Types of Interrogative Sentences
Общие вопросы. General Questions. Общие вопросы задаются собеседнику с целью получить подтверждение или отрицание высказанной в вопросе мысли и, таким образом, требуют ответа да или нет. Общие вопросы произносятся с повышающейся интонацией, т.е. с повышением голоса в конце предложения.
Do you speak English well? Вы хорошо говорите по-английски?
Can you translate this article Можете ли вы перевести эту статью
without a dictionary? без словаря?
В русском языке общие вопросы могут быть выражены либо при помощи вопросительной интонации с сохранением обычного порядка слов повествовательного предложения, либо вопросительной интонацией с изменением обычного порядка мест подлежащего и сказуемого и употреблением частицы ли после сказуемого: Вы говорите по-английски? Говорите ли вы по-английски?
В английском языке, кроме повышающейся интонации, общие вопросы имеют порядок слов, отличающейся от порядка слов повествовательного предложения. Это отличие состоит в том, что вспомогательный или модальный глагол, входящий в состав сказуемого, ставится в начале предложения перед подлежащим. Сказуемое, таким образом, расчленяется на две части, отделяемые одна от другой подлежащим. Когда в составе сказуемого нет вспомогательного глагола, т.е. когда сказуемое выражено глаголом в Present или Past Indefinite, то перед подлежащим ставятся соответственно формы do (does) или did; смысловой же глагол ставится в форме инфинитива (без to) после подлежащего. Порядок остальных членов предложения остается такой же, как и в повествовательном предложении.
Когда в состав сказуемого входят два или три вспомогательных глагола, то только первый из них ставится перед подлежащим:
He has been working since Has he been working since
morning. morning?
The work will have been done Will the work have been done by
by 5 o'clock tomorrow. 5 o'clock tomorrow?
Сказуемое, выраженное глаголами to be и to have в Present или Past Indefinite, ставится перед подлежащим:
He is in Moscow.
Is he in Moscow?
She has a large flat.
Has she a large flat?
Ответы на общие вопросы обычно даются в краткой форме. Обычной формой ответов являются ответы, состоящие из Yes или No, подлежащего, выраженного соответствующим местоимением, и вспомогательного или модального глагола. В отрицательном ответе частица not обычно сливается с вспомогательным или модальным глаголом:
Do you speak English? Yes, I do. No, I don't.
Is he resting? Yes, he is. No, he isn't.
Can you swim? Yes, I can. No, I can't.
В кратких ответах возможно наличие наречия, которое ставится перед вспомогательным или модальным глаголом:
Do you have dinner at home?
Yes, I always do.
Will he come here tonight?
Yes, he probably will.
Отрицательная форма общих вопросов образуется при помощи частицы not, которая ставится после подлежащего перед смысловым глаголом. В разговорной речи частица not сливается с вспомогательным или модальным глаголом. Общие вопросы в отрицательной форме выражают удивление и соответствуют в русском языке вопросам, начинающимся с разве? или неужели?
Don't you know him?
Неужели вы его не знаете?
Haven't you seen him?
Разве вы его не видели?
В ответах на общие вопросы в отрицательной форме следует обращать внимание на разницу в употреблении no и yes в английском языке и нет и да в русском языке. В английском языке в утвердительном ответе всегда стоит yes, а в отрицательном – no. В русском языке нет может стоять как в утвердительном, так и в отрицательном ответе:
Didn't you speak to him yesterday?
Yes, I did.
No, I did not.
Разве вы не говорили с ним вчера?
Нет, говорил.
Нет, не говорил.
Специальные вопросы. Special Questions.Специальные вопросыначинаются с вопросительного слова (или группы слов), заменяющего тот член предложения к которому относится вопрос. Они начинаются словами who? кто? what? что? какой? which? который? when? когда? where? где? куда? why? почему? how? как? how much? сколько? how long?как долго? сколько времени? и др. Специальные вопросы произносятся с понижающейся интонацией, т.е. с понижением голоса на последнем ударном слоге.
Порядок слов в специальных вопросах такой же, как и в общих вопросах (т.е. вспомогательный или модальный глагол стоит перед подлежащим), но в отличие от них перед вспомогательным или модальным глаголом стоит вопросительное слово или группа слов. Например, к предложению The teacher read an interesting story to the students yesterday. Вчера преподаватель читал студентам интересный рассказ можно поставить следующие вопросы:
1) Вопрос, относящийся к обстоятельству времени yesterday:
When did the teacher read an Когда преподаватель читал
interesting story to the students? студентам интересный рассказ?
2) Вопрос, относящийся к предложному косвенному дополнению to
the students:
To whom did the teacher Кому преподаватель читал вчера
read a interesting story yesterday? интересный рассказ?
3) Вопрос, относящийся к прямому дополнению an interesting story:
What did the teacher read Что преподаватель читал студентам
to the students yesterday? вчера?
