Бедность как одна основная проблема российской семьи
В мировой практике существует три основных способа определения бедности: абсолютный, относительный и субъективный. Субъективный подход к определению бедности предполагает, что простые люди лучше своих управителей разбираются в том, что такое бедность. Соответственно, черта бедности принимается такой, какой она представляется большинству населения. При относительном подходе точкой отсчета являются не соображения людей, а средний уровень благосостояния населения. В качестве черты бедности принимается доля среднего дохода (как правило, около 50%). Оба эти подхода – итог разработок последних 20–30 лет в странах Западной Европы.
В России с 20-х годов практикуется подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение некоторых минимальных потребностей человека, – абсолютный способ. Изначально он появился как ответ на голод и лишения в Европе после Первой мировой войны.
Научный” прожиточный минимум вызывает возражения потому, что один из основных критериев научного знания – повторяемость – к “прожиточному минимуму” неприложим. Он пересматривался десятки раз в зависимости от состояния экономики и политической конъюнктуры, хотя потребности человека оставались неизменными. Наконец, даже его, казалось бы, не политизированная часть – содержание в пище белков, углеводов и т. д., как-то не очень соответствует тому, что можно наблюдать в реальной действительности.
Большинство людей в течение своих жизненных циклов поднимаются на 2–3 ступеньки лестницы эталонов, которая начинается со ступеньки, на которой ни одна из жизненно важных потребностей не удовлетворяется, и кончается высшей, на которой все потребности удовлетворяются без каких-либо ограничений. Большинство людей начинают свои жизненные циклы с промежуточных ступеней.
Продвижение к следующей ступеньке сопровождается неудовлетворенностью жизнью, ростом активности. Когда цель достигнута, индивид занимает новую нишу, обрастает новыми знакомствами, идентифицирует себя с иной группой людей. Появляются успокоенность и удовлетворенность, которые вновь могут уступить место новому рывку, если позволяют внешние возможности, внутренние способности, включая, конечно, и возраст. Поэтому, скажем, пожилые люди, на какой бы ступеньке ни застала их старость, менее требовательны, чем молодые.
От всех отличаются те, кто находятся под низшим потребительским эталоном, – они, как правило, его никогда его не достигают, не говоря уж о том, что не ставят целью достижение более высокой ступеньки. В их числе есть молодые и старые, мужчины и женщины, инвалиды и абсолютно здоровые, короче – всякие. Их объединяет неспособность пользоваться имеющимися возможностями ни в периоды экономического подъема, ни тем более в кризисных ситуациях. В условиях естественного отбора они просто погибали бы. В условиях развитого индустриального общества они становятся объектом социальной поддержки.
Если бы люди жили каждый сам по себе, то доля не приспособленных к жизни на самом деле составляла бы 20–25% населения, т. е. каждый четвертый-пятый. Но не все они одиноки. Часть из них, причем большая часть, имеют родственников, родителей, детей, которые относятся к более жизнестойким людям. Последние нередко берут на себя бремя помощи неприспособленному близкому им человеку.
Забота о страждущем ближнем снижает уровень благополучия семей подчас до положения, которое можно было бы квалифицировать как бедность. Но они сознательно и добровольно идут на это и не считают себя бедными, потому что бедность как таковая ощущается не тогда, когда чего-то не хватает, а когда нет никаких возможностей, нет сил и не осталось надежды изменить положение.
В силу вышеуказанных процессов и явлений доля бедных, реально нуждающихся в общественной поддержке, с 20–25% сокращается до 6–9%. Если посмотреть статистику западных стран, то бросается в глаза, что, хотя местные исследователи не способны теоретически обосновать численность объектов социальной защиты, практическим путем проб и ошибок местные системы социальной защиты пришли к сопоставимым результатам. К бедным, в зависимости от национальных критериев, относят от 18 до 26 процентов населения, к самым бедным – 5–10 процентов.
