Конфиденциальная информация и ее отражение в таможенной статистике внешней торговли РФ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Информация по внешней и взаимной торговле, предоставленная государственными органами, пред-приятиями, учреждениями, организациями и гражданами, используется исключительно в целях фор-мирования официальной статистики государств-членов Таможенного союза.
Конфиденциальной считается информация о ввезенных (вывезенных) товарах в привязке к участни-кам внешнеэкономической деятельности.
К конфиденциальной информации в соответствии с порядком, установленным законодательством государства-члена Таможенного союза, могут быть отнесены и другие данные таможенной статисти-ки внешней торговли и статистики взаимной торговли.
Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле государства-члена Таможенного союза, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохра-нения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней и статистике взаим-ной торговли используется ряд разрабатываемых уполномоченным органом государства-члена Та-моженного союза специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциаль-ную информацию в общем массиве предоставляемых и публикуемых данных.
Предоставление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэко-номической деятельности запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства-члена Таможенного союза.
Защита конфиденциальной информации от разглашения, распространения или фальсификации га-рантируется уполномоченным органом государства-члена Таможенного союза.
Обеспечение сопоставимости данных о взаимной торговле России со странами-партнерами.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПОСТАВИМОСТИ ДАННЫХ
Большинство стран мира формируют данные таможенной статистики внешней торговли на основе общепринятых в международной практике методологических положений. Основной причи-ной расхождения между данными стран-партнеров является либо отклонение от этих положений, либо различный подход к отдельным методологическим принципам.
Наличие расхождений в данных о торговле государств-членов Таможенного союза с другими стра-нами может быть вызвано различными причинами:
1) используемой системой учета торговли;
2) особенностями стоимостной оценки экспорта и импорта
товаров;
3) применяемыми критериями определения стран-партнеров;
4) различием в моменте учета товаров;
5) различием в подходах к кодированию товаров;
6) используемыми принципами учета конфиденциальных данных;
7) существованием различных порогов статистического наблюдения;
8) особенностями учета отдельных товаров;
9) наличием фактов недостоверного декларирования товаров.
В целях обеспечения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли государства-члена Таможенного союза с третьими странами, а также статистики взаимной торговли государства-члена Таможенного союза уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза проводят работы по сопоставительному анализу результатов торговли и выявлению на основе сопоставитель-ного анализа причин возможных расхождений.
Учет товаров во взаимной торговле (статистическая форма перемещения товаров).
СИСТЕМА УЧЕТА
В таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли учет импорта и экспорта товаров ведется на основании общей системы учета торговли.
При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
– импорт:
1) товары, ввезенные на территорию государства-членаТаможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру выпуск для внутреннего потребления;
2) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру реимпорта;
3) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру переработки на таможенной территории;
4) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза после совершения дей-ствия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории;
5) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру переработки для внутреннего потребления;
6) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру таможенного склада;
7) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру отказа в пользу государства;
8) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру беспошлинной торговли;
9) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру временного ввоза на срок один год и более;
10) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру свободной таможенной зоны;
11) товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру свободного склада;
– экспорт:
1) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру экспорта;
2) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза после завершения дей-ствия таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
3) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза после завершения дей-ствия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
4) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру переработки вне таможенной территории;
5) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру реэкспорта;
6) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру беспошлинной торговли и реализованные физическим лицам, выезжающим с территории государства-члена Таможенного союза;
7) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза и помещенные под та-моженную процедуру временного вывоза на срок один год и более;
8) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза после завершения дей-ствия таможенной процедуры свободного склада;
9) товары, вывезенные с территории государства-члена Таможенного союза после завершения дей-ствия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В статистике взаимной торговли учитываются все товары, ввезенные на территорию государства-члена Таможенного союза с территории других государств-членов Таможенного союза или вывезен-ные с территории государства-члена Таможенного союза на территории других государств-членов Таможенного союза.
Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли при общей системе учета следующие категории товаров:
1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства-члена Таможенного союза;
2) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;
3) товары, помещенные на таможенный склад, на свободный склад, в свободную таможенную зону и предназначенные для вывоза за пределы территории государства-члена Таможенного союза;
4) иностранные товары, уничтоженные на территории государства-члена Таможенного союза.
ТОВАРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ
Определенные категории товаров, перечисленные ниже, имеют особенности перемещения товаров, которые необходимо учитывать при включении их в таможенную статистику внешней торговли государства-члена Таможенного союза.
В таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли среди прочих необходимо учитывать следующие категории товаров:
1) немонетарное золото, драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного сред-ства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении;
2) товары, реализуемые по счетам государства, которые включают товары гражданского и военного назначения, например, при осуществлении правительствами регулярных коммерческих операций; товары, поставляемые по линии государственных программ внешней помощи; военные репарации и реституции;
3) гуманитарная и техническая помощь;
4) товары, поступающие в качестве дара;
5) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок один год и более;
6) товары, ввезенные (вывезенные) по договору финансовой аренды (лизинга);
7) товары военного и двойного назначения;
8) товары, ввезенные (вывезенные) по консигнационным соглашениям;
9) товары, ввезенные (вывезенные) по бартерным соглашениям;
10) товары, ввезенные (вывезенные) с целью их переработки, а также продукты переработки;
11) товары, ввезенные (вывезенные) в качестве вкладов в уставные фонды;
12) товары собственного производства предприятий с иностранными инвестициями;
13) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, такие, как упакованные комплекты дискет или компакт-дисков с записанными на них компьютерными программами и (или) данными, аудио- и видеоматериалы, предназначенные для общего или коммерческого использования (но не разработанные по индивидуальному заказу);
14) возвращенные товары. Ранее экспортированные и учтенные в экспорте, а затем возвращенные товары учитываются как импорт. Аналогичным образом ранее импортированные и возвращенные товары учитываются как экспорт;
15) товары, ввезенные (вывезенные) в результате операций между головными корпорациями и пред-приятиями их прямого инвестирования (филиалы/отделения);
16) рыба, рыбопродукты, морепродукты, минералы с морского дна выловленные (добытые) и спа-сенный груз, сгруженные с иностранного судна в порту государства-члена Таможенного союза или приобретенные судном государства-члена Таможенного союза в открытом море у иностранного суд-на, а также проданные в открытом море;
17) бункерное топливо, балласт, бортовые запасы и иные материалы учитываются при продаже их иностранным водным и воздушным судам на территории государства-члена Таможенного союза, а также при покупке их водными и воздушными судами государства-члена Таможенного союза с ино-странных водных и воздушных судов на территории государства-члена Таможенного союза или сгруженные с иностранных водных и воздушных судов в порту государства-члена Таможенного со-юза;
18) товары, отправленные международными почтовыми отправлениями;
19) транспортные средства, ввезенные физическими лицами государства-члена Таможенного союза в целях постоянного размещения.