4) Вопрос, относящийся к определению interesting:
What story did the teacher Какой рассказ преподаватель читал
read to the students yesterday? студентам вчера?
5) Вопрос, относящийся к сказуемому read:
What did the teacher do
Что преподаватель делал
yesterday? вчера?
Когда вопрос относится к определению, то вопросительные слова what, which, какой, который, whose чей, how much, how many сколько стоят непосредственно перед существительными, которые они определяют, в отличие от русского языка, в котором соответствующие вопросительные слова могут быть отделены от определяемых существительных другими словами:
Какой рассказ вы читаете?
Какой вы читаете рассказ?
What story are you reading?
Сколько книг вы купили? How many books did you buy?
Скольковы купили книг?
Ответы на специальные вопросы, как и в русском языке, даются полные с повторением всех членов предложения, логически необходимых для данного ответа. При этом, как и в русском языке, члены предложения, выраженные существительным, обычно заменяются местоимениями:
When did the teacher read an He read it to them yesterday.
interesting story to the students?
В специальных вопросах отрицательная частица not ставится после подлежащего. В разговорной речи частица not сливается с вспомогательным или модальным глаголом:
Why didn't you come yesterday?
Почему вы не пришли вчера?
What doesn't he understand? Чего он не понимает?
Вопросы к подлежащему. Question to the subject.Вопросы, которые относятся к подлежащему, начинаются с вопросительных местоимений who?кто? what? что? играющих в вопросе роль подлежащего, за которым следует сказуемое (как вспомогательный или модальный глагол, так и смысловой глагол) называются вопросами к подлежащему. В отличие от других вопросов, в таких вопросах употребляется порядок слов повествовательного предложения. Глагол после who?, what? в роли подлежащего употребляется, как и глагол после кто и что в русском языке, в форме 3-го лица единственного числа.
подлежащее | сказуемое | дополнение | обстоятельство |
Who | is reading | a book | at the window? |
Who | gives | you English lessons | yesterday? |
Who | came | here yesterday? |
Порядок слов повествовательного предложения употребляется также в вопросах, относящихся к определению подлежащего. Такие вопросы начинаются с вопросительных местоимений what? какой? which? который? whose? чей? how much? how many? сколько? за которыми непосредственно следует подлежащие:
What book is lying on the table?
Какая книга лежит на столе?
How many students work in that laboratory?
Сколько студентов работает в этой лаборатории?
Ответы на вопросы, относящиеся к подлежащему или его определению, обычно даются в краткой форме. Они состоят из подлежащего (существительного или местоимения) и сказуемого, выраженного вспомогательным или модальным глаголом, входящим в состав сказуемого вопроса.
Who is standing at the window? My sister is.
Who can do it? I can.
Who gives you English lessons? Alice does.
Альтернативный вопрос. The Аlternative Question.Альтернативный вопрос представляет собой два общих вопроса, соединённых союзом or. Второй вопрос обычно бывает неполным. Альтернативные вопросы обычно произносятся с повышением голоса перед союзом orи с понижением голоса в конце предложения на последнем ударном слоге.
Did you spend your leave in the Вы провели отпуск в Крыму
Crimea or (did you spend it) или на Кавказе?
in the Caucasus?
Is he resting or (is he) working? Он отдыхает или работает?
Хотя альтернативные вопросы начинаются с вспомогательного глагола и, таким образом, являются по форме общими вопросами, они по содержанию являются специальными вопросами, поскольку они относятся к какому-нибудь члену предложения. Альтернативные вопросы поэтому требуют таких же ответов, как и специальные вопросы, т.е. полных ответов.
Do you like tea or coffee? I like tea.
Is he resting or working?
He is resting.
Когда альтернативный вопрос относится к подлежащему, то второму подлежащему всегда предшествует вспомогательный или модальный глагол. Такой вопрос требует краткого ответа, как и всякий специальный вопрос, относящийся к подлежащему:
Did you speak to them, or did the manager?
The manager did.
Will you go there, or will your wife?
My wife will.
Альтернативные вопросы могут также начинаться с вопросительного слова. Такие вопросы состоят из специального вопроса и следующих за ним двух однородных членов предложения, соединенных союзом or:
Where did you spend your leave: in the Crimea or in the Caucasus?
Где вы провели отпуск: в Крыму или на Кавказе?
Разделительный вопрос. The Disjunctive Question.Разделительный вопроспредставляет собой утвердительное или отрицательное предложение, к которому присоединён краткий общий вопрос, состоящий из соответствующего местоимения и того вспомогательного или модального глагола, который входит в состав сказуемого повествовательного предложения. Если сказуемое стоит в утвердительной форме Present или Past Indefinite т.е. в его составе нет вспомогательного глагола, то в кратком вопросе употребляются соответственно формы do (does) или did:
You speak French, don't you? Вы говорите по-французски, не правда ли?
