Социальная трансформация: сущность, эволюционный и революционный тип развития
Социальная трансформация- изменение социальной структуры общества вследствие внешних или внутренних воздействий. Эволюция и революция - неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления, процесса (эволюция) и более или менее быстрому качественному изменению (революция).
Тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству определен как социальный прогресс. Движение от высшего к низшему, процессы социальной деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства -социальный регресс.
Основные теории, освещающие проблемы социальной трансформации:
· Важный социальный закон - закон цикличного развития утверждает, что в сложных социальных системах динамика общественного развития приобретает характер спиралевидного процесса от энтропии к негэнтропии, а в простых социальных системах - форму маятникообразного движения.
· В соответствии с теорией социальной мобильности (мобильность социальная - процесс перемещений людей и социальных групп в рамках социальной структуры) специфика социального процесса заключается в перемещении людей. По мнению некоторых ученых, социальная мобильность - это форма латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальной структуре общества - социального воспроизводства.
· Социальное воспроизводство - процесс эволюции системы социальных отношений в форме их циклического воспроизведения. Теориявоспроизводственной функции образования доказывает, что родители с престижными занятиями способны использовать свои социально-экономические ресурсы, чтобы дать своим детям хорошее образование, что помогает им занять престижные рабочие места.
В 1970-80 гг. во Франции выдвинута концепция антропометрического процесса (термин «антропометрия» происходит от двух греческих слов: антропос - человек и номос - закон). Социальная трансформация, согласно этой концепции, целостный процесс производства, распределения и использования людей в классовой структуре общества.
Обобщая вышеизложенные трактовки и теории, следует признать, что социальная трансформация, характеризующая изменение социальной структуры общества, есть следствие изменения социального положения, масштабного перемещения людей, существенных институционных перемен общественного устройства.
Социальная трансформация происходит путем формирования новых и изменения прежних социальных групп, слоев, отличных друг от друга по:
· Отношению к власти и формам собственности;
· Положению в профессиональном занятии (социально-профессиональным группам);
· Принадлежности к сектору экономики (государственному- бюджетному производству, сельскому хозяйству; негосударственному - полугосударственному, частному; науке, образованию и т.д.);
· Уровню доходов (денежным доходам - ниже и выше прожиточного минимума;
· Распределению общего объема денежных доходов населения;
· Ценностным ориентирам.
По мнению Т.И. Заславской, российское общество на данном этапе состоит из следующих слоев:
· верхнего(политическая и экономическая элита, крупные и средние предприниматели, высшая бюрократия, генералитет, лидеры «директорского корпуса»;
· среднего (мелкие частные предприниматели, представители бизнес профессий - работающие по найму коммерсанты, финансисты и пр., интеллигенция (специалисты));
· базового (полу интеллигенция - помощники специалистов, работники массовых профессий торговли и сервиса, квалифицированные рабочие и крестьяне);
· нижнего (технические служащие, люди без квалификации и профессии, а также люмпены).
Социальная трансформация также сопряжена с процессом резкой поляризации населения по уровню доходов. В России идет устойчивое формирование социального слоя супербогатых людей, наряду с устойчивым формированием социального слоя бедных. Для России характерно отсутствие среднего класса. Все это вызывает состояние напряженности в обществе и негативных ожиданий.
Политические и экономические перемены, про исходящие в России, ведут к формированию новых для страны слоев населения, для которых ценностью становятся рыночные типы поведения. Изменяются ценностные ориентации людей в сторону негативизма и индифферентности. Идет снижение не только уровня, но и качества жизни россиян.
Таким образом, социальная трансформация - это сфера социальной жизни общества и государства, требующая изучения, формирования механизмов управления. Пренебрежение к процессам изменения социальной структуры общества обуславливают угрозу социальной безопасности, являющейся неотъемлемым компонентом национальной безопасности страны.
Сущность, виды концепций социальных изменений
Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.
В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).
Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.
Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.
Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.
Социальная эволюция
Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.
О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного). Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.
Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.
Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т. е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.
Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.
1. Реформы в социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.
2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:
органическую — развитие на собственной основе;
неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»).
3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.
Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:
Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
вводятся свободные цены.
К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства.
Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод.
Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности, переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).
Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.
Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов
Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев. Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация, которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам. Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.
В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.
В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.
В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных.
Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм. В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Основные положения неоэволюционизма
Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.
Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнегреческие философы Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:
циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);
любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но ирезультат активной преобразующей деятельности человека.
Социальная революция
Вторым видом социальных изменений являются революционные.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.
Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.
История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.
Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.
Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.