Глава 1.1. История и тенденции развития индустрии

Гостеприимства

Индустрия гостеприимства и туризма является одним из динамично и быстро развивающихся секторов мировой экономики в сфере услуг. Гостеприимство и туризм неразрывно связаны между собой. Сфера туризма удовлетворяет интересы людей, стремящихся познакомиться с культурой, историко - архитектурными памятниками, природно-экологическими зонами и парками различных стран. Туристская и гостиничная деятельность является высокодоходной, поэтому выгодна любому государству, в связи с этим развитие туризма как въездного, внутреннего, так и выездного является особой заботой государства, которое регулирует деятельность этой отрасли.

Гостиница это хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги размещения, питания и другие дополнительные услуги всем неорганизованным и организованным группам туристов, желающим поселиться в ней.

Каждая гостиница и большинство других средств размещения, приравненные к ней, представляют собой обособленные здания или комплекс помещений, в которых размещены управленческие и функциональные службы, а также номера различных классов для размещения в них гостей. Гостиница, зарегистрированная в качестве юридического лица, имеет в собственности или в оперативном управлении здание и участок земли, имеет своё наименование (бренд) с указанием организационно-правовой формы управления.

Гостиничные номера, которые предоставляет гостиница туристам не подразумевает продажу и владение ими, а обеспечивают только проживание определённое время, которое и оплачивается. Гостиничный и туристский бизнес тесно связаны между собой и фактически представляют одну отрасль национальной экономики всех стран.

Существуют различные определения индустрии гостеприимства и туризма, .

Туризм – это деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) путешествий туристов, т.е. организации самих туров.[1] Такая деятельность осуществляется различными организациями, как проектирующими тур, так и смежными (партнёрами), предоставляющими туристскому оператору, создающему туристский продукт, свои услуги: по размещению - гостиницы и другие средства размещения делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, по перемещению - транспорт, по питанию – рестораны и другие пункты питания, по объектам познавательного характера – экскурсионные объекты.

Дж. Уокера, даёт и другое определение туризму− это «наука, бизнес и искусство привлечения туристов, организация их перевозки и проживания, а также создание условий для удовлетворения их потребностей и запросов»[1].

Гостиничные предприятия и иные средства размещения туристов являются основными партнёрами турфирм в профессиональной литературе употребляется термин индустрия- «индустрия гостеприимства». По мнению Р.А. Браймера индустрия гостеприимства – это «сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям», «Гостеприимство-это философия создания комфортных условий для гостей в гостиницах и иных средствах размещения. « Индустрия гостеприимства - это бизнес за вознаграждение».[2].

Индустрия туризма и гостеприимства - это бизнес, который создаёт условия для развития целого ряда отраслей национальных экономик: в частности, развитие транспортной инфраструктуры, местной промышленности, создание новых рекреационных зон, приведения в порядок архитектурно – исторических и культурных памятников, экологических парков, это создание рабочих мест. Современные гостиницы - это предприятия, обладающие новейшей материально- технической базой и оборудованием, позволяющее предоставлять разнообразные услуги туристам, гостям и всем желающим поселиться в гостиницах.

Предшественниками современных гостиниц являются постоялые дворы, представляющие из себя трактир с местами для ночлега и еды, со временем в трактирах стали предоставлять услуги питания не только постояльцам, но и всем желающим со стороны. Ещё одним местом для остановки и отдыха были почтовые станции, где останавливались курьеры и ямщики, перевозившие почту, а также людей, использующих этот вид транспорта для перемещения по стране. С началом эпохи промышленного развития с появлением крупных текстильных фабрик, металлургических машиностроительных и других предприятий интенсивно стала развиваться внутристрановая и международная торговля. Необходимость перевозки товаров потребовало развития транспортной инфраструктуры и разных видов транспорта. Этот период развития мировой экономики значительно увеличил число специалистов и бизнесменов перемещающихся по стране и между странами, что способствовало развитию крупного гостиничного бизнеса, предоставляющего деловым людям комфортные условия проживания вне дома. Массовый туризм фактически начался после окончания Второй мировой войны, тогда то и началось интенсивное развитие гостиничных предприятий и иных средств размещения всех типов и категорий. до начала 20-го столетия не было необходимости в строительстве крупных комфортабельных гостиниц.

Интенсивное развитие индустрии гостеприимства и туризма началось с переменами в мировой экономике, с началом периода пост индустриализации мировой экономики, примерно в 50-60ые годы 20-го столетия. С этого периода приоритет развития мировой экономики переходит от производственной сферы к сфере услуг и сервиса [3].

