К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?
Задания для II (муниципального) этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. 2014 год. Обществознание. 10 класс.
Общее время выполнения работы – не более трех часов.
Максимальное количество баллов -100.
Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, т.к. ответы не всегда очевидны и требуют применения общей эрудиции, логики
и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Часть 1.
(всего за первую часть 70 баллов)
Задание 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (1 балл за правильный ответ). Всего за задание 10 баллов)
Что из нижеперечисленного относится к «золотому правилу морали»?
а) почитай старших
б) не делай другому того, чего себе не желаешь
в) не убивай
г) не воруй
д) не посягай на чужое
1.2. Прямые налоги:
а) налагаются непосредственно на потребителей;
б) не отражаются на величине номинального дохода налогоплательщика;
в) взымаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере;
г) взымаются с владельцев товаров иностранного производства, ввозимых в страну;
1.3. Международное гуманитарное право:
а) защищает интересы граждан, оказавшихся в чужой стране по вине разорившихся туристических фирм;
б) устанавливает ограничения методов и средств ведения войны;.
в) содержит нормы, защищающие раненых и больных в действующих армиях, военнопленных;
г) требует от участников вооруженных конфликтов делать различие между гражданским населением и военными.
д) регламентирует отношение граждан к приезжающим в страну туристам.
К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?
а)экономической;
б) социальной
в) политической
г) духовной
1.5. Страхование как экономическое явление:
а) направлено на защиту имущественных интересов граждан;
б) характеризует резкий разрыв в доходах различных групп населения.
в) позволяет семье сберечь накопления;
г) связано с созданием фондов социального страхования.
1.6. Законодательным органом власти в Удмуртской Республике является:
а) Государственная Дума;
б) Городская Дума г. Ижевска;
в) Государственный Совет;
г) Верховный совет
1.7. Искусство как форма культуры:
а)связано со способностью человека к эстетическому освоению реального мира;
б)воспроизводит мир образно-символическими средствами;
в) опирается на творческое воображение субъекта;
г)соединяет духовный образ и материальную конструкцию;
д)остается неизменным
1.8. Здание школы, в которой Вы учитесь, является:
а) государственной собственностью;
б) частной собственностью;
в) муниципальной собственностью;
г) общественной собственностью;
д) федеральной собственностью
1.9. Общее образование в Российской Федерации можно получить:
а) в лицее;
б) в гимназии;
в) в общеобразовательной школе;
г) в академии;
д) в институте
1. 10. К социологическим наукам относятся:
а) теория социологии;
б) история социологии;
в) экономическая социология;
г) демография;
д) политическая конфликтология
Утверждение | ||||||||||
Ответы |
Задание 2. Определите правильность или ошибочность утверждений: «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите в таблице «Да», если не согласны – «Нет». (1 балл за каждый правильный ответ. Максимум 8 баллов)
1. Самообразование является составной частью непрерывного образования.
2. Альтруизм – система ценностей, в основе которой лежит любовь к самому себе
3. Все демократические государства являются республиками
4. Экстенсивный экономический рост предполагает повышение квалификации работников, совершенствование техники и технологий
5. Марксистское учение об обществе рассматривает реформы как главную форму общественного развития
6. Философская антропология изучает биологическую природу человека
7. Свобода совести состоит в том, чтобы всегда и во всем говорить правду
8. Содержание правоотношения – это права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами
Ответ:
Задание 3. Рассмотрите внимательно изображения, связанные с историей Удмуртии.
Ответьте на вопросы:
3.1. С формированием какого типа общества можно связать образы, изображенные на фотографиях? Почему вы так решили? (1 балл за правильный ответ. 1 балл за аргументацию).
3.2. Укажите не менее трех признаков обществ этого типа (1 балл за каждый правильный ответ) Всего 3 балла).
3.3. Укажите, к каким социальным группам можно отнести изображенных на фото людей. Назвать не менее трех социальных групп и указать критерии, по которым они выделены (по 1 баллу за названную социальную группу и 1 баллу за критерий ее выделения. Всего 6 баллов)
Всего за задание 11 баллов.
Задание 4. Прочитайте отрывок. При его наборе были допущены ошибки. Найдите их, дав свое пояснение (за каждую найденную ошибку и ее пояснение 1 балл. Всего за задание 5 балла).
Чем политические партии отличаются от других объединений? Во-первых, политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или осуществлению власти, чтобы используя ее возможности, добиваться достижения поставленных целей. Во-вторых, политическая партия ставит перед собой кратковременные задачи и существует достаточно ограниченный период времени. В-третьих, политическая партия имеет только центральные организации, что закреплено в Уставе партии. Устав партии – документ, излагающий основные направления, содержание и цели деятельности политической партии. В-четвертых, политическая партия стремится создать для себя массовую опору. В–пятых, политическая партия объединяет людей одного образовательного уровня.
______________________
___________
___________
Задание 5. В разные исторические периоды ученые и философы пытались найти причины исторического процесса. Перед Вами несколько имен ученых и философов, которые выдвигали свои идеи о факторах изменения социума. Соотнесите имя мыслителя, его портрет и научную концепцию, проставив в таблице под номером имени ученого букву соответствующей идеи и номер его портрета. Обратите внимание: изображений мыслителей больше, чем обозначенных идей. Назовите имя мыслителя, чье изображение оказалось «лишним» в ряду изображений
(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл 12).
А. считал, что гидросфера является основополагающим фактором в общественных изменениях
Б. полагал, что климатические факторы обуславливают индивидуальные наклонности человека, его характер и склонности,
В. Доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого
Г. Полагал, что историей правит мировой разум
Д. Считал, что ключевую роль в общественном развитии играет материальное производство
I II. III.
IV V. VI.
