I. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО МОДУЛЮ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ» (семестр 2)
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
По дисциплине
«Стилистика и литературное редактирование» (ОЗО 2013)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО МОДУЛЮ «ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ» (Семестр 1)
1. Знать ответы на вопросы:
Виды редакторского чтения: ознакомительное чтение, углубленное аналитическое чтение, шлифовочное чтение. Виды правки: правка-сокращение (сокращение частями и внутритекстовое сокращение), правка-обработка, правка-переделка. Операции правки: выкидка, вставка, замена, поправка. Знаки правки.
Работа редактора с логикой текста. Ошибки, связанные с нарушением логических законов. Нарушение логических законов и правил как риторический прием.
Работа редактора с фактической стороной текста. Оценка значимости факта для текста. Сопоставление фактов. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Цитаты как вид фактического материала. Работа редактора с цитатой.
Работа редактора с композицией текста. Основные требования к композиции текстов различных жанров. Элементы композиции. Рамочные элементы текста: заголовок, подзаголовок, вступление, заключение, врез, слоган, эхо-фраза, хедлайн, лид. Основной текст, корпус. Композиционные слова-скрепы. Композиционные принципы. Хронологический принцип построения основного текста, логический принцип построения основного текста. Понятие нулевого уровня композиции. Композиционные приемы: авторское отступление, отступление от хронологической последовательности.
Работа редактора с сообщениями информационных агентств. Жанры периодической печати, работа редактора с жанрами периодической печати.
Классификация способов изложения и видов текста. Повествование, его виды, признаки; сообщение, его признаки; описание, его виды и признаки; основные виды рассуждений и их признаки; объяснение, его виды и признаки. Редактирование повествования, сообщения, описания, рассуждения, объяснения. Работа с текстами смешанных способов изложения.
2. Уметь редактировать текст любого из изученных стилей, используя знаки редакторской правки.
Литература:
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. – М., 2004.
2. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2005.
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите свое решение, назвав наиболее характерные стилистические черты этого текста. Дайте анализ лексики и фразеологии текста. Отредактируйте данный ниже текст.
Отредактированный текст принести с собой на зачет.
ИДЕШЬ В АРМИЮ – КАЧАЙСЯ.
Уровень дедовщины вырос в армии вместе с увеличением количества призывников. Объяснение этому простое: за последние два года количество призыва сильно увеличилось.
Хотя в вооруженных силах отмечается некоторое определенное снижение уровня преступности. В частности в двараза снизилось количество тяжких преступлений, дорожно-транспортных проишествий, есть значительные снижения по уклонению от военной службы. Правда подметил главный военный прокурор С. фридинский, статистика по не уставным отношениям в Армии неутешительная пока. Если за весь 2009 год. зафиксировано 2161 случаев, то за 2010 год – в два раза меньше.
Как заявил И. Фридинский, что обедить дедовщину в вооруженных силах невозможно. Армия это срез общества и ликвидировать ее только в контексте вооруженных сил будет неправильно. Главная военная прокуратура продолжит ужасточать наказание для пойманных в дедовщине, но это как мертвому припарки.
Искорнить это явление необходимо при подержке всех органов. Многие подростки живут в опастных условиях, где есть насильствие в семье. Потом эти люди встречаются в армии. При этом есть таковые, кто воспитывается, не обучая защищаться. При этом 1 тыс. преступлений, связанных с не уставными отношениями произошло в 2009 году.
I. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО МОДУЛЮ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ» (семестр 2)
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Уметь ответить на вопросы:
Многозначность слова. Стилистические средства, основанные на использовании многозначности слова: метафора, метонимия; каламбур. Виды омонимов. Стилистическое употребление омонимов. Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Функции синонимов в публицистической речи и художественной речи. Стилистические приемы, основанные на применение антонимов.
Устаревшая лексика. Архаизмы и историзмы. Использование архаизмов и историзмов в речи. Новые слова. Пути появления неологизмов: языковые неологизмы и авторские. Понятие окказионального слова. Использование окказионализмов в речи.
Исконно русские и заимствованные слова. Использование заимствованных слов в различных функциональных стилях.
Понятие общеупотребительной лексики. Понятие жаргона (сленга, арго). Понятие жаргонизма. Стилистические функции жаргонизмов. Понятие территориального диалекта. Диалектизмы и их стилистическая функция. Использование специальной лексики в научном стиле. Стилистические функции терминологической и профессиональной лексики в публицистике и в профессиональной литературе.
Стилистическая окраска слова. Межстилевая лексика. Стилистически закрепленная: разговорная, книжная. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Эмоционально-оценочные слова.
