Типы процессов управления
Процесс – это динамическая сторона управления, которая характеризуется изменениями, происходящими под воздействием внутренней и внешней среды в различные отрезки времени. Процесс управления происходит поэтапно: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
Цель– идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния, это представление о том, чего мы хотим достичь. Ситуация– это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели, т.е. реальное положение дел. Проблемав процессе управления – это главное противоречие в ситуации, разрешение которого изменит ситуацию в направлении поставленной цели. Решение– это выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели как завершающий этап процесса управления.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейномутипу.
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке, и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный.
4. Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван поисковым.
Все отмеченные типы процессов управления используются в определенных условиях, названные этапы взаимосвязаны и предопределяют механизм разработки управленческого решения. Главное условие – это время как ресурс управления.
Процессы управления характеризуются напряженностью воздействия, под которой понимается степень социально-организационной потребности в управленческом решении, характеризующем остроту возникшей проблемы, динамику ее развития и особенности формирования воздействия в цикле процесса управления.
Анализируя возможные варианты изменения напряженности воздействия на различных этапах процесса управления, Э.М. Коротков выделяет пять типов процесса управления (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Типы процессов управления
1. Замедленное на начальных этапах нарастание напряженности воздействия, сменяющееся ее резким возрастанием на этапе решения. Это процесс управления, в котором явно наблюдаются оригинальные решения по известным и традиционным целям управления.
2. Изменение (возрастание или, напротив, падение) напряженности на начальных этапах процесса управления в связи с поиском реальной, достижимой и значительной цели в существующихусловиях управления.Этот тип процесса управления в определенной мере характеризует целевой подход к управлению, хотя не сводится полностью к нему.
3. Последовательное снижение напряженности воздействия вследствие неправильно выбранной, нереальной, несвоевременно поставленной цели. Это процесс, который не заканчивает воздействие и по сути своей не является процессом управления как таковым, хотя может входить в другой цикл процесса управления как этап аналитической работы.
Необходимо отметить, что в практике управления знания типологии процессов помогают сделать обоснованный и эффективный выбор технологической схемы разработки и принятия управленческого решения.