Имена мыслителей, ученых | Основные идеи факторов изменения общества (А-Д) | Портрет (I-VI) |
1. Шарль Монтескье | ||
2. Георг Фридрих Гегель | ||
3. Карл Маркс | ||
4. Макс Вебер | ||
5. Лев Мечников |
«Лишнее» в ряду: изображение под № , имя мыслителя –
Задание 6. Решите логическую задачу.
Фотографии пяти девушек - Азы, Бэллы, Вали, Гали и Даши - собрали разное количество лайков в социальных сетях - от одного до пяти. Валя собрала меньше всех, а Даша собрала столько, сколько Аза и Галя вместе. У кого из девушек можно точно определить количество лайков? Обоснуйте свой ответ. (2 балла за правильный ответ. 2 балла за обоснование. Всего за задание 4 балла).
Задание 7. Решите правовую задачу.
Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя учениками профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен был выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12.00 до 23.00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? Назвать три нарушения.(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 3 балла за задание).
Задание 8. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу (За каждый правильный ответ 1 балл. Всего за задание 5 баллов)
1. Государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, помогает материально тем, кто в силу состояния своего здоровья не может полноценно трудиться.
2. Способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности зависит от умственного состояния человека.
3. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности человека подразделяются на предметы первой необходимости и предметы роскоши.
4. Оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности в разные исторические эпохи были различны.
5. Субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом обращена к узкому кругу творцов и ценителей.
1. | ||||
Задание 9. По какому признаку объединены выделенные на карте государства? (2 балла)
Задание 10. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом.
"Население Земли за последнее столетие росло настолько стремительно, что сегодня на планете живут около 14% всех людей, которые когда-либо существовали. Речь даже не о том, что невозможно обеспечить пригодные условия жизни для такого числа людей, а что не представляется возможным накормить столько ртов". С таким неполиткорректным заявлением выступили два профессора из Университета Аделаиды (Австралия) Кори Брэдшоу и Барри Брук. Ученые на основе данных ВОЗ и переписи населения стран мира смоделировали сценарии того, как изменится численность жителей Земли к 2100 году. Выводы впечатляют: даже при самом строгом ограничении рождаемости и массовой гибели людей из-за эпидемий или войн число землян не станет меньше сегодняшнего (а это больше 7 млрд человек) еще как минимум 90 лет. По оценке ученых, положение не изменится, даже если во всем мире начнут применять радикальный китайский подход "одна семья — один ребенок". Но, подчеркивают специалисты, эффективное планирование семьи и просвещение в области репродукции могут помочь человечеству. Проблему перенаселенности эти меры не снимут и эффект от них ожидаем в долгосрочной перспективе. Тем не менее, говорится в исследовании, их широкое внедрение способно уже к середине XXI века уменьшить рост населения планеты на несколько сотен миллионов жителей. <…>Расти население планеты будет главным образом за счет 49 наименее развитых государств. В 35 из них число жителей может как минимум утроиться к 2100 году. В основном это страны Африканского континента. По оценке ООН, на восемь стран — это Нигерия, Индия, Танзания, Конго, Нигер, Уганда, Эфиопия и США — придется почти половина прироста населения мира до конца века. Китай не попал в этот список: жесткая демографическая политика, которая проводилась в стране в XX веке, принесла свои плоды. Рождаемость там уменьшилась настолько, что в 2013-м Китай пошел на послабления: некоторым семьям разрешили иметь двух детей. Абсолютный рекорд по росту населения ожидается от Нигерии: сегодня там проживает около 160 млн человек, а к концу века этот показатель достигнет миллиарда.
На этом фоне с обнадеживающим прогнозом выступили на прошлой неделе эксперты из Австрии. По их данным, численность населения Земли к 2060 году может варьироваться в пределах 8,87-9,84 млрд человек, а потом начнет снижаться. Толчком к этому снижению станет... повышение уровня образования женщин. Женщина, имеющая образование, стремится к реализации, у нее иной подход к рождению детей. По статистике, образованные женщины рожают меньше. Этот эффект больше всего проявится в африканских странах, где ожидается наибольший прирост жителей.
10.1. Какие две глобальные проблемы современности рассматриваются в тексте? (за каждую указанную проблему 1 балл. Всего 2 балла)
10.2. Какое отношение к рассматриваемой проблеме имеет имя английского демографа конца XVIII - XIX вв. Томаса Мальтуса? (2 балла)
10. 3. По оценкам экспертов (смотри текст и схему) снижению темпов роста рождаемости будет способствовать распространение высшего образования среди женщин. Почему? Приведите два аргумента (Ответ: 1 балл за каждый аргумент. Всего: 2 балла)
10. 4. Для стимулирования рождаемости в Российской Федерации используется такой финансовый инструмент как материнский капитал. Является ли он одним из главных аргументов для семьи при принятии решения о рождении ребенка? (2 балла за ответ)
10.5. Какие еще другие меры, принимаемые государствами для регулирования рождаемости, указаны в тексте. Назвать две меры. (1 балл за каждый ответ. Всего 2 балла).
Всего за задание 10 баллов.
Всего за I часть 70 баллов.
задание 1 | задание 2 | задание | задание | задание | задание | задание | задание | задание | задание |
Часть 2.
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по Вашему выбору. Помните, что Вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой Вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики;
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения участника олимпиады при раскрытии темы;
3. Уровень аргументации:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт, СМИ, Интернета
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.)
4.Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы (
Всего за задание 30 баллов
Темы для эссе
«Бизнес – это сочетание войны и спорта»
Андре Моруа
«Революция – варварская форма прогресса»
Жан Жорес
««Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах»
Юрий Лотман
«Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему»
Николай Бердяев
«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем»
Джордж Бернард Шоу
«Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности»
Иммануил Кант
Всего за работу 100 баллов