Характерной чертой постиндустриального периода мировой экономики является бурное развитие туризма и связанного с ним гостиничной инфраструктурой. Основными факторами, определяющими изменение вектора развитие мировой, экономики в этот период многие специалисты считают перемены, произошедшие в мире после Второй мировой войны - это политические, экономические, социодемографические, технические, технологические и экологические факторы.

К политическим- факторам относятся изменения политической карты мира: распад колониальной системы, появление новых государств, облегчение визовых и таможенных режимов и как результат- увеличение туристских потоков.

Для граждан России это связано с распадом СССР, образованием Российской Федерации, снятием всех ограничений на выезд из страны и въезд иностранных туристов. Огромную роль в развитии мировой индустрии туризма и гостеприимства играет ЮНВТО (Всемирная туристическая организация при ООН), которая призывает государства, активно участвующие в туристской деятельности, содействовать решению проблем, связанных с развитием международного туризма. В 1992 году конференция ЮНВТО, прошедшая в Рио – де – Жанейро приняла «Программу действий ХХI века», которая базируется ни трёх основных постулатах:

- на усилении мер по защите туристов и охране окружающей среды, как природной, так и культурно – исторической;

- на экономических механизмах поддержки туризма и гостеприимства, предусматривающих связь Цены и Качество гостиничных и туристских услуг;

- на национальные законодательства способствующие развитию индустрии туризма и гостеприимства и поддержке развития социального туризма.

Основная роль в этой программе отводится национальным органам по организации туризма.

К экономическим–факторам можно отнести активное включение новых го-

сударств в мировую туристскую сферу деятельности, что повлекло появление новых туристских компаний, облегчило доступ туроператоров вновь образованных государств к мировой кредитно-банковской системе, к международной туристской и гостиничной инфраструктуре. В национальном масштабе это развитие транспортной инфраструктуры, местной промышленности и сельского хозяйства, освоение новых рекреационных зон, появление новых рабочих мест и конечно доходов государства. это ставит гостеприимство и туризм в один ряд сведущими отраслями национальных экономик.

Постиндустриальный период характерен также началом глобализации мировой экономики и, в частности, в туристском и гостиничном бизнесе.

Процесс глобализации в мировой экономике связан :

- с усилением экономической зависимости между экономически развитыми странами и остальным миром;

- с обострившейся конкуренцией между производителями товаров и услуг в экономически развитых стран;

- с дальнейшим развитием международного разделения труда;

- с процессом концентрации капитала и формированием глобальных финансовых рынков;

- с бурным развитием телекоммуникационных систем и информационных технологий.

- с стремлением производителей товаров и услуг увеличить прибыль за счёт перемещения производства и технологий в страны с более дешевой рабочей силой, доступа к природными ресурсами и минимальными экологическими ограничениями.

Социодемографический фактор, связан с резким увеличением последние годы рождаемости, что привело к увеличению потенциальных туристов. Повышение уровня благосостояния населения, увеличение размера отпусков, все эти изменения стали одним из трендов бурного развития международного туризма и индустрии гостеприимства.

К техническим и технологическим факторам в основном относится применении в гостиничном бизнесе современных информационных технологий, которые открыли новые возможности в гостиничном бизнесе. С помощью этих технологий стало возможно более эффективно осуществлять работу по обеспечению функций бронирования, приёма и расчёта с гостями, планирование и прогнозирование развития гостиничного бизнеса, получению максимального дохода от продажи номеров, службы питания и иной коммерческой деятельности гостиниц. Помимо этого компьютерные системы и информационные технологии дали возможность создавать банки данных маркетинговой информации о конкурентной среде на рынке средств размещения. Современные гостиницы обладают новейшим оборудованием и системами обеспечения их жизнедеятельности и поддержки технологий оказания услуг.

Экологический фактор связан с желанием туристов отдыхать в рекреационных зонах, находящихся на экологически чистых заповедных территориях. Экотуризм–это не только отдых, но и изучение туристами флоры и фауны в заповедных национальных парках, знакомство с незнакомыми природными явлениями. Несмотря на то, что массовое посещение этих мест туристами может привести к частичному нарушению некоторых экосистем, специалисты

ЮНВТО считают, что этот вид туризма будет в дальнейшем одним из главных направлений в глобальной системе развития мирового туризма. Пока Россия занимает 4 место среди 133 стран по наличию природных ресурсов мирового значения, однако, по реализации этого потенциала по оценке тех же экспертов, только 60е место. Использование этого потенциала в перспективе должна стать основной государственной задачей развития туризма в России. В ВВП России туристская отрасль всех направлений приносит всего 6,5% [ 4 ]. Наибольший доход приносит въездной туризм в Россию, который постоянно растёт, что показывает динамика въездного туризма. Так эксперты ЮНВТО прогнозируют, что к 2020 году Россия войдёт в первую пятёрку наиболее посещаемых стран. Только Москву по этим данным посетит около 9,0 млн туристов.

