Глава 1.1. История и тенденции развития индустрии
Гостеприимства
Индустрия гостеприимства и туризма является одним из динамично и быстро развивающихся секторов мировой экономики в сфере услуг. Гостеприимство и туризм неразрывно связаны между собой. Сфера туризма удовлетворяет интересы людей, стремящихся познакомиться с культурой, историко - архитектурными памятниками, природно-экологическими зонами и парками различных стран. Туристская и гостиничная деятельность является высокодоходной, поэтому выгодна любому государству, в связи с этим развитие туризма как въездного, внутреннего, так и выездного является особой заботой государства, которое регулирует деятельность этой отрасли.
Гостиница это хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги размещения, питания и другие дополнительные услуги всем неорганизованным и организованным группам туристов, желающим поселиться в ней.
Каждая гостиница и большинство других средств размещения, приравненные к ней, представляют собой обособленные здания или комплекс помещений, в которых размещены управленческие и функциональные службы, а также номера различных классов для размещения в них гостей. Гостиница, зарегистрированная в качестве юридического лица, имеет в собственности или в оперативном управлении здание и участок земли, имеет своё наименование (бренд) с указанием организационно-правовой формы управления.
Гостиничные номера, которые предоставляет гостиница туристам не подразумевает продажу и владение ими, а обеспечивают только проживание определённое время, которое и оплачивается. Гостиничный и туристский бизнес тесно связаны между собой и фактически представляют одну отрасль национальной экономики всех стран.
Существуют различные определения индустрии гостеприимства и туризма, .
Туризм – это деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) путешествий туристов, т.е. организации самих туров.[1] Такая деятельность осуществляется различными организациями, как проектирующими тур, так и смежными (партнёрами), предоставляющими туристскому оператору, создающему туристский продукт, свои услуги: по размещению - гостиницы и другие средства размещения делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, по перемещению - транспорт, по питанию – рестораны и другие пункты питания, по объектам познавательного характера – экскурсионные объекты.
Дж. Уокера, даёт и другое определение туризму− это «наука, бизнес и искусство привлечения туристов, организация их перевозки и проживания, а также создание условий для удовлетворения их потребностей и запросов»[1].
Гостиничные предприятия и иные средства размещения туристов являются основными партнёрами турфирм в профессиональной литературе употребляется термин индустрия- «индустрия гостеприимства». По мнению Р.А. Браймера индустрия гостеприимства – это «сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям», «Гостеприимство-это философия создания комфортных условий для гостей в гостиницах и иных средствах размещения. « Индустрия гостеприимства - это бизнес за вознаграждение».[2].
Индустрия туризма и гостеприимства - это бизнес, который создаёт условия для развития целого ряда отраслей национальных экономик: в частности, развитие транспортной инфраструктуры, местной промышленности, создание новых рекреационных зон, приведения в порядок архитектурно – исторических и культурных памятников, экологических парков, это создание рабочих мест. Современные гостиницы - это предприятия, обладающие новейшей материально- технической базой и оборудованием, позволяющее предоставлять разнообразные услуги туристам, гостям и всем желающим поселиться в гостиницах.
Предшественниками современных гостиниц являются постоялые дворы, представляющие из себя трактир с местами для ночлега и еды, со временем в трактирах стали предоставлять услуги питания не только постояльцам, но и всем желающим со стороны. Ещё одним местом для остановки и отдыха были почтовые станции, где останавливались курьеры и ямщики, перевозившие почту, а также людей, использующих этот вид транспорта для перемещения по стране. С началом эпохи промышленного развития с появлением крупных текстильных фабрик, металлургических машиностроительных и других предприятий интенсивно стала развиваться внутристрановая и международная торговля. Необходимость перевозки товаров потребовало развития транспортной инфраструктуры и разных видов транспорта. Этот период развития мировой экономики значительно увеличил число специалистов и бизнесменов перемещающихся по стране и между странами, что способствовало развитию крупного гостиничного бизнеса, предоставляющего деловым людям комфортные условия проживания вне дома. Массовый туризм фактически начался после окончания Второй мировой войны, тогда то и началось интенсивное развитие гостиничных предприятий и иных средств размещения всех типов и категорий. до начала 20-го столетия не было необходимости в строительстве крупных комфортабельных гостиниц.
Интенсивное развитие индустрии гостеприимства и туризма началось с переменами в мировой экономике, с началом периода пост индустриализации мировой экономики, примерно в 50-60ые годы 20-го столетия. С этого периода приоритет развития мировой экономики переходит от производственной сферы к сфере услуг и сервиса [3].
Характерной чертой постиндустриального периода мировой экономики является бурное развитие туризма и связанного с ним гостиничной инфраструктурой. Основными факторами, определяющими изменение вектора развитие мировой, экономики в этот период многие специалисты считают перемены, произошедшие в мире после Второй мировой войны - это политические, экономические, социодемографические, технические, технологические и экологические факторы.
К политическим- факторам относятся изменения политической карты мира: распад колониальной системы, появление новых государств, облегчение визовых и таможенных режимов и как результат- увеличение туристских потоков.
Для граждан России это связано с распадом СССР, образованием Российской Федерации, снятием всех ограничений на выезд из страны и въезд иностранных туристов. Огромную роль в развитии мировой индустрии туризма и гостеприимства играет ЮНВТО (Всемирная туристическая организация при ООН), которая призывает государства, активно участвующие в туристской деятельности, содействовать решению проблем, связанных с развитием международного туризма. В 1992 году конференция ЮНВТО, прошедшая в Рио – де – Жанейро приняла «Программу действий ХХI века», которая базируется ни трёх основных постулатах:
- на усилении мер по защите туристов и охране окружающей среды, как природной, так и культурно – исторической;
- на экономических механизмах поддержки туризма и гостеприимства, предусматривающих связь Цены и Качество гостиничных и туристских услуг;
- на национальные законодательства способствующие развитию индустрии туризма и гостеприимства и поддержке развития социального туризма.
Основная роль в этой программе отводится национальным органам по организации туризма.
К экономическим–факторам можно отнести активное включение новых го-
сударств в мировую туристскую сферу деятельности, что повлекло появление новых туристских компаний, облегчило доступ туроператоров вновь образованных государств к мировой кредитно-банковской системе, к международной туристской и гостиничной инфраструктуре. В национальном масштабе это развитие транспортной инфраструктуры, местной промышленности и сельского хозяйства, освоение новых рекреационных зон, появление новых рабочих мест и конечно доходов государства. это ставит гостеприимство и туризм в один ряд сведущими отраслями национальных экономик.
Постиндустриальный период характерен также началом глобализации мировой экономики и, в частности, в туристском и гостиничном бизнесе.
Процесс глобализации в мировой экономике связан :
- с усилением экономической зависимости между экономически развитыми странами и остальным миром;
- с обострившейся конкуренцией между производителями товаров и услуг в экономически развитых стран;
- с дальнейшим развитием международного разделения труда;
- с процессом концентрации капитала и формированием глобальных финансовых рынков;
- с бурным развитием телекоммуникационных систем и информационных технологий.
- с стремлением производителей товаров и услуг увеличить прибыль за счёт перемещения производства и технологий в страны с более дешевой рабочей силой, доступа к природными ресурсами и минимальными экологическими ограничениями.
Социодемографический фактор, связан с резким увеличением последние годы рождаемости, что привело к увеличению потенциальных туристов. Повышение уровня благосостояния населения, увеличение размера отпусков, все эти изменения стали одним из трендов бурного развития международного туризма и индустрии гостеприимства.
К техническим и технологическим факторам в основном относится применении в гостиничном бизнесе современных информационных технологий, которые открыли новые возможности в гостиничном бизнесе. С помощью этих технологий стало возможно более эффективно осуществлять работу по обеспечению функций бронирования, приёма и расчёта с гостями, планирование и прогнозирование развития гостиничного бизнеса, получению максимального дохода от продажи номеров, службы питания и иной коммерческой деятельности гостиниц. Помимо этого компьютерные системы и информационные технологии дали возможность создавать банки данных маркетинговой информации о конкурентной среде на рынке средств размещения. Современные гостиницы обладают новейшим оборудованием и системами обеспечения их жизнедеятельности и поддержки технологий оказания услуг.
Экологический фактор связан с желанием туристов отдыхать в рекреационных зонах, находящихся на экологически чистых заповедных территориях. Экотуризм–это не только отдых, но и изучение туристами флоры и фауны в заповедных национальных парках, знакомство с незнакомыми природными явлениями. Несмотря на то, что массовое посещение этих мест туристами может привести к частичному нарушению некоторых экосистем, специалисты
ЮНВТО считают, что этот вид туризма будет в дальнейшем одним из главных направлений в глобальной системе развития мирового туризма. Пока Россия занимает 4 место среди 133 стран по наличию природных ресурсов мирового значения, однако, по реализации этого потенциала по оценке тех же экспертов, только 60е место. Использование этого потенциала в перспективе должна стать основной государственной задачей развития туризма в России. В ВВП России туристская отрасль всех направлений приносит всего 6,5% [ 4 ]. Наибольший доход приносит въездной туризм в Россию, который постоянно растёт, что показывает динамика въездного туризма. Так эксперты ЮНВТО прогнозируют, что к 2020 году Россия войдёт в первую пятёрку наиболее посещаемых стран. Только Москву по этим данным посетит около 9,0 млн туристов.
На основании анализа динамики развития мирового туризма, специалистами ЮНВТО был сделан также вывод-прогноз перспектив роста мировых туристских потоков в будущем. Так на сегодня количество туристов перемещающихся с различными целями по нашей планете достигло 1,1 млрд человек и будет расти и дальше .
Страны-лидеры по приёму туристов по прогнозу экспертов ЮНВТО
к 2020 году значительно увеличат количество въездных туристов. Такой прогноз связан с ростом объёмов строительства и реконструкции гостиничных и ресторанных зданий в странах, претендующих на лидерство в сфере приёма туристов. В табл.1 представлена доля стран лидеров в мировом потоке приёма туристов и среднегодовой прирост туристов в эти страны за 2014г [ 4].
Т а б л и ц а 1.
Страны- лидеры по приёму туристов
№ | Страна | Доля в мировом потоке % | Среднегодовой прирост % |
Китай | 8,6 | 8,0 | |
США | 6,4 | 3,5 | |
Франция | 5,8 | 1,8 | |
Испания | 4,4 | 2,4 | |
Гонконг | 3,7 | 7,3 | |
Италия | 3,3 | 2,2 | |
Великобритания | 3,3 | 3,0 | |
Россия | 2,9 | 6,7 | |
Чехия | 2,7 | 4,0 | |
Всего | 44,2 |
Анализ факторов, определяющих общее направление международного туризма в условиях конкуренции, позволил Всемирной туристкой организации (ЮН ВТО) сделать прогнозы на будущее на 21 век. В табл 19 показано перспективное развитие туризма.[4]
Т а б л и ц а 2
Прогноз перспективного развития туризма в мире
В миллионах туристов
Регион мира | 2020 в % к 1995 | ||||
Европа | 214,0 | ||||
Восточная Азия/ Тихий океан | 547,5 | ||||
Америка | 256,8 | ||||
Африка | 375,0 | ||||
Средний Восток | 492,9 | ||||
Южная Азия | 475,0 | ||||
Всего | 284,0 |
Рынок средств размещения туристов включает разнообразные предприятия это крупные средние и малые гостиницы, мотели и кемпинги, На рынке присутствуют и другие специализированные средства размещения, коллективного и индивидуального размещения туристов, такие как флотели, ботели, молодёжные хостелы, лагеря а также частный сектор. Гостиница рассматривается, как основное классическое предприятие размещения, имеющая номерной фонд и полный набор основных и дополнительных услуг.
В настоящее время в мире насчитывается более 300 тысяч гостиниц различной сегментации, обеспечивающие разнообразные запросы туристов.
Признаки, по которым классифицируют гостиницы, разнообразны, но основные, по которым можно их идентифицировать это: [5, 6]
- по виду и целям туризма: пляжный, оздоровительный, культурно- познавательный, экологический, событийный, деловой, экстримальный, паломнический ;
- по количеству номерного фонда: сверхмалые - количество номеров до 20, их по мировой статистике около 65% ; малые не более100 номеров их около 20% ; средние от 100 до 300 номеров, этих гостиниц насчитывается около 10%; и, наконец, крупные гостиницы до 500 и более номеров их насчитывается всего около 5%;
-по количеству и качеству услуг гостиницы делятся на категории обозначаемые в разных странах разными символами (в России от 2х до 5и звёзд);
-по месту расположения: в центральной части городов вблизи с бизнес центрами и правительственными учреждениями, около вокзалов и аэропортов,в пригородах в основном располагаются мотели и кемпинги, рекреационных зонанах
-по форме собственности: Согласно действующему гражданскому законодательству РФ гостиничное предприятие считается юридическим лицом только после государственной регистрации его .По этому кодексу гостиничные предприятия могут быть организованы только в следующих формах: государственные, муниципальные унитарные, индивидуальные(семейные), полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого (закрытого) типа.
- по форме управления: независимые (частные), управляемые контрактными управляющими ( глобальные цепи) по договору о франшизе, акционерные общества.
На российском рынке средств размещения присутствуют гостиничные цепи
с иностранным менеджментом, в основном в сегменте 4-5 звёзд, такие как
Мариотт, Интерконтиненталь Отель Групп, Шератон, Хаятт, Аккор, Рэдиссон САС, Холидей Инн и другие. Процесс глобализации стал основным трендом в индустрии международного туризма и гостеприимства. Глобализация в этой сфере сервисного бизнеса, как правило, сопровождается концентрацией доли рынка гостиничных услуг в руках крупных управляющих компаний, которые предоставляют владельцам гостиниц современные, инновационные технологии гостиничных услуг по организации и управлению гостиничным бизнесом. Управляющие компании объединяют под своим брендом гостиницы, которым они предоставляют управляющих . Цель управляющих компаний организовать гостиничный бизнес таким образом, чтобы повысить доходность гостиниц, входящих в гостиничные цепи за счёт существенного снижения издержек на масштабе бизнеса, на единообразии стандартов технологии обслуживания гостей, на оптимизации организационно- функциональных структур, на снижении инвестиционных рисков при внедрении инновационных проектов в технологию гостиничных услуг, на объединении правил приёма персонала, а так же маркетинговых, логистических и управленческих операций.
В настоящее время в России появились национальные гостиничные управляющие компании: Гелиопарк Отель Менеджмент, Уникор, Нафта Ко, Интурист Отель Групп, Гелиопарк Отель энд Ресортс, Амакс Гранд Отель, Азимут и другие. Некоторые из компании этого списка имеют не только национальный - российский статус, но и международный. Так компания Интурист Отель Групп управляет рядом гостиниц в Чехии и Италии и конечно в России, Гелиопарк Отель энд Ресортс в России, Украине, Германии.[ 7 ].
Количественный рост гостиничных цепей в крупных городах России создаёт ошибочное представление о доминировании их в сфере обслуживания туристов. На практике значительную долю в размещении туристов занимают независимые средние гостиницы, а также малые и мини – гостиницы, предлагающие за умеренную плату персонифицированное обслуживание. К малым гостиницам относятся средства размещения вместимостью от15 до 50 номеров, к мини – гостиницам от 5 до 15 номеров [8].
Малые и средние гостиницы лучше приспосабливаются к требованиям туристов, могут вносить при обслуживании гостей национальный колорит. Малые гостиницы почти не тратятся средств на рекламу. Они не конкурируют с гостиничными цепями. Капиталовложения при строительстве малых гостиниц и срок окупаемости их значительно меньше (у крупных гостиниц срок окупаемости около 10лет, малые в среднем до 3-5лет). Экономические кризисы и инфляции практически мало влияют на финансовое состояние малых гостиниц это связано с тем, что в малых гостиницах большинство платежей осуществляются наличными или кредитными карточками. Малые гостиницы отличаются от других гостиниц организационно-управленческой структурой, так для обеспечения рентабельности гостиницы здесь работают специалисты широкого профиля, которые управляют несколькими службами, совмещая несколько профессий.
В Российской Федерации малые гостиницы очень популярны, однако развитию этого бизнеса мешает ряд проблем экономического и технологического плана, в частности, отсутствие возможности приглашения профессиональных управленцев, маркетологов, логистов, специалистов в области автоматизации услуг.
Одним из вариантов решения этих проблем было бы объединение малых гостиниц в региональные гостиничные ассоциации. В таких ассоциациях объединялись бы только такие функции как централизованное бронирование, рекламная компания, логистика, подбор персонала, обеспечение безопасности.
Решение подобной проблемы были предприняты в Санкт-Петербурге, где с 2003г. зарегистрировано и работает «не коммерческое партнёрство – Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», которая решает все перечисленные выше проблемы малого гостиничного бизнеса.
Своеобразие малых гостиниц, разнообразие их организационных структур, технологий оказания услуг, неустойчивость их положения на финансово- кредитном рынке, зачастую низкий уровень материально- технической базы и отсутствие некоторых других лицензионных требований, предъявляемых к гостиницам не дают возможность присваивать многим из них уровень классности подобно крупным гостиницам.
Как показывает мировая статистика, средний жизненный цикл малого индивидуального гостиничного предпринимательства составляет менее 5-и лет, однако процент гостиничных номеров в малом гостиничном бизнесе по отношению к общемировому количеству номерного фонда остаётся постоянным, что свидетельствует о том, что вложения (инвестиции) в малый гостиничный бизнес привлекательны. Организация малого гостиничного бизнеса является
важной частью развития гостиничной инфраструктуры России особенно в тех культурно- исторических и экологических зонах, где туристы останавли- ваются не более чем на одни сутки.
В условиях развивающегося в России гостиничного бизнеса с учётом многоплановости целей туристских поездок необходим дифференцированный подход к созданию гостиниц и иных средств размещения различных классов и категорий, учитывающих индивидуальные потребности гостей. Пока в России ниши малых гостиниц в средне и высоко ценовых сегментах ещё практически не заполнены.
Контрольные вопросы
1.В чем вы видите различие в функциях «туристской компании» и « гос-
тиницы»?
2.Что означает понятие комплекс туризма?
3. Как вы понимаете составляющую туристского комплекса принимаю
щей страны?
4. Что означает термин «гостиничное хозяйство»?
5. В чём отличие термина «услуга» и «сервис»?
6. Что представляет из себя « Постиндустриальный период развития
мировой экономики»?
7. Какие факторы влияют на глобализацию индустрии гостеприимства?
8. Какова роль малого гостиничного бизнеса в международной системе
индустрии гостеприимства?
9. Какие перспективы развития отечественного- российского глобально-
го гостиничного бизнеса?
10. По каким признакам классифицируют гостиницы?