Коммуникативная функция языка

Языкознание как наука. Частное и общее языкознание.

Языкознание или лингвистика – это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях в его структуре и исторического развития и о классификации конкретных языков.

Объектом языкознания является речь как специфическая норма человеческой деятельности, а предметом – язык как орудие и средство выражения мыслей и чувств.

Различение языка и речи было намечено немц. Бугольдтом Вильгельмом и позже обоснованно Фердинандом де Соссюром. Каждый язык уникален и обладает неповторимой лексической , грамматической и фонетической системой, в то же время при всех своих различиях языки имеют много общего. Их объединяет то, что все они есть средство общения и отражают культуру народа, функционируют и развиваются в обществе. Кроме того во всех языках мира есть согласные и гласные звуки, есть слова (словоформы и правила образования предложений) , грамматика. Это позволяет изучить язык как особый феномен действительности.

Языкознание делится на частное и общее:

Общее – разрабатывает общие принципы исследования языкового материала. Изучает язык как особый феномен действительности. Образует методологическую базу языкознания. Отвечает за теоретическую часть.

Частное – изучает либо один конкретный язык (русистика) либо группу родственных (словистика).

Общее и частное языкознание образуют диалектическое единство (одно без другого не существует)

На основе общих принципов исследования материалов, которые вырабатываются специальной дисциплиной – общее языкознания, оно обобщает достижения частного языкознания.

Разделы языкознания

В современном языкознании сохраняются следующие сложившиеся дисциплины:

1. О внутреннем устройстве языка (т.е. внутренняя лингвистика) - фонетика, фонология, грамматика, лексикология, стилистика, семантика.

2. Об историческом развитии языка – история языка, историческая грамматика, этимология.

3. О функциях языка в обществе или внешняя лингвистика – социолингвистика, диалектология, ареальная лингвистика

4. Язык на стыке наук – психолингвистика, компьютерная лингв, математическая лингв.

5. Прикладные лингвистические дисциплины – пунктуация.

Основные проблемы языкознания.

Основные проблемы общего языкознания:

1. Природа и сущность языка

2. Проблема происхождения и развития языка

3. Функции языка

4. Проблемы системы и структуры языка

5. Проблемы возникновения и развития письменности

6. Проблемы типологии и классификации языков

7. Связь языкознания с другими языками и место языка среди других наук

8. Выработка специальных методов исследования языковых явлений

9. Связь языка и мышления

10. Связь языкознания с другими науками

Связь языкознания с другими науками.

Языкознание в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину – филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.

Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связанны с акустикой – разделом физики, изучающим звук, а также анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

Природа и сущность языка.

Взгляды ученых на сущность языка менялись в зависимости от разных обстоятельств. С одной стороны они менялись в зависимости от теоретических проявлений науки в целом, а с другой стороны в зависимости от накопленного опыта самой лингвистики и накопленного в ней теоретического и практического материала.

Одни ученые стремятся определить природу языка изнутри по возможности изолируя язык от внешних факторов, другие ученые напротив, что природа языка базируется на связи языка с другими явлениями действительности. Вопрос о том, что такое язык – основной вопрос общего языкознания. Ответ имеет принципиальное значение, поскольку в зависимости от ответа возникают различные связи в языкознании. Одни исследователи считали язык явлением биографическим (19 век), другие психологическим (70 гг 19в.), третьи социальным (19-20вв).

Коммуникативная функция языка.

Коммуникативная функция языка в разных ситуациях преобразуется.

9) Строение (структура) языка и его единицы.

В лингвистике стало аксиомой утверждение, что язык - это система, особым образом структури­рованная. Под структурой понимается способ упорядочивания разнородных элементов в пределах целого. В структуре языка выделяются несколько уровней, каждый из которых характеризуется своей системой единиц. Единицы одного уровня сочетаются только друг с другом. Между едини­цами разных уровней существует иерархический тип связи. Каждый последующий уровень опира­ется на предыдущий, и все они подчиняются общим правилам.

