Сущность и значение инновационной деятельности
Новая экономическая эра, в которую вступает человечество, по-разному именуется авторами. Это «посткапитализм» П. Друкера, «третья волна» А. Тоффлера, «эра знаний» К. Сэвиджа, «экономика знаний» Р. Куинна, «неосязаемая экономика» Ш. Гольдфингера, «интеллектуальный капитализм» Т. Стюарта и У. Гранстранда, «информационный век» М. Кастеллса и т.д. Данные концепции в той или иной форме интерпретируют возникающую в передовых странах мира социально-экономическую систему, базирующуюся на интеллектуальном капитале и инновациях.
Термин «инновация» может приобретать различные значения в зависимости от ракурса исследования, целей и направлений анализа. Это многогранное понятие.
Многие отечественные и зарубежные учёные, в том числе И.В. Афонин, А.С. Бирютин, С.Ю. Глазьев, Б. Санто, Б. Твисс рассматривают инновацию как сложный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения возрастающих потребностей человеческого общества и, одновременно, как процесс связанных с новшеством изменений в той среде, где совершается его жизненный цикл.
Специалисты в области управленческой науки А.Н. Фоломьев и Э.А. Гейгер характеризуют инновацию следующим образом: это «проявление НТП, особый вид знания, результат инновационного творческого труда, обладающий совокупностью функций, наиболее важными из которых являются преобразовательные, информационные, социально-потребительские»[2].
Ф. Никсон по сути понимает под инновацией систему. В его представлении инновация – есть совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования[3].
В Толковом экономическом и финансовом словаре И. Бернара и Ж.-К. Колли инновация (фр. innovation, лат. innovātio) определяется как новшество, применённое в области технологии производства или управления какой-либо хозяйственной единицы. И. Бернар и Ж.-К. Колли указывают на то, что в области технологии инновация является плодом НИОКР, деятельности, состоящей в «постоянном изучении возможностей создания новой технологии или новых товаров, в разработке методов и средств их внедрения или производства»[4].
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) понятие инновация трактуется как «конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы». Авторы-составители энциклопедии подчеркивают, что инновация представляет собой не что иное, как «материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления и т.п.»[5]. Как нам представляется, первостепенное значение в данном случае имеет человеческий капитал, а при детализации – интеллектуальный, творческий капитал человека.
Считаем необходимым сделать акцент на то, что понятие социальная инновация, возникшее со становлением теории человеческого капитала рассматривается с точки зрения главенствующей роли умственных и креативных способностей людей. Суть социальной инновации заключается в проявлении непривычного, отличного от существующих типа мышления и стиля жизни. При оценке экономической эффективности инноваций разных типов, С.М. Бухова и Ю.А. Дорошенко под социальной инновацией понимают процесс и результат улучшения социальной сферы общества или организации[6].
Первостепенная роль в разработке теории инноваций принадлежит Н.Д. Кондратьеву[7] и Й. Шумпетеру. Под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, производственных и транспортных средств, новых рынков и форм организации в промышленности[8]. Более глубокое и детальное изучение проблемы приводит к заключению, что предвестником теории инноваций был английский учёный Джон А. Гобсон, который на рубеже XIX – XX вв. представил свои суждения о возрастающей значимости той области, где происходит изготовление принципиально новых товаров, внедрение передовых производственных технологий, расширение рынков, т.е. становятся более явными и весомыми результаты интеллектуального, творческого труда, в полной мере раскрываются многие таланты человека. Именно в этой области, по замечанию И.В. Афонина[9], или «сфере прогрессивной промышленности» (area of progressive industry) либеральный мыслитель Джон А. Гобсон считал вполне оправданным получение капиталистической прибыли.
Обобщая этимологию данного понятия в экономической и управленческой науке, мы склонны к утверждению, что инновация – это применение в той или иной сфере деятельности результатов интеллектуального труда, имеющего потребительские функции и направленного на получение новых качественных изменений чего-либо.
Уточнённое нами смысловое значение термина «инновация» даёт основания для рассмотрения его с позиции «человекоцентрического» подхода, подчёркивает первопричину инноваций – стремление индивидуума, наделённого разумом, к реализации высших потребностей.
Установлено, что инновации оказывают существенное влияние на макроэкономические показатели. Вклад НТП в прирост валового внутреннего продукта стран-лидеров в технологиях составляет, по разным оценкам, от 75 до 100 %[10].