На основании анализа динамики развития мирового туризма, специалистами ЮНВТО был сделан также вывод-прогноз перспектив роста мировых туристских потоков в будущем. Так на сегодня количество туристов перемещающихся с различными целями по нашей планете достигло 1,1 млрд человек и будет расти и дальше .

Страны-лидеры по приёму туристов по прогнозу экспертов ЮНВТО

к 2020 году значительно увеличат количество въездных туристов. Такой прогноз связан с ростом объёмов строительства и реконструкции гостиничных и ресторанных зданий в странах, претендующих на лидерство в сфере приёма туристов. В табл.1 представлена доля стран лидеров в мировом потоке приёма туристов и среднегодовой прирост туристов в эти страны за 2014г [ 4].

Т а б л и ц а 1.

Страны- лидеры по приёму туристов

Страна Доля в мировом потоке % Среднегодовой прирост %
Китай 8,6 8,0
США 6,4 3,5
Франция 5,8 1,8
Испания 4,4 2,4
Гонконг 3,7 7,3
Италия 3,3 2,2
Великобритания 3,3 3,0
Россия 2,9 6,7
Чехия 2,7 4,0
  Всего 44,2

Анализ факторов, определяющих общее направление международного туризма в условиях конкуренции, позволил Всемирной туристкой организации (ЮН ВТО) сделать прогнозы на будущее на 21 век. В табл 19 показано перспективное развитие туризма.[4]

Т а б л и ц а 2

Прогноз перспективного развития туризма в мире

В миллионах туристов

Регион мира 2020 в % к 1995
Европа 214,0
Восточная Азия/ Тихий океан 547,5
Америка 256,8
Африка 375,0
Средний Восток 492,9
Южная Азия 475,0
Всего 284,0

Рынок средств размещения туристов включает разнообразные предприятия это крупные средние и малые гостиницы, мотели и кемпинги, На рынке присутствуют и другие специализированные средства размещения, коллективного и индивидуального размещения туристов, такие как флотели, ботели, молодёжные хостелы, лагеря а также частный сектор. Гостиница рассматривается, как основное классическое предприятие размещения, имеющая номерной фонд и полный набор основных и дополнительных услуг.

В настоящее время в мире насчитывается более 300 тысяч гостиниц различной сегментации, обеспечивающие разнообразные запросы туристов.

Признаки, по которым классифицируют гостиницы, разнообразны, но основные, по которым можно их идентифицировать это: [5, 6]

- по виду и целям туризма: пляжный, оздоровительный, культурно- познавательный, экологический, событийный, деловой, экстримальный, паломнический ;

- по количеству номерного фонда: сверхмалые - количество номеров до 20, их по мировой статистике около 65% ; малые не более100 номеров их около 20% ; средние от 100 до 300 номеров, этих гостиниц насчитывается около 10%; и, наконец, крупные гостиницы до 500 и более номеров их насчитывается всего около 5%;

-по количеству и качеству услуг гостиницы делятся на категории обозначаемые в разных странах разными символами (в России от 2х до 5и звёзд);

-по месту расположения: в центральной части городов вблизи с бизнес центрами и правительственными учреждениями, около вокзалов и аэропортов,в пригородах в основном располагаются мотели и кемпинги, рекреационных зонанах

-по форме собственности: Согласно действующему гражданскому законодательству РФ гостиничное предприятие считается юридическим лицом только после государственной регистрации его .По этому кодексу гостиничные предприятия могут быть организованы только в следующих формах: государственные, муниципальные унитарные, индивидуальные(семейные), полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого (закрытого) типа.

- по форме управления: независимые (частные), управляемые контрактными управляющими ( глобальные цепи) по договору о франшизе, акционерные общества.

На российском рынке средств размещения присутствуют гостиничные цепи

с иностранным менеджментом, в основном в сегменте 4-5 звёзд, такие как

Мариотт, Интерконтиненталь Отель Групп, Шератон, Хаятт, Аккор, Рэдиссон САС, Холидей Инн и другие. Процесс глобализации стал основным трендом в индустрии международного туризма и гостеприимства. Глобализация в этой сфере сервисного бизнеса, как правило, сопровождается концентрацией доли рынка гостиничных услуг в руках крупных управляющих компаний, которые предоставляют владельцам гостиниц современные, инновационные технологии гостиничных услуг по организации и управлению гостиничным бизнесом. Управляющие компании объединяют под своим брендом гостиницы, которым они предоставляют управляющих . Цель управляющих компаний организовать гостиничный бизнес таким образом, чтобы повысить доходность гостиниц, входящих в гостиничные цепи за счёт существенного снижения издержек на масштабе бизнеса, на единообразии стандартов технологии обслуживания гостей, на оптимизации организационно- функциональных структур, на снижении инвестиционных рисков при внедрении инновационных проектов в технологию гостиничных услуг, на объединении правил приёма персонала, а так же маркетинговых, логистических и управленческих операций.

