Краеведческое движение в новых условиях
К |
1917 г. краеведение и краеведческое движение были одним из ярких явлений в научной и общественной жизни российской провинции. Развитие краеведческого движения наглядно подтверждало мысль В.И. Вернадского, высказанную им в 1912 г.: «Русская умственная культура в XIX и начале XX века может считаться созданием общественной самодеятельности».
Общественные организации в годы гражданской войны. После октября 1917 г. многие общественные организации и объединения прекратили свою деятельность и распались. Для многих из них существование и работа в новых условиях стали невозможными из- за враждебности их к большевистскому режиму и обратной враждебности большевиков по отношению к ним. Тем более, что уже в декабре 1917 г. местные органы власти получили право распускать те общественные организации, которые поощряли сопротивление новому режиму или призывали к его свержению. Значительная часть этих организаций перестала функционировать из- за тяжелых условий разрухи и гражданской войны.
Общее число прежде действовавших общественных организаций за короткое время резко сократилось. Так, в Петрограде к началу 1918 г. насчитывалось до 500 различных обществ и научных учреждений, к концу того же года их число сократилось до 308, а к концу 1920 г. осталось только 50.
Основные требования к общественным организациям, которые позволяли им сохраниться и продолжить работу, заключались в признании Советской власти, руководящей роли партии большевиков и в подчинении советским законам. При соблюдении этих требований общества официально утверждались, хотя иногда возникали и дополнительные условия. Так, от Русского географического общества потребовалась перерегистрация его устава.
Ярославль. Церковь Николы "Рубленый город". Гравюра худ. СЛ. Глушкова |
ю 185 ся
В чрезвычайных условиях гражданской войны даже наиболее сильные всероссийские общества не могли вести свою работу в прежних масштабах. Деятельность их сузилась до уровня местного значения, публикации сделались нерегулярными, уменьшилось количество членских взносов и т.д. В отчете Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии за 1922 - 1923 гг. отмечалось: «В 1918- 1919 гг. члены общества встречались в глухих закоулках и щелях города без отопления, света или еды, избегая передвижения по улицам. 1920 год был довольно плохим...».
«Я работаю лишь временами, - писал Н.П. Лихачев в ноябре 1919 г. в письме А. В. Орешникову, - когда не охватывает вполне отчаяние. А иногда испытываю тупой ужас и трепещу. В холоде и недоедании, усталый от хождения на лекции и заседания, сидишь и мрачно наблюдаешь, как портишься физически и даром пропадают приобретенные мысли и познания».
Тем не менее, несмотря на объективно неблагоприятные условия, общественная жизнь сохранялась. В 1918 - 1920 гг. продолжили свою работу более 60 известных дореволюционных организаций - научные культурно-просветительские, художественные и т.д.
Параллельно с ними довольно быстро стали возникать новые общества и союзы в научной, творческой, культурно-просветительной и других сферах: Ассоциация натуралистов, Общество российских архивных деятелей, Научное общество марксистов, Пролеткульт и др. В Петрограде был зарегистрирован целый ряд добровольных обществ: Астрономическое, Археологическое, Географическое, Историческое, Техническое, Энтомологическое и др.
Институт исследования Сибири. Стоит упомянуть и о создании в Томске такого уникального во многих отношениях общества, как Институт исследования Сибири (ИИС), тем более что возник он и начал функционировать после падения Советской власти в Сибири и установления белогвардейского режима. Учредительный съезд по организации ИИС проходил в январе 1919 года. Организаторы института разработали такую форму, которая в случае ее реализации могла стать примером сочетания государственных интересов с местной инициативой. Она отражала главную задачу института: «планомерное научно-практическое исследование природы, жизни населения Сибири в целях наиболее рационального использования естественных богатств края и культурно-экономического его развития». В составе ИИС намечалось несколько отделов: 1) географический; 2) бальнеологии и курортоведения; 3) естественно-исторический; 4) промышленно-технический; 5) историко- этнографический; 6) статистико-экономический. В обязанности ИИС входили: организация экскурсий и обследований; устройство станций, лабораторий, опытных заводов и полей, заповедных участков, ботанических и зоологических садов, музеев, архивов, книгохранилищ; содействие подготовке кадров исследователей и инструкторов по различным специальностям. Особо оговаривались задачи института, связанные с учетом и систематизацией добытых в ходе научных исследований данных.