Такая уровневая модель структуры языка дает ясное представление о его сложной организации. Единица каждого следующего уровня не просто сложнее единицы предыдущего уровня, у нее - другая функция. Например, фонема служит для различения смысла (дом - дым), морфема - носи­тель значения, лексема - для наименования. Степень качественной сложности языкового организ­ма возрастает от уровня к уровню. Реализация основных функций языка - коммуникативной, по­знавательной, смыслообразующей - происходит во взаимодействии всех языковых единиц. Таким образом, языковая система - множество элементов любого естественного языка, которые находят­ся в определенных отношениях и связях друг с другом и образуют определенное единство и цело­стность. Языковая структура - ось, связывающая в единство уровни языка: Система языка - не­замкнутая. Она состоит из частных систем (подсистем), находящихся в состоянии динамического равновесия и постоянно приспосабливающихся к изменяющимся условиям общения. Со временем язык утрачивает ставшие ненужными элементы какой-либо подсистемы, приобретая новые эле­менты той же подсистемы.

Элементы и единицы языка Предмет изучения Раздел языкознания
Звук Акустическо-физиологические свойства Фонетика
Фонема Функциональные свойства Фонология
Морфема Строение и принципы выделения Морфемика
Слово Слово как единица словаря в совокупности формообразующих, семантических и функциональных свойств; строение и об­разование; форма изменения и граммати­ческие свойства; форма как строительный элемент словосочетаний и предложений Лексикология; сло­вообразование; мор­фология; синтаксис
Устойчивое словосочетание Языковая единица в совокупности формо­образующих, семантических и функцио­нальных свойств Фразеология
Свободное словосочетание Строение, грамм, свойства и типы Синтаксис
Простое предложение Строение, грамм, свойства и типы Синтаксис
Сложное предложение Строение, грамм, свойства и типы Синтаксис
Сверхфразовое единство Строение, грамм, свойства и типы Синтаксис связной речи
Текст Сложная речевая единица Лингвистика текста

10) Язык как система.

Система - это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных определенным образом элемен­тов, образующих единство. Идеи системности проникли в языкознание в середине 19 в. (Бодуэн де Куртенэ). Наиболее четко она была сформулирована Ф.де Соссюром: «Язык есть система, все эле­менты которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновремен­ного наличия других».

Термин «системность языка» может употребляться в узком смысле - как закономерно организо­ванная совокупность однородных элементов одного уровня (например, система падежей, фоноло­гическая система), либо в широком, «глобальном» смысле - как закономерно организованная со­вокупность подсистем.

Для системы языка характерны следующие черты: 1) относительная самостоятельность. 2) неоди­наковая разработанность отдельных звеньев (например, борьба консервативных и эволюционных тенденций в языке ведет к многочисленным случаям асимметрии формы и содержания). 3) вариа­тивность, нежесткость (например, «дай чаю /чая»), 4) открытость, 5) градуальность (т.е. допускаются различные степени системности), 6) динамичность (т.е. происходит постоянное развитие системы, она не находится в «застывшем», раз и навсегда данном состоянии). Термины «системность» и «структура» нередко употребляются как синонимичные, тем не менее эти понятия необходимо дифференцировать. Согласно А.А.Реформатскому, «система - это един­ство однородных взаимообусловленных элементов в пределах одного яруса, а структура - единст­во разнородных элементов в пределах целого. Как считает Менковская, «Язык - это система сис­тем, или сложнодинамическая система.

Большой вклад в разработку общей теории системности языка внесли работы В.В.Виноградова, Трубецкого, Шмелева и других отечественных и зарубежных лингвистов.

11) Внутренние факторы развития языка.

Будучи общественным явлением, язык развивается по своим законам, а не по законам развития общества, как утверждали вульгарные материалисты (акад. Марр), не по биологическим законам живых организмов, как полагали сторонники натуралистического направления (Шлейхер, Мюл­лер), не по законам, обусловленным развитием человеческого мышления, как думали представи­тели лингвистического психологизма (Штейнталь, Потебня). Понятие языкового закона было вве­дено в научный обиход немецкими младограмматиками в конце 19 в. Они считали, что развитие языка происходит по кругу, а законы действуют по слепой необходимости, подобно силам приро­ды. Но уже доказано, что лингвистические законы имеют объективный характер, и их действие не зависит от воли и желания отдельных людей. Разумеется, не следует абсолютизировать самостоя­тельность языка, так как именно люди оказывают определенное воздействие на ход развития язы­ка, являясь его единственными носителями. Постепенно меняется фонетический и грамматиче­ский строй языка, его лексический состав.

Но идея изменчивости языка утвердилась в лингвистике довольно поздно. Еще в средние века и эпоху Возрождения изменения в языке не замечали или считали их результатом небрежности и необразованности. Главным свидетельством развития языка на синхронном срезе является вари­антность. Варианты слов, грамматических форм, синтаксических конструкций подтверждают, что язык постоянно развивается. Весь процесс развития языка - это исчезновение одного языкового явления и появление другого. Момент зарождения новых языковых явлений незаметен. Они воз­никают в речи, начинают употребляться все чаще и чаще, пока не станут нормой , и их не начнут считать фактом языка, чем-то обычным.

