Подсчет критерия тенденций L Пейджа

1.Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-ми т. д. замерах.

При этом первым может быть любой испытуемый, например пер­вый по алфавиту имен.

2.Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым.

3.Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись за­меры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной сум­мой.

4.Расположить все условия в порядке возрастания их ранговых сумм в таблице.

5.Определить эмпирическое значение L по формуле:

Подсчет критерия тенденций L Пейджа - student2.ru

где Ti - сумма рангов по данному условию;

j - порядковый номер, приписанный данному условию в упоря­доченной последовательности условий.

6. По Ta6A.VIII Приложения 1 определить критические значения L для данного количества испытуемых п и данного количества условий с. Если Lэмп равен критическому значению или превышает его, тен­денция достоверна.

Задачи для самостоятельной работы

ВНИМАНИЕ!

При выборе способа решения задачи рекомендуется пользоваться

АЛГОРИТМОМ 12

Задача 4

В исследовании Г. А. Бадасовой, которое уже рассматривалось как пример к параграфу 3.2, было установлено, что испытуемые по-разному относятся к наказаниям, которые совершают по отношению к их детям разные люди. Например, наказание со стороны самого роди­теля считается более приемлемым, чем наказание со стороны бабушки, и тем более воспитательницы или учительницы (см. Табл. 3.8).

Таблица 3.8

Оценки степени согласия с утверждениями о допустимости телесных наказаний до предъявления видеозаписи в экспериментальной группе (n=16)

Испытуемые Условие 1: "Я сам наказываю" Условие 2: "Бабушка наказывает" Условие 3: "Учительница наказывает"
И
Суммы

Можно ли говорить о достоверной тенденции в оценках?

Задача 5.

12 участников комплексной программы тренинга партнерского общения, продолжавшегося 7 дней, дважды оценивали у себя уровень владения тремя важнейшими коммуникативными навыками. Первое из­мерение производилось в первый день тренинга, второе - в последний. Участники должны были также наметить для себя реально достижи­мый, с их точки зрения, индивидуальный идеал в развитии каждого из навыков. Все измерения производились по 10-балльной шкале. Данные представлены в Табл. 3.9.

Таблица 3.9

Оценки реального и идеального уровней развития коммуникативных навыков (n=12)

  1 измерение 2 измерение
Код имени участника   Активное слушание Снижение эмоционально- го напряжения Аргументация Активное слушание Снижение эмоционально- Аргументация
  Реал. Идеал. Реал. Идеал. Реал. Идеал. Реал. Идеал. Реал. Идеал. Реал. Идеал.
И. Я. Ин. Р. К. Н. Е. Ле. Ли. Т. Ет. Б.
                           

Вопросы:

1. Ощущаются ли участниками достоверные сдвиги в уровне владения каждым из трех навыков после тренинга?

2. Произошли ли по трем группам навыков разные сдвиги, или эти сдвиги для разных навыков примерно одинаковы?

3. Уменьшается ли расхождение между "идеальным" и реальным уров­нями владения навыками после тренинга?

Алгоритм принятия решения о выборе критерия оценки изменений

Подсчет критерия тенденций L Пейджа - student2.ru

ГЛАВА 4

ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЗНАКА

Наши рекомендации