Инновации воздействуют на спектр отраслей и подотраслей хозяйства, стимулируя возникновение новых производств и являясь причиной исчезновения неконкурентоспособных производств. Они вносят свои коррективы в институциональную организацию экономики.
Инновации классифицируются по их значимости, направленности, отраслевой принадлежности и структуре жизненного цикла, в зависимости от характера изменений, роли, выполняемой в производственном процессе, степени новизны, причин возникновения, времени выхода на рынок, предмета и сферы приложения, масштабов распространения и т.д. Основные виды инноваций, выделенные по классификационным признакам, представлены в Приложении 1.
В БРЭ процесс создания, освоения и распространения инноваций именуется инновационным процессом. Подчёркивается, что его основным побудительным механизмом является рыночная конкуренция. Указывается на важность коммерческой реализуемости инноваций как потенциального свойства процесса трансформации инновационных идей в объект экономических отношений. В энциклопедии приводится развернутое определение инновационного процесса – «последовательность действий по инициированию, разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов»[11]. В настоящем издании уточняется, что инновационному процессу, как правило, предшествуют фундаментальные исследования, а научные исследования прикладного характера, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки является его неотъемлемой частью. В качестве краткой исторической справки дается информация о том, что в нашей стране до 1990-х годов инновационная деятельность осуществлялась преимущественно в крупных государственных учреждениях, на основе бюджетного финансирования и планирования. Указывается, что в условиях реформирования отечественной экономики особое значение приобретает развитие малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности.
В учебном пособии С.П. Коноплёва приводится следующее определение инновационной деятельности – это «деятельность, направленная на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках»[12].
Инновационная деятельность включает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, маркетинговых мероприятий, без реализации которых инновационный цикл не будет признан завершённым.
Достаточно часто под инновационной деятельностью понимается слагаемое различного плана работ. Так, в представлении А.М. Мухамедьярова, инновационная деятельность – это «различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы»[13]. Или Р.А. Фатхутдинов считает, что инновационная деятельность – это «процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузия)»[14].
Интересное определение инновационной деятельности приводят В.Д. Дорофеев и В.А. Дресвянников: «инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации»[15]. Вместе с тем следует указать на то, что инновационная деятельность охватывает не только инновационный процесс, но и работу по освоению наукоёмких и ресурсосберегающих технологий, деятельность по эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау (know-how) и т.п. Кроме того, к инновационной деятельности относят модификацию продукции, пользующейся спросом на товарном рынке, путем совершенствования конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных характеристик, снижения издержек производства, получения дополнительной прибыли.
На наш взгляд, приведённые выше определения не совсем точно отражают специфику инновационной деятельности, которая имеет творческое начало. Есть исследователи, которые вполне оправданно понимают под инновационной деятельностью «процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий»[16].
Поскольку инновационная деятельность сопряжена с высокими рисками и неопределённостью, осуществлять её с большей эффективностью могут люди, обладающие неординарными способностями, сильной волей, целеустремлённостью и ориентацией на результат, отличающиеся аналитическим складом ума и располагающие резервами для повышения своего уровня интеллектуального развития. Важнейшим условием появления инновации является наличие «прометея»[17] - человека, обладающего значительным инновационным потенциалом, способного к генерации новых идей и «интрапренёра»[18] - работника, наделённого качествами предпринимателя и готового принять на себя обязательства по воплощению инновационно-инвестиционного проекта, доведению гениальной идеи до уровня инновации. Прометеи являются ядром «когнитариата»[19], который представляет собой группу работников, обладающих высоким профессионализмом, креативным мышлением, стремлением к совершенству и созиданию, не чуждающихся перемен. Наличие когнитариата и группы интрапренёров является фактором успеха инновационной деятельности организации. С целью повышения результативности этой деятельности, важно формирование единой армии, включающей когнитариат и группу интрапренёров. Талантливый учёный, реализующий предпринимательские способности, что пока является крайней редкостью, – самый ценный участник инновационного процесса. Данных специалистов часто относят к группе так называемых «золотых воротничков»[20].
Таким образом, нами подчёркивается значительная «интеллектоёмкость» инновационной деятельности и в этой связи уточняется трактовка важной для настоящего исследования экономической категории: инновационная деятельность – это приложение умственных усилий и особых способностей людей для решения задач, связанных с продуцированием, распространением и использованием инноваций по своему прямому назначению. В инновационной деятельности первостепенное значение приобретают мотивация и стимулирование труда работников.
Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в нашей стране является недостаточно активная роль государства в инновационном процессе. Это выражается в отсутствии современной нормативно-правовой базы, сложившейся системы управления инновационной деятельностью, как на федеральном, так и на региональном уровнях, концепции развития инновационного предпринимательства, противоречивости законодательных и управленческих решений в области инновационной деятельности, отсутствии действенных экономических механизмов реализации принимаемых решений.
Многие авторы отмечают, что специфика инновационной деятельности не позволяет ей вписаться в формализованные организационные структуры менеджмента. Отсюда возникает необходимость в выработке особой системы управления этой деятельностью на федеральном и региональном уровнях.
Процесс формирования научно-теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью не является завершённым.
Разделяя точку зрения С.Д. Валентея, в своей монографии Т.В. Старикова указывает на то, что «при современном уровне развития отечественных наукоёмких технологий, инновационной инфраструктуры, кадрового потенциала…», основная задача государства состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в системной работе, «формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ отечественной национальной инновационной системы». Безусловно, эта работа должна осуществляться и на региональном уровне[21].
В числе основных задач по формированию и развитию инновационной экономики следует выделить совершенствование системы подготовки научных, инженерных и управленческих кадров. Значительные ресурсы государства должны быть направлены на сохранение и приумножение человеческого капитала, повышение качества подготовки специалистов для работы в сфере реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
Для оценки степени интеллектуализации экономики региона, А.М. Илышевым, Н.Н. Илышевой и И.Н. Воропановой предлагается определение соотношения объёмов отгруженной инновационной и неинновационной продукции. Если объём отгруженной инновационной продукции превышает единицу, следует говорить о сформировавшейся в регионе экономики с доминирующей интеллектуальной составляющей[22]. На наш взгляд, с учётом очень высоких темпов научно-технического и технологического прогресса в мировых масштабах, для получения более точной оценки, к инновационной продукции следует относить только вновь внедрённую продукцию и продукцию, подвергшуюся значительным технологическим изменениям или усовершенствованную продукцию в течение не трёх, как принято в статистике, а двух лет.
Дополнительным показателем степени интеллектуализации экономики региона может быть соотношение уровней средней заработной платы работников предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы и других работников (видоизмененный показатель Г. Беккера). По А.М. Илышеву, Н.Н. Илышевой и И.Н. Воропановой, если этот показатель стремится к единице, то экономика региона находится в переходном к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей состоянии[23]. По данным этих авторов, соотношение уровней средней заработной платы работников предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы и других работников в целом по стране составляет 0,563; таким образом, «разрыв между оценками общественной полезности интеллектуального и неинтеллектуального труда достигает почти двукратной величины»[24].
Для осуществления целенаправленного перехода экономики страны и её регионов к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей крайне важно активизировать работу по выявлению и решению с использованием последних научных достижений проблем развития научно-инновационной сферы, повышению эффективности управления интеллектуальным капиталом в системе управления инновационной деятельностью.
В Толковом словаре иноязычных слов слово система (фр. systѐme, лат. systēma, греч. sýstēma) трактуется как «соединённое, составленное из частей». В настоящем издании приводится девять значений этого слова, в том числе: «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определённой связи частей» (в первом значении); «определённый порядок в расположении, связи частей чего-нибудь, в действиях» (во втором значении); «форма организации чего-нибудь» (в третьем значении)[25]. В Большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова система определяется как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство»[26].
В Большой энциклопедии издательства «ТЕРРА» приводится определение социальной системы как совокупности общественно значимых институтов, явлений, процессов. Констатируется, что социальные системы «складываются на основе и в процессе объективно необходимой совместной деятельности людей, которые руководствуются своими интересами»[27]. Таким образом, можно придти к заключению, что системы формируются на основе чего-либо.
Следует обратить внимание на трактовку слова система, приведённую в Русском толковом словаре В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной. В представлении авторов труда, система – «определённый порядок в расположении и взаимосвязи частей чего-нибудь, продуманный план»[28]. Таким образом, можно с определенной долей условности говорить о системе управления инновационной деятельностью в регионе как о продуманном плане управления инновационной деятельностью – управлении деятельностью на определённой основе.
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных связей в нём и сведение их в единую теоретическую (абстрактную) картину.
Системному подходу в управлении уделяет особое внимание И.А. Иванов. Он указывает на то, что под системой понимается «нечто целое, состоящее из отдельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют». При этом, заключает И.А. Иванов, «система имеет свойства, которых нет у составляющих её элементов». Подробно им рассматривается кибернетическая система. Она представляет собой «упорядоченную последовательность информационных сигналов». Автономное управление системой осуществляет координирующий орган. Кибернетическая система включает управляющую подсистему и управляемую подсистему. Кибернетическая система управления, констатирует И.А. Иванов, «действует аналогично автомату с обратной связью». Управляющая подсистема формирует командно-управляющую информацию и направляет её в управляемую подсистему для реализации процесса. По каналам обратной связи управляющая подсистема получает информацию о результате воздействия с целью определения корректирующего воздействия. Обратная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом[29].
Под менеджментом И.А. Иванов понимает «систему управления в условиях рынка»[30]. В данном случае систему управления следует рассматривать в широком смысле. Она включает организационную структуру и процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В работе С.П. Коноплёва приводится следующее определение инновационного менеджмента – «это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом»[31]. С этой точки зрения, управление персоналом и человеческим капиталом на инновационно-активных предприятиях входят в систему инновационного менеджмента.
На современном этапе развития, считает С.П. Коноплёв, инновационный менеджмент превращается в ведущий элемент стратегического управления[32].
Инновационный менеджмент – это и особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей динамического развития предприятий, организаций и учреждений, высоких результатов инновационной деятельности, полученных на основе рационального использования научных разработок, человеческого капитала, материальных и финансовых ресурсов, применения проверенных временем и самых современных принципов, функций и методов менеджмента.
Всё чаще недостаточно высокие показатели ВВП России экономисты связывают с низкой эффективностью использования многих факторов производства, в том числе «квалифицированных кадров, обладающих значительным потенциалом для принятия более эффективных управленческих решений на всех уровнях управления экономикой с учётом использования накопленных в мире информационных ресурсов и инициирования инноваций»[33]. Сущность инновационного менеджмента выражается в грамотных управленческих решениях, принимаемых профессионалами. Формирование профессионального менеджмента – непременное условие развития инновационной деятельности в нашей стране.
В период формирования инновационной экономики важнейшим фактором производства являются знания. Развитие человеческого капитала – основа устойчивого роста. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации говорится: «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала»[34].
На ключевых объектах научно-инновационной сферы – научно-производственных предприятиях, первостепенное значение приобретают индивидуальные качества работников, позволяющие поддерживать и повышать уровень интеллектуального развития, степень профессиональной подготовки, творческий подход, способность к умственной мобилизации, мотивация деятельности. Поэтому одним из основных принципов управления инновационной деятельностью должно стать гибкое и адаптивное использование человеческого капитала.
В учебном пособии под редакцией Ю.В. Шленова приводится определение персонала, занятого научными исследованиями и разработками, – «это совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок»[35].
В большинстве развитых капиталистических стран во второй половине ΧΧ века доля расходов на науку в национальном доходе составляла до 5 % в год. В 60-е – 70-е годы прошлого века опережающими темпами осуществлялось финансирование и развитие НИОКР и в СССР, при этом особое внимание уделялось повышению степени инновационности оборонно-промышленного комплекса.
Снижение эффективности использования и растрата человеческого капитала является одной из основных причин низкой результативности интеллектуального труда. Коэффициент изобретательской активности, или количество национальных патентных заявок в расчёте на 10 000 населения, составляет в России 1,1 (в Японии этот показатель соответствует 28,3; Республике Корея – 10,9; Германии – 5,8; США – 4,9; Австралии – 4,2; Великобритании – 3,3)[36].
Ухудшение основных качественных характеристик кадрового потенциала научно-инновационной сферы региона в 1990-е годы, снижение численности научных работников не способствует дальнейшему развитию инновационных процессов, является серьёзным препятствием на пути формирования экономики с доминирующей интеллектуальной составляющей.
Органам государственной власти субъекта РФ должна принадлежать существенная роль в деятельности по приумножению человеческого капитала, формированию и развитию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы на предприятиях, в организациях и учреждениях научно-инновационной сферы, специалистов по управлению инновациями в регионе.