Причины, по которым происходят языковые изменения, делятся на две группы: внешние (экстра­лингвистические) и внутренние (внутриязыковые).

Если внешние факторы обусловлены изменениями объективной действительности (изменения в жизни общества, развитие научно-технического прогресса, влияние других языков в результате языковых контактов и т.п.), то внутренние факторы обусловлены изменениями в самом языке в ходе его функционирования. Внутренние законы развития языка обобщают тенденции историче­ского развития вообще, так и в частности. В этой связи различают общие и частные языковые за­коны. Общие обусловлены природой языка как своеобразного общественного явления. Они едины для языков всего мира и отражают единообразное развитие всех языков. К ним относятся: 1) закон эволюционного изменения структуры языка, 2) закон неравномерности развития разных ярусов языковой системы, 3) закон аналогии.

Закон эволюционного изменения структуры языка означает, что изменение языка происходит пу­тем медленного накопления нового качества и постепенного отмирания старых элементов. Этот закон не отрицает скачков в развитии языка, но эти скачки имеют свои особенности и осуществ­ляются путем постепенного накопления каких-то фактов и завершаются окончательным закрепле­нием нового качества. Языковая специфика скачков в том, что окончательное закрепление нового качества нельзя точно датировать. Например, до сих пор в языке существуют и противоборствуют элементы нового и старого качества: годы и года, дорога и стезя, в англ. - параллельное сущест­вование двух форм прошедшего времени у глагола to learn (learnt и learned). Закон неравномерности развития разных ярусов языковой системы. Лексика - самая подвижная часть языка, она меняется быстрее всего, так как она первой отражает все изменения, происходя­щие в мире (интернетовский жаргон, мобильник, спутниковое телевидение и т.п.). Фонетическая, морфологическая и синтаксическая системы более консервативны, но и в них происходят измене­ния. Например, в русском языке - твердое произношение [р] перед заднеязычными [к], [г], [х] «верх». Фонетические изменения в языке осуществляются через смену поколений. Часто в одном обществе старшее поколение выбирает один вариант произношения, а младшее - другой. Под законом аналогии понимается постепенное выравнивание системы языка и уподобление более редких форм более частотным и употребительным (например, процесс ассимиляции заимствован­ных слов - крепкий /крепкое кофе по аналогии с существительными среднего рода).

12)Внешние факторы развития языка.

См. начало Вопроса 11. Внешние факторы развития языка не зависят непосредственно от языка и лежат за его пределами. К ним относятся(изменения в окружающем мире, в общественной жизни людей, развитие научно-технического прогресса, влияние других языков в результате языковых контактов и т.п. Больше всего реагирует на изменения в обществе лексический уровень языка (неологизмы — SMS, E-mail, fax, internet). Фонетика, морфология и синтаксис более устойчивы, но и они меняются. Так, на­пример, под влиянием других языков в русском появилась фонема [ф]. В советский период в тюркских языках у фамилий появилась категория рода.

13) Территориальная дифференциация языка.

Живые языки отличаются друг от друга внешними условиями своего существования. Одни из них известны небольшому количеству людей (например, Австралии), на других говорят сотни миллионов (например, английский). Различна и степень единства языка на всем пространстве его рас­пространения. Если язык охватывает большую территорию, в нем всегда есть местные варианты. Такие языки, как русский, французский, английский, испанский кажутся языковыми монолитами по сравнению, например, с китайским и арабским языками, где различия между диалектами так велики, что часто даже препятствуют взаимопониманию.