С 1994 года в России стала экспериментально внедряться регионально привязанная автоматизированная система регулирования минимальных душевых доходов (РМД). Всему населению предоставлялось право претендовать на социальную поддержку. Существовало только два ограничения. Первое – претенденты должны были быть постоянными жителями. Второе – трудоспособные должны были работать, учится или искать работу (зарегистрированы в службе занятости). Для регистрации достаточно было заполнить с помощью социального работника декларацию о материальном положении семьи без предоставления каких-либо справок. Вместо того чтобы заставлять бедных доказывать свою бедность, на социальные службы с помощью специальных процедур возлагалась обязанность проверки достоверности предоставленной информации. Доля населения, пришедшего на регистрацию в качестве нуждающихся, составила на Камчатке 7,3%, в Москве – 8%, в Республике Коми – 7,6%.
Сегодня в России молодая семья из трех-четырех человек, ютящаяся в комнатушке семейного общежития коммунальной квартиры, оплачивает жилищные субсидии престарелым вдовам, одиноко проживающим в двух-трехкомнатных квартирах; семья без телефона – льготы по оплате телефона семье, в которой есть хотя бы один пенсионер; человек, для которого машина – непозволительная роскошь, оплачивает пособие по бедности владельцу автомобиля, землевладельцу помогает выживать безземельный.
В Москве, например, регистрация претендентов на государственную помощь по особой технологии, с учетом всего, что способна приносить своим владельцам недвижимость и транспортные средства, с учетом местной конъюнктуры и особенностей семьи, показала, что 40% обратившихся могли бы сами обеспечить себе ежемесячный душевой доход выше прожиточного минимума, а еще 15% имели возможность повысить свои доходы не так радикально, но в достаточной мере, чтобы существенно снизить давление на бюджет социальной защиты.
Семья в нынешней экономической ситуации фактически обречена на бедность. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в России", проведенного под руководством Института экономического развития Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 2001 году 46 процентов семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными. В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.
Разводы и его причины
По оценке специалистов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! А ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно.
По количеству лет, прожитых вместе, разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%.
Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи - когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30. После 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствии с потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли. Более молодые легче расстаются с привычками, травмирующими супруга.
Абсолютное большинство разводов приходится на возраст от 18 до 35 лет. Резкий подъем начинается в возрасте 25 лет.
В 64% случаев суд предлагает разводящимся подумать и дает на это несколько месяцев. Забирают заявление о разводе около 7% супругов.
Причины разводов
Основными причинами разводов являются:
- поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;
- супружеская неверность;
- сексуальная неудовлетворенность друг другом;
- несовместимость характеров и взглядов;
- психологическая и практическая неподготовленность к семейной
жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях,
разочарование в любимом человеке или себе;
- пьянство.
Как показали исследования, на первом месте среди причин разводов стоит психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов, взаимных оскорблениях и унижениях, невнимательном отношении друг к другу, нежелании помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих духовных интересов, жадности и стяжательстве одного из супругов, неподготовленности к взаимодействию, в неумении сглаживать и устранять конфликты (стремлении наоборот - эти конфликты усиливать), в неумении вести домашнее хозяйство.
На втором месте - пьянство одного из супругов (на эту причину указали 31% опрошенных женщин и 23% мужчин). Причем пьянство одного из супругов может быть и причиной, разрушающей семейные отношения, и следствием ненормальных отношений между супругами.
На третьем месте - супружеская неверность (на это указали 15% женщин и 12% мужчин).
На отсутствие помощи супруга в домашних делах как причину конфликтов и разводов в исследовании указали всего 9% женщин. Можно предположить, что большинство мужей помогают вести домашнее хозяйство (выяснилось, что 40% мужчин делают по дому все, что потребует жена).
Остальные причины разводов играют незначительную роль: бытовая неустроенность (3,1%), различие взглядов на вопросы материального благополучия (1,6%), материальные трудности (1,8%), необоснованная ревность одного из супругов (1,5%), половая неудовлетворенность (0,8%), отсутствие детей (0,2%).
Разведенные мужчины жалуются на то, что не было душевной близости (37%), повседневной нежности (29%), упорядоченной половой жизни (14%), заботы о нем (9%), ("веревка на шее") - 14%...
Заключение
Использованная литература