He hasn't returned from Moscow Он ещё не вернулся из Москвы,
yet, has he? не правда ли?
Разделительные вопросы задаются в том случае, когда говорящий желает получить подтверждение высказывания, содержащегося в повествовательном предложении. Когда говорящий ожидает утвердительного ответа, то вопросу предшествует утвердительное предложение, а вспомогательный или модальный глагол в вопросе употребляется в отрицательной форме. Если же говорящий ожидает отрицательного ответа, то вопросу предшествует отрицательное предложение, а вспомогательный или модальный глагол в вопросе употребляется в утвердительной форме. Краткий общий вопрос соответствует в русском языке словам не правда ли? не так ли? да?
Первая часть разделительного вопроса произносится с понижающейся интонацией, а вторая часть – с повышающейся интонацией.
She is very busy, isn't she?
Она очень занята,не правда ли?
She isn't very busy, is she?
Она не очень занята, не правда ли?
Ответы на расчленённые вопросы, как и на все общие вопросы, обычно бывают краткими и могут выражать как согласие с говорящим, так и несогласие с ним:
вопрос | oтвет, выражающий | |
согласие с говорящим | несогласие с говорящим | |
А. Вопросу предшествует утвердительное предложение: Your friend speaks English, doesn't he? Ваш приятель говорит по-английски, не правда ли? Б. Вопросу предшествует отрицательное предложение: Your friend doesn't speak English, does he? Ваш приятель не говорит по-английски, не правда ли? | Yes, he does. Да, говорит. No, he doesn't. Да, не говорит. | No, he doesn't. Нет, не говорит. Yes, he does. Нет, говорит. |
Как видно из приведенных примеров, в ответах на вопросы с предшествующими отрицательными предложениями существует расхождение в употреблении no и yesв английском языке и нет и да в русском языке. В английском языке no может стоять только в отрицательном ответе, а yes– в утвердительном ответе, в то время как в русском языке да может стоять в отрицательном ответе, а нет – в утвердительном.
EXERCISES
Exercise 1. Write the following sentences in the interrogative.
1. He speaks Chinese very well. 2. His father was a doctor. 3. These books were published in Moscow. 4. He wrote them a letter from Sochi. 5. The weather will be fine tomorrow. 6. All books must be returned to the library before the 1st of July. 7. I had to do that. 8. He has been working hard for the last two month. 9. He has a motor car. 10. This box weighs more than that one. 11. He can swim well. 12. He is working in the library. 13. They were glad to see him. 14. These boys like reading travel stories.
Exercise 2. Put a question tag at the end of the following sentences.
1. We do not know the details, … ? 2. You liked staying with us, … ? 3. They never agree with us…..? 4. I will be a good doctor, … ? 5. She looks like you,…? 6. It isn’t cold today, …? 7. You will travel by train, …? 8. You saw him at the club yesterday, …? 10. They won’t come today,…? 11. You haven’t bought your ticket yet,…? 12. You play chess, …? 13. He can’t speak French, …? 14. She must go there at once, …? 15. They are not in town, …? 16. You don’t know her, …?
Exercise 3. Answer the following questions in the positive and negative forms.
1. Have you done your work? 2. Does she know him? 3. Can you help me? 4. Do you want to go there? 5. Was he surprised to see you? 6. Aren’t you cold? 7. Haven’t you spoken to the manager yet? 8. Can’t you prepare your work now? 9. Didn’t you come by train? 10. Doesn’t he speak English? 11. Won’t he come tonight? 12. Wasn’t he at the office yesterday?
Exercise 4. Make up the questions to the words in italic.
1. He discussed a lot of questions at the office. 2. Our English lessons usually last two hours. 3. These students usually get home at five in the afternoon. 4. His sisters work at a new factory. 5. I am going to stay at the factory after work today. 6. You live a long way from the office. 7. They are discussing this question now. 8. I' ll be taking my friends out to diner tomorrow afternoon. 9. He wore a straw hat. 10. The cover of this book is made of leather. 11. They invited my sister and me. 12. Sugar cane grows in warm climates. 13. These students want to take part in the expedition. 14. I will speak to the manager about it. 15. Some bags were damaged by sea water.
16. Helen is my sister.
Exercise 5. Answer the following questions.
1. Who teaches you English? 2. Who wrote “Hamlet”? 3. Who will come to the movie with you? 4. What fell on the floor just now? 5. How many of you can speak English fluently? 6. What is the capital of China?
Exercise 6. Translate into English.
1. Где вы купили этот телевизор? 2. С кем вы ездили на юг? 3. О ком вы разговариваете? 4. Кому вы дали ваш словарь? 5. Cколько у вас английских книг? 6. Кто говорил вам об этом? 7. Сколько человек участвовало в этой экспедиции? – Около ста человек. 8. Каковы ваши планы на лето? 9. Каково ваше мнение по этому вопросу? 10. Что собой представляет этот город?