В большинстве языков мира можно выделить особенности языковой системы, характерные только для определенной территории распространения одного и того же языка. Такие видоизменения называются диалектами. Местные диалекты обслуживают население отдельных областей и имеют более или менее чётко выраженные фонетические, лексические и грам. особенности (например, оканье в Поволжье и аканье в Рязанской области, диалект кокни в одном из кварталов Лондона). Объединение нескольких диалектов образует наречие. Самой мелкой единицей является говор. С лингвистической точки зрения, границы понятий «язык» и «диалект» весьма условны, между ними нет принципиальной разницы. Оба термина предполагают систему знаков, существующих на определенной территории. Различие между языком и диалектом производится не только на основе языковых данных, но и на основе ряда внеязыковых обстоятельств: национальное самосознание, общие черты культуры и т.д. В пределах одного языка могут существовать несколько родственных диалектов, происходящих от одного предка. Диалектные явления могут проявляться на всех яру­сах языковой системы. Чаще всего - в различных произношениях (фонетика), затем лексика - в ос­новном наименование предметов быта (хата - дом, петух - кочет, свекла - бурак). Диалекты могут различаться и на грамматическом уровне. В русском языке такие различия невелики, а во фран­цузском и немецком языках - более существенны. Диалекты изучаются специальной наукой - диалектологией. Исследования диалектов позволяет проникнуть вглубь истории языка, так как отдельные диалекты часто сохраняют древние особенности, которых уже нет в общем языке.

14) Социальная дифференциация языка, профессионализмы, функциональ­ные языки.

Под социальной дифференциацией понимают язык определенной социальной группы. Социаль­ные диалекты отличаются только лексикой (например, язык моряков, военных, шахтеров и т.п.). Сюда же относятся жаргоны и сленги студенчества. В социальных диалектах часто используются профессионализмы (специальные слова, понятные людям определенных профессий, например, врачи, программисты, ученые). Говорят также о возрастном членении языка (детский язык, язык молодежи, язык среднего поколения, язык стариков), реже — о членении по половому признаку (мужской и женский варианты, например у некоторых народов Севера, у некоторых индейских племен). Существует также и язык криминальных кругов общества - арго, который употребляется в специальном, понятном только для посвященных значении (малина - тайная квартира, вышка -расстрел, ксива - документ).

Территориальные диалекты по сравнению с социальными более устойчивы, они могут развиваться в самостоятельные языки. Социальный же диалект может исчезнуть с исчезновением его носите­лей. Территориальное дробление языка переплетается с социальным. В России, например, носите­лями диалектов являются, в основном, люди, занятые в сельском хозяйстве и живущие в деревнях и селах - крестьяне. Но по мере сближения условий жизни города и деревни происходит сближе­ние территориальных диалектов и литературной нормы.

15) Литературный язык. (полифункционален)

 

Литературный язык - это форма национального языка, принимаемая его носителями за образцо­вую. Это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов и рече­вых средств, прошедших длительную культурную «обработку» в текстах (письменных и устных) авторитетных мастеров слова, а также в устном общении образованных носителей национального языка. Литературный язык - наддиалектный. Исторически он складывался на базе ведущего мест­ного диалекта, но постепенно отходил от своего источника и становился общенациональным дос­тоянием. Это сознательно нормируемый язык. Языковые нормы закреплялись в грамматиках и словарях. Литературный язык возможет только при наличии письменности. Без нее ни один из диалектов не смог бы подняться до уровня национального языка. Литературный язык постоянно пополняется и обновляется за счет народно-разговорной речи.

 

16) Функциональные стили языка.

Многообразие сфер применения языка предопределяет его стилистическую дифференциацию. Стили языка являются производными от его важнейших функций. Различают, следующие стили: 1) разговорный, 2) официально-деловой (ф-ция общения и сообщения), 3) научный (ф-ция выраже­ния мысли), 4) публицистический (ф-ция воздействия), 5) художественный (эстетическая ф-ция). Определенные стили языка исторически соотносятся с одной из форм речи. Так, разговорный стиль обычно реализуется в устной форме речи, а официально-деловой и научный - в письменной форме. Поэтому нередко говорят об устных (разговорных) и письменных (книжных) стилях. Од­нако каждый из них может функционировать и в той, и в другой форме речи. Для каждого стиля характерны свои средства выражения (например, в какой-либо публицистиче­ской статье используются обращения, риторические вопросы, в художественном произведении - яркие, образные сравнения и метафоры).

В отечественном языкознании у истоков научной разработки вопросов стилей стоял Ломоносов («Теория трех стилей»). Большое значение для развития стилистики имела школа Карамзина. За­тем этими вопросами занимались Потебня, Буслаев, но преимущественно в рамках теории поэти­ки. Как самостоятельная область науки о языке стилистика выделилась только в конце 19 - начале 20 вв. (работы Балли, Чернышева). В советский период вопросам стилистики уделяли большое внимание Виноградов, Винокур, Шмелев, Щерба, Розенталь и др.

17) Фонетика как наука. Классификация звуков.