Употребление фразеологизмов в речи, образность фразеологизмов. Авторское изменение фразеологизмов.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
Понятие о современном русском национальном языке. Литературный язык как одна из форм существования литературного языка. Признаки литературного языка. Другие формы существования русского языка (диалект, жаргон, просторечие).
Система стилей современного русского языка. Взаимодействие книжно-письменных стилей и разговорной речи.
Официально-деловой стиль (ОДС). Назначение ОДС. Сферы применения ОДС. Подстили ОДС, их особенности. Композиция и структура текстов ОДС. Языковые особенности ОДС.
Научный стиль (НС). Назначение НС. Сферы применения НС. Основные признаки НС. Основные подстили НС и их характеристика. Языковые особенности НС.
Публицистический стиль (ПС). Назначение ПС. Сферы применения ПС. Основные признаки ПС. Специфика информации и специфика воздействия в ПС. Соотношение понятий «публицистический стиль» и «язык СМИ». Основные жанры применения ПС. Языковые особенности ПС. Риторические приемы создания экспрессии в ПС. Понятие стандарта и штампа в ПС. Изменения, происходящие в ПС в последнее время.
Стиль художественной литературы, литературно-художественный стиль (ЛХС). Понятие ЛХС. Назначение ЛХС. Сферы применения ЛХС. Отличие понятий «стиль художественной литературы» и «литературный язык». Основная функция ЛХС. Роль ЛХС в формировании русского литературного языка. Основные признаки ЛХС. Языковые особенности ЛХС.
Разговорная речь, разговорно-обиходный стиль (РОС). Понятие РОС. Назначение РОС. Сферы применения РОС. Отличие понятий «разговорная речь» и «просторечие». Основные признаки РОС. Языковые особенности РОС.
2. Уметь анализировать текст любого из изученных стилей, отмечая основные признаки текста и его языковые особенности.
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите свое решение, назвав наиболее характерные стилистические черты этого текста. Дайте анализ лексики и фразеологии текста.
Две недели мир жил в лихорадочном олимпийском ритме. Пытался разобраться в кёрлинге, понять, чем отличается могул от скелетона.
КТО-ТО впервые обнаружил, что страсти на лыжне круче сериальных. Кто-то сам попытался пробежать на лыжах пологий «тягунок», и понял, как это трудно.
И ПУСКАЙ мы всего лишь четвёртые в строчках официального зачёта — это большая победа. Победа, о которой мы, памятуя неудачное выступление в Солт-Лейк-Сити, мечтали. Наши отвоевали место в санях и бобслее, где позиции России никогда не были сильны. Наши вернулись в конькобежный спорт. Наши перебежали многих на лыжне и почти всех перестреляли. Двоеборец Васильев сиганул с трамплина на 104,5 метра, хотя ещё недавно мы считали, что трамплин нам недоступен.
«ОЛИМПИЙСКИЙ план нами перевыполнен. Брали обязательства привезти 7 золотых медалей, привезли больше», — отрапортовал сияющий глава ОКР Леонид Тягачёв. Ах, да… вот ещё — не споткнись Чепалова, не упади Слуцкая, не облажайся хоккеисты, чиновничья братия могла бы смело сверлить дырки в пиджаках «Боско» — «ведь план ИМИ перевыполнен вдвойне!».
Но почему-то кажется, что план всё-таки выполнила конькобежка Светлана Журова. Которую, после того как родила ребёнка, лишили президентской стипендии за отсутствие результатов. Которая добыла своё «золото» огромными, неимоверными усилиями, не благодаря, а вопреки. Ибо ещё совсем недавно чемпионат России по конькобежному спорту мы проводили в Берлине, так как в стране не было ни одной арены с искусственным льдом. Что это? Нормальность ненормальности?
Наверное, кто-то должен был навести порядок и в Федерации лыжных гонок. Ведь на этап Кубка мира, предшествующий Олимпиаде, где надо было «обкатывать» мужскую эстафету, приехали только три наших лыжника. За россиян на генеральной репетиции бежал спортсмен из Лихтенштейна.
Наверное, кто-то должен был поднять шум, когда российских спортсменов отстранили от состязаний из-за повышенного уровня гемоглобина. Ведь точно такое же наказание для Эви Захенбахер вызвало бурю негодования в сборной Германии. Тут же было найдено объяснение, что у лыжницы гемоглобин шалит с детства, и немцы завалили протестами арбитражный суд. И, наверное, кто-то должен был взять на себя часть вины за допинг-скандал с Ольгой Пылёвой. Но все спортивные ведомства уже официально открестились от этой истории. Так и получается: принесла Пылёва медаль — молодец, попалась на допинге — собирай вещички и дуй на Родину.
Литература:
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2007 (есть электронный вариант).
2. Сайты Интернета по русскому языку и стилистике.