В настоящее время в России появились национальные гостиничные управляющие компании: Гелиопарк Отель Менеджмент, Уникор, Нафта Ко, Интурист Отель Групп, Гелиопарк Отель энд Ресортс, Амакс Гранд Отель, Азимут и другие. Некоторые из компании этого списка имеют не только национальный - российский статус, но и международный. Так компания Интурист Отель Групп управляет рядом гостиниц в Чехии и Италии и конечно в России, Гелиопарк Отель энд Ресортс в России, Украине, Германии.[ 7 ].

Количественный рост гостиничных цепей в крупных городах России создаёт ошибочное представление о доминировании их в сфере обслуживания туристов. На практике значительную долю в размещении туристов занимают независимые средние гостиницы, а также малые и мини – гостиницы, предлагающие за умеренную плату персонифицированное обслуживание. К малым гостиницам относятся средства размещения вместимостью от15 до 50 номеров, к мини – гостиницам от 5 до 15 номеров [8].

Малые и средние гостиницы лучше приспосабливаются к требованиям туристов, могут вносить при обслуживании гостей национальный колорит. Малые гостиницы почти не тратятся средств на рекламу. Они не конкурируют с гостиничными цепями. Капиталовложения при строительстве малых гостиниц и срок окупаемости их значительно меньше (у крупных гостиниц срок окупаемости около 10лет, малые в среднем до 3-5лет). Экономические кризисы и инфляции практически мало влияют на финансовое состояние малых гостиниц это связано с тем, что в малых гостиницах большинство платежей осуществляются наличными или кредитными карточками. Малые гостиницы отличаются от других гостиниц организационно-управленческой структурой, так для обеспечения рентабельности гостиницы здесь работают специалисты широкого профиля, которые управляют несколькими службами, совмещая несколько профессий.

В Российской Федерации малые гостиницы очень популярны, однако развитию этого бизнеса мешает ряд проблем экономического и технологического плана, в частности, отсутствие возможности приглашения профессиональных управленцев, маркетологов, логистов, специалистов в области автоматизации услуг.

Одним из вариантов решения этих проблем было бы объединение малых гостиниц в региональные гостиничные ассоциации. В таких ассоциациях объединялись бы только такие функции как централизованное бронирование, рекламная компания, логистика, подбор персонала, обеспечение безопасности.

Решение подобной проблемы были предприняты в Санкт-Петербурге, где с 2003г. зарегистрировано и работает «не коммерческое партнёрство – Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», которая решает все перечисленные выше проблемы малого гостиничного бизнеса.

Своеобразие малых гостиниц, разнообразие их организационных структур, технологий оказания услуг, неустойчивость их положения на финансово- кредитном рынке, зачастую низкий уровень материально- технической базы и отсутствие некоторых других лицензионных требований, предъявляемых к гостиницам не дают возможность присваивать многим из них уровень классности подобно крупным гостиницам.

Как показывает мировая статистика, средний жизненный цикл малого индивидуального гостиничного предпринимательства составляет менее 5-и лет, однако процент гостиничных номеров в малом гостиничном бизнесе по отношению к общемировому количеству номерного фонда остаётся постоянным, что свидетельствует о том, что вложения (инвестиции) в малый гостиничный бизнес привлекательны. Организация малого гостиничного бизнеса является

важной частью развития гостиничной инфраструктуры России особенно в тех культурно- исторических и экологических зонах, где туристы останавли- ваются не более чем на одни сутки.

В условиях развивающегося в России гостиничного бизнеса с учётом многоплановости целей туристских поездок необходим дифференцированный подход к созданию гостиниц и иных средств размещения различных классов и категорий, учитывающих индивидуальные потребности гостей. Пока в России ниши малых гостиниц в средне и высоко ценовых сегментах ещё практически не заполнены.

Контрольные вопросы

1.В чем вы видите различие в функциях «туристской компании» и « гос-

тиницы»?

2.Что означает понятие комплекс туризма?

3. Как вы понимаете составляющую туристского комплекса принимаю

щей страны?

4. Что означает термин «гостиничное хозяйство»?

5. В чём отличие термина «услуга» и «сервис»?

6. Что представляет из себя « Постиндустриальный период развития

мировой экономики»?

7. Какие факторы влияют на глобализацию индустрии гостеприимства?

8. Какова роль малого гостиничного бизнеса в международной системе

индустрии гостеприимства?

9. Какие перспективы развития отечественного- российского глобально-

го гостиничного бизнеса?

10. По каким признакам классифицируют гостиницы?

Наши рекомендации