Фонетика - лингвистическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка, а именно: звуки речи и правила их сочетания в словах и потоке речи, инвентарь и систему звуков языка, звуковые зако­ны. Как наука делится на общую и частную фонетику. Общая входит в состав общего языкознания и изучает звуковые возможности речевого аппарата человека, устанавливает дифференциальные признаки звуков речи, классифицирует их, исследует причинные связи фонетических явле­ний. Частная исследует звуковой строй конкретного языка. Можно также выделить описатель­ную (синхроническую), историческую (диахроническую), сопоставительную фонетику, которая занимается исследованиями фонетических процессов двух или нескольких языков, что особенно важно для тех, кто изучает или преподает иностранные языки.

Единицы фонетики - звуки, слоги, ударения, интонации. Звуковые явления могут изучаться с разных точек зрения. Физическую природу звуков изучает акустика. С этой точки зрения звуки представляют собой колебательные движения воздушной среды, вызываемые органами речи. Звуки
речи ограничены органами слуха, которыми они воспринимаются, и возможностями речевого аппарата, который их воспроизводит.
Классификация звуков строится на основе акустических и физиологических данных. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные
(шумы). Тон возникает в результате периодических колебаний голосовых связок, шум - в результате непериодических колебаний, например, губ. Из голоса состоят гласные звуки, из голоса и
шума звонкие согласные, только из шума - глухие согласные.

Звуки отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью. Высота звука определяется час­тотой колебаний в секунду. Чем больше колебаний, тем выше звук. Человек воспринимает высоту звука от 16 до 20 тыс герц. Сила (интенсивность) звука прямо пропорциональна амплитуде коле­баний голосовых связок. Громкость звука находится в зависимости от высоты и силы звука. Звуки разной высоты, но одинаковой силы воспринимаются по-разному: низкие звуки кажутся более ти­хими, и наоборот. Длительность звука - это протяженность его во времени (например, в англий­ском языке длительность гласных играет смыслоразличительную роль - sheep / ship, в русском языке ударные гласные долее длительные, чем безударные). При образовании звуков большую роль играет резонанс, т.е. способность упругого тела (в нашем случае речевой аппарат) приходить в соколебание с другим звучащим телом. Благодаря резонатору у звуков, воспроизводимых каж­дым человеком, есть свой тембр, или окраска.

18)Классификация гласных.

С давних времен звуки речи делятся на два больших класса - гласные и согласные. При артикуляции гласных воздушная струя свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий.
Гласные звуки различаются: 1)По ряду, т.е. той части языка, которая функционирует при образовании данного звука (переднего, среднего, заднего ряда), 2)по степени подъема языка (верхнего,
среднего, нижнего подъема), 3)по участию или неучастию губ (лабиализованные и нелабиализованные), 4) носовые - неносовые (воздушная струя - через нос), 5) по долготе, 6) монофтонги, дифтонги, трифтонги.
Язык - самый активный орган речи при артикуляции гласных. По месту подъема языка выделяют
гласные переднего (кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть языка поднимается к
твердому небу - [и], [э]), среднего (тело языка несколько отодвинуто назад, вся спинка языка высоко поднята к небу - [ы], [а]) и заднего рядов (все тело языка отодвинуто назад, задняя стенка
приподнимается к мягкому небу, а кончик языка опускается и отходит от нижних зубов - [у], [о]).
По степени подъема языка к небу различаются: 1) гласные верхнего подъема, закрытые, узкие -
[и],[ы],[у]; гласные среднего подъема - [э],[о]; гласные нижнего подъема, открытые, широкие -[а].

Подъем \ Ряд Передний Средний Задний
Верхний И Ы У
Средний э   О
Нижний   А  

При образовании одних гласных губы вытягиваются вперед и округляются, при образовании дру­гих - нет. Огубленные (лабиализованные) гласные - [у], [о].

Качество гласного зависит от положения мягкого неба. Если небная занавеска находится в ней­тральном положении, т.е. опущена, проход в полость носа открыт, и образуются носовые (гнуса­вые) гласные. В современном русском языке их нет, все гласные чистые, а во французском, португальском, польском встречаются.

Гласные также различаются по долготе и краткости (например, в английском языке длительность гласных играет смыслоразличительную роль - sheep / ship, в русском языке ударные гласные до­лее длительные, чем безударные).

В любом языке гласные образуют систему, которая называется вокализмом.

19) Классификация согласных.

Систему согласных любого языка называют консонантизмом. Основными признаками согласных звуков являются следующие: 1) по акустическому принципу, т.е. соотношению шума и голоса, 2) место образования преграды, 3) по способу образования, 4) наличие твердости или мягкости. По соотношению шума и голоса (см. вопрос 20).