Институт исследования Сибири был создан, но смог приступить к работе только в конце июня 1919 г., после утверждения его устава белогвардейским правительством. Он сохранился и после восстановления Советской власти в Сибири, но все же был закрыт в июне 1920 года.
В июле 1918 г. была принята первая советская Конституция. Она гарантировала свободу создания союзов и объединений, но и закрепила классовый принцип создания разного рода организаций. Преимуществами в социальном и любом другом творчестве теперь обладали рабочие и крестьяне. Однако в 1918 - 1920 гг. это право и преимущество реализовывались, в основном, в неформальных движениях, в «митинговом демократизме».
Новые возможности общественной деятельности и новые направления развития системы российских общественных организаций отчетливо проявились после окончания гражданской войны, в условиях мирного строительства и перехода к новой экономической политике. Это вполне можно отнести и к организациям и объединениям, связанным с изучением и исследованием России и ее отдельных регионов.
«Золотое краеведческое десятилетие». С этого времени краеведческое движение в стране развивалось в общем и целом по восходящей линии. Нужно подчеркнуть при этом, что развивалось оно в 1920-е гг. еще более высокими темпами, чем в дореволюционный период, становясь составной частью общественной, культурной и научной жизни страны. Именно краеведение многие представители российской интеллигенции считали важной формой проявления творческой инициативы и даже в какой-то мере проявления свободы личности в условиях укрепляющейся «диктатуры пролетариата». «Время кажется снисходительным, - писал историк Ф.Ф. Пер- ченок, - к ...новой научно-культурной системе ... своеобразном общественном организме, пустившем корни по всей стране. Имя ему - массовое краеведческое движение: две тысячи местных организаций, 50 тысяч активистов, множество музеев, держащихся на общественной инициативе. ... Из этого движения обещает вырасти «вольная народная русская академия»; пока же оно дает смысл существованию провинциальной и выброшенной в провинцию интеллигенции: спасение повсеместно гибнущих памятников культуры, сбережение старины, охрана природы...».
Уместным будет привести слова С.О. Шмидта о том, что «не принимающие революции или напуганные всем, что происходило вокруг, отторгнутые от привычного дела и привычных жизненных удобств, некоторые деятельные по натуре, образованные интеллигенты находили именно в этой сфере применение своих знаний и культурных навыков, не поступаясь при этом, по существу, общественно-политическими принципами, как бы уходили от активной жизни (в прежних ее формах) в краеведение и сферу охраны памятников».
Краеведение и краеведческая работа стали для интеллигенции одним из возможных путей сотрудничества с Советской властью в деле преобразования страны. Другое дело, что такие возможности и связанная с ними «эйфория искреннего сотрудничества» просуществовали
ю 188 сз
сравнительно недолго и уже к концу 1920-х гг. для краеведения (и не только для краеведения) наступили иные времена.
В современной исследовательской литературе первые годы развития краеведческого движения после октября 1917 и до 1927 (даже до 1929 г.) были названы «золотым десятилетием» отечественного краеведения. И для этого утверждения у С.О. Шмидта были все основания. Стоит здесь процитировать редакционную статью журнала «Известия Центрального бюро краеведения» (1927. № 8) под названием «Краеведение за десять лет Советской власти», где говорилось: «Из всех общественных явлений в жизни СССР за десять лет, истекающих со дня Октябрьской революции, рост краеведения является наиболее показательным». В доказательство этого в статье приводились следующие количественные данные: до Октябрьской революции в России насчитывалось 155 обществ, кружков и музеев (обществ и кружков - 61, музеев - 94), а к концу 1927 г. их число выросло до 1688 (обществ и кружков - 1112, музеев - 576). Таким образом, масштабы краеведческого движения за десять лет революции выросли более чем в 10 раз.