Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактика

Преступлений против общественной безопасности и

Общественного порядка

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо уяснить следующие по­нятия: защита общественной безопасности от преступности, терроризм; актуальность изучения данного явления кримино­логической наукой; особенности борьбы с отдельными видами преступлений против общественной безопасности; соотнести дефиниции «террор» и «терроризм», указать виды террори­стических актов.

Анализируя статистические показатели, необходимо опре­делить особенности криминальной ситуации, оценить реальное состояние сил общегосударственной и правоохранительной сфер, основных субъектов защиты общественной безопасности и общественного порядка с целью определения наиболее эф­фективных мер борьбы с этими видами преступлений; брать во внимание такие показатели, как география преступности и ко­эффициент преступности, а также ситуацию (экстремальную).

Изучение причин преступности, направленной против об­щественной безопасности, — своеобразная основа для разра­ботки таких мер борьбы.

Задача 1.

Прочтите описание преступления. Квалифици­руйте деяние преступника. Какие меры помогли предотвра­тить это преступление?

В одном из городов России намечался многолюдный ми­тинг в поддержку мэра, не ладившего с губернатором. Пример­но за 3 часа до начала митинга в редакции двух местных газет позвонил неизвестный и сообщил, что если митинг состоится, то он взорвет там, у трибуны, 2 кг тротила. Эту информацию редакции сразу же передали в областное УВД. Оттуда направи­ли в мэрию факс с просьбой отменить митинг. Организовав до­полнительные меры безопасности, мэрия митинг не отменила. Он прошел без чрезвычайных происшествий.

Можно ли действия преступников квалифицировать как уголовный терроризм? Почему? А расценивать их действия как политический терроризм? Обоснуйте свой ответ.

Задача 2.

Прочтите описание преступного поведения, Квалифицируйте действия Грошева и Кузина. Проанали­зируйте криминогенную ситуацию и личности преступни­ков. Возможно ли было предотвратить это преступление?

Грошев и Кузин с целью срыва митинга, посвященного памяти жертв в Чечне, установили в мусорной урне, располо­женной в 200 м от места проведения митинга, взрывное уст­ройство и за 10 минут до начала сбора участников митинга взорвали его. В результате взрыва было убито 4 человека, семьранено, повреждено 2 автомобиля и выбиты стекла в ближайших домах.

Задача 3.

Прочтите описание преступления. Проанализи­руйте личности преступников и причины их преступного пове­дения. К какому типу преступников относятся Акопов и Багиев?

В г. Владикавказе Акопов и Багиев, вооруженные автома­тами, захватили экскурсионный автобус с детьми. За освобож­дение детей от органов местной власти они потребовали пре­доставить им самолет для вылета в Израиль и миллион американских долларов. В случае невыполнения предъявлен­ных условий угрожали взорвать автобус вместе с детьми.

Данные требования были удовлетворены. Арестованные израильской полицией после приземления самолета в аэро­порту Тель-Авива Акопов и Багиев пытались оказать сопро­тивление сотрудникам спецслужб.

Назовите необходимые и сопутствующие условия со­вершения Акоповым и Багиевым преступления.

Квалифицируйте деяние преступников.

Задание 1

Проанализируйте реальное современное состояние пре­ступности против общественной безопасности; уровень и динамику бандитизма, массовых беспорядков, нарушений пра­вил безопасности, незаконного оборота наркотиков, незакон­ного оборота оружия, преступлений, связанных с их организацией.

Задание 2

Приведите специально-профилактические и уголовно-правовые меры борьбы с терроризмом, массовыми беспоряд­ками, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ.

Тема 12. Криминологическая характеристика и профилактика

Преступлений против государственной власти

Методические указания

Изучая эту тему, следует исходить из рассмотрения целой совокупности преступлений, посягающих на экономическую, политическую основы государства, государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления.

При этом необходимо рассмотреть целый ряд преступных посягательств, совершенных против государственной власти: дача-получение взятки, злоупотребление должностными пол­номочиями, нецелевое расходование бюджетных средств; кро­ме того, необходимо рассмотреть детерминанты совершения преступлений в административных, правоохранительных и судебных органах.

Оценив основные показатели этого вида преступности, не­обходимо использовать судебную и уголовную статистику за­регистрированных преступлений, так как объективность и достоверность криминологической характеристики непосред­ственно зависят от юридической квалификации преступления.

Анализируя детерминанты преступности в системе госу­дарственных органов, следует уделить особое внимание изу­чению механизма развития преступного акта, что позволит правильно понять суть причинности данного явления; попы­таться рассмотреть механизм такого социального явления, как коррупция.

Особым вопросом темы является профилактика коррупци­онных преступлений, при изучении которого следует уяснить, что борьба с преступлениями такой категории должна вестись целенаправленно как общегосударственными мерами, так и средствами специального предупреждения.

Задание 1

Используя данные уголовной статистики, проведите кри­минологический анализ преступлений против государствен­ной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.

Задание 2

Укажите уровни рассмотрения преступного поведения лиц, совершивших «государственные» преступления.

Задание 3

Приведите и обоснуйте одну из существующих общих схем типологических механизмов совершения преступлений в системе государственных органов Российской Федерации.

Задача 1

Прочтите описание криминальной ситуации. Назовите причины совершения преступления милиционерами. Квалифи­цируйте их действия. Можно ли было избежать совершения Бородиным и Пуховым преступления? Каков механизм пре­ступного поведения милиционеров и его вид? Виноваты ли они в смерти Гончарова? К какому типу личности преступ­ников они относятся? О каких видах преступности говорит­ся в условии задачи?

Милиционеры Бородин и Пухов патрулировали на перро­не станции Архара Амурской области. Когда они проходили мимо вагона № 5 пассажирского поезда, то увидели в служеб­ном купе много людей и попросили проводника Гончарова от­крыть дверь вагона, но тот в грубой форме отказался это сде­лать. Войдя в поезд через дверь соседнего вагона, Бородин и Пухов предложили Гончарову пройти в линейное отделение милиции, но тот ответил, что никуда не пойдет. Тогда они стали избивать Гончарова резиновыми палками и вытолкнули его из тамбура на перрон. Падая, он ударился головой и от по­лученной черепно-мозговой травмы скончался.

Задача 2

Решите задачу, ответив на следующие вопросы: назовите детерминанты преступления, совершенного Лиходеевым. Как квалифицировать его действия? Подлежат ли уголовной от­ветственности студенты? К какому типу личности пре­ступника он относится? О каких видах преступности гово­рится в условии задачи? Кто жертва? Ваши рекомендации, как не стать ни жертвой, ни преступником.

Преподаватель технического университета Лиходеев по­лучал деньги от студентов за положительные оценки на кур­совом экзамене по математике. За пятерку он брал от 500 до 1000 рублей, за четверку — 400 и за тройку — 300 рублей. Эти деньги студенты отдавали Лиходееву до экзаменов. Пре­подаватель был разоблачен на основании заявления в проку­ратуру трех студентов. Всего же он получил деньги от 28 сту­дентов.

Задача 3

Инспектор Волжской инспекции рыбоохраны Ракитин, следуя на моторной лодке по реке, заметил, что двое мужчин с лодки ловят сетью рыбу. Ракитин решил задержать браконье­ров. Несмотря на неоднократные требования инспектора, бра­коньеры лодку не остановили, а попытались скрыться. Раки­тин из малокалиберной винтовки произвел несколько выстрелов в воздух. Когда и это не оказало на мужчин никако­го воздействия, Ракитин с целью помешать им маневрировать стал стрелять по обеим сторонам лодки. Всего он произвел 7 выстрелов. При последнем выстреле пуля, ударившись в ме­таллическую часть лодки, срикошетила и попала одному из мужчин в голову, от чего он сразу же скончался.

Дайте юридическую оценку действиям Ракитина иэтих мужчин. Можно ли Ракитина отнести к категории преступников? Можно ли было избежать данной ситуа­ции? Почему?

Наши рекомендации