По месту образования преграды различают губные, язычные, язычковые и гортанные. Среди губ­ных выделяют губно-губные, или билабиальные - [б],[п],[м] и губно-зубные, или лабио-дентальные - [в],[ф]. Самую большую группу составляют язычные согласные, которые подразде­ляют на переднеязычные - [д],[т],[з],[с],[л],[н],[ц], среднеязычные - [j] и заднеязычные - [г],[к],[х]. К язычковым относится французский звук [г], русский картавый - [р]. К гортанным можно от­нести украинский звук [г].

По способу образования согласные делятся на: смычные, фрикативные и аффрикаты. При образо­вании смычных на пути выдыхаемой воздушной струи возникает смычка. В зависимости от спо­соба преодоления этой преграды согласные подразделяются на взрывные - [б],[п],[д],[т],[г],[к]. Носовые, или назальные - [м],[н] проходят через открытую полость носа, придавая звукам специ­фическую окраску. Боковые, или латеральные - [л], когда смычка не нарушается, а струя воздуха проходит в щели между языком и щеками. Дрожание, или вибранты - [р]. Кончик языка ритмично колеблется в струе воздуха, то открывая, то закрывая смычку.

При произнесении фрикативных, или щелевых в том или ином месте речевого аппарата образу­ется щель, воздушная струя трется о стенки этой щели, и возникает шум. К фрикативным относят­ся - [в],[ф],[ж],[ш],[з],[с],[х], украинский [г], а также распространенный во многих языках звук «йот» [j], для которого в русском языке нет специальной буквы.

Аффрикаты, или смычно-фрикативные занимают промежуточное положение между смычными и щелевыми. Это слитные звуки, при произнесении которых на пути воздушной струи образуется смычка, но она не взрывается, а раскрывается в щель, через которую мгновенно проходит воздух – [ч], [ц].

20) Классификация согласных по способу образования, глухости - звонкости, твердо­сти - мягкости.

По соотношению шума и голоса выделяются сонорные и шумные согласные. Сонорные состоят из голоса и незначительного шума. Их иногда называют полугласными - [р], [л], [м], [н]. Шумные согласные состоят или из шума и голоса, или из одного шума. Поэтому они, в свою очередь делят­ся на звонкие ([б],[в],[г],[д],[ж],[з],Ц]) и глухие шумные ([к]],[п],[с],[т],[ф],[х],[ш]). Одной из важных характеристик согласных является наличие у них твердости или мягкости. Смягченные, или палатализованные, согласные образуются при той же артикуляции, что и соот­ветствующие твердые (несмягченные), но с дополнительным подъемом средней спинки языка к твердому небу. Согласные особенно легко подвергаются палатализации перед гласным [и], так как дополнительный подъем языка близок к артикуляции этого гласного звука. Твердость - мягкость в русском языке носит смыслоразличительную функцию: кон - конь, цел - цель, вес - весь, мол -моль, угол - уголь, пыл - пыль и т.п.

21) Фонетическое членение речи.

Звуковой поток речи имеет свою структуру и делится на единицы: 1) фонетические фразы, 2) речевые такты. 3) фонетические слова. 4) слоги, 5) звуки.

Мельчайшей материальной единицей звуковой цепи является звук. Он произносится на одну артикуляцию, лингвистически неделим и не составляет самостоятельного звена. Слог - минимальная самостоятельная единица речевой цепи. Существуют различные точки зрения на проблему
слога. «Экспираторная» теория рассматривали слог как звукосочетание, произносимое одним вы-
дыхательным толчком. «Сонорная» теория датского ученого Есперсена опирается на акустический
критерий и различает звуки по их сонорности (звучности). На полюсах сонорности располагаются
звуки [п] и [а], а между ними все прочие. Слог представляет собой сочетание более сонорного и
менее сонорного звуков и представляет собой часть звуковой цепи, содержащую одну вершину
сонорности. Академик Щерба и его последователи развили учение о слоге, которая получила на-
звание «теории мускульного напряжения». Согласно ей слог - есть сочетание звуков, произноси-
мое одним мускульным напряжением речевого аппарата. В последнее время разрабатывается «тональная» теория слога, учитывающая прежде всего роль голоса в слогообразовании.
Слог обычно состоит из нескольких звуков, различающихся по звучности. Звук, образующий вершиу

Наши рекомендации