую «общечеловеческую» социальную основу, приводит к сомнительным выводам о временном характере преступности и ее неизбежном «отмирании» в будущем, дезориентирует в определении перспектив борьбы с этим явлением.
Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной патологии, отличающееся тем, что свойственно отдельным преступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.
Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует
наполнить конкретным содержанием, использовать данные, содержащиеся в последних публикациях.
Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности.
Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути установления «цены преступности».
Кроме того, необходимо изучить (показать) тенденции развития преступности в России; уметь давать криминологическую характеристику российской преступности в целом на современном этапе.
Задание 1
Вам предложили выступить в студенческой аудитории на философском факультете и рассказать, что такое преступность.
Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории. Присутствующие на занятиях студенты задают вопросы выступающему.
Задание 2
Ознакомьтесь с отчетами о зарегистрированных преступлениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и определите, какие характеристики (показатели) преступности отражаются в этих статистических документах.
Задание 3
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население — 410 тыс. В городе «Б» за этот же период зафиксировано 910 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 4
Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.
Задание 5
В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население;— 850 тыс., из них 200 тыс. — дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. — дети, не достигшие 14 лет (малолетние).
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
Задание 6
Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему: статьи 105, 126, 131, 150, 151, 157, 158, 159, 160, 161, 165, 219, 256, 258, 290, 291 УК РФ.