Эффективность и качественные показатели систем связи
Общие принципы технического обслуживания
Место технического обслуживания в системе эксплуатации
Средств связи
1.1.1 Функции технической эксплуатации средств связи
Для нормального функционирования системы связи в целом необходимы следующие системы: сигнализации, синхронизации, нумерации, маршрутизации и технической эксплуатации. В «Концепции построения цифровых внутризоновых и местных телефонных сетей связи» дано следующее определение понятия технической эксплуатации телефонной сети- «комплекс технических и организационных мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособности оборудования и программного обеспечения, при котором обеспечивается обслуживание абонентов с заданным качеством, при условии передачи любых видов информации, для которых предназначена эта сеть».
Согласно рекомендации Международного союза электросвязи (МСЭ) Е.410,к функциям технической эксплуатации относится:
- техническое обслуживания оборудования связи,
- управление системами и сетями в целом,
- мониторинг сетей и отдельных сетевых элементов,
- выполнение специальных и статистических измерений,
- обработка и анализ полученных при этом результатов,
- выявление (в результате анализа) тенденций поведения контролируемых параметров.
Целью эксплуатации является решение задачи предоставления пользователям телекоммуникационных сетей всех необходимых им услуг с наименьшими затратами. Эксплуатация сооружений связи требует, чтобы оператор имел возможность связи с каждым задействованным элементом сети. Эти сетевые элементы должны информировать оператора о месте и времени возникновения любого сбоя или аварийной ситуации, а также о состоянии различных типов оборудования, обеспечивать оперативную статистику и т.д. Оператор также должен иметь возможность отдавать команды по управлению нагрузкой, маршрутизации трафика и выполнению различных изменений в сети, например, подключение новых пользователей.
Техническая эксплуатация реализуется за счет выполнения эксплуатационных работ. Эксплуатационные работы- это комплекс мероприятий, проводимых в процессе эксплуатации для поддержания и восстановления работоспособного состояния оборудования и для организации управления. Эксплуатационные работы разделяются на общие и технические.
К общим эксплуатационным работамотносятся формирование эксплуатационных предприятий и подразделений; подготовка кадров для них; организация материально-технического обеспечения; разработка правил, руководств и инструкций по технической эксплуатации; планирование развития сети, административное управление работой оборудования и ресурсами сети; ведение эксплуатационной и учетной документации (например, картотек абонентов): расчеты с абонентами; сбор статистических данных; издание телефонных справочников; совершенствование и внедрение прогрессивных методов технического обслуживания и научной организации труда, а также разработка и реализация мероприятий по улучшению эксплуатации средств связи. Ведение эксплуатационной документации необходимо не только для составления отчетов представляемых в вышестоящие организации связи, но и для разработки мероприятий и предложений по улучшению эксплуатации.
К техническим эксплуатационным работамотносятся: установка и дооборудование технических средств; текущий и капитальный ремонт; рабочие операции, обеспечивающие технологический процесс телефонной связи; сопровождение и эксплуатация программного обеспечения АТС; анализ данных о повреждениях; пополнение комплектов съемных элементов и т.п. Технические эксплуатационные работы и составляют суть техническогообслуживания (ТО) оборудования связи.
1.1.2 Цель и функции технического обслуживания
Техническое обслуживание- это комплекс технологий и операций, предназначенных для обеспечения функционирования и поддержания работоспособности оборудования, соответствующей действующим нормативам.
Цель техобслуживания- предотвращение возможных сбоев или неполадок в сети, а в случае возникновения такой ситуации, их устранение.
Техобслуживание - это часть технической эксплуатации. В свою очередь техобслуживание состоит, в основном, из ремонтных работ и обеспечения технологического процесса предоставления связи.
Восстановление работоспособности и предотвращение возможных повреждений средств электросвязи реализуется за счет ремонтных работ. Ремонтные работы подразделяются на текущие (текущий ремонт) и капитальные (капитальный ремонт). При текущем ремонтепроизводятся плановые работы по предотвращению повреждений, восстановлению работоспособности и предохранению оборудования и сооружений от преждевременного износа. На коммутационном оборудовании -этопреимущественно регулировочные и монтажные работы, на линейных сооружениях - частичная замена проводов или кабелей па небольшом протяжении, восстановление герметичности кабелей. Капитальный ремонтпредусматривает полное восстановление исправного и работоспособного состояния оборудования и сооружений с приведением их конструктивных и электрических характеристик к нормативным требованиям. При капитальном ремонте предусматриваются замена или восстановление любых частей объекта (узлов, блоков, деталей и кабелей) и их регулировка.
Технологический процесс телефонной связиосуществляется с помощью рабочих операций, включающих в себя:
- установку новых абонентских пунктов, их включение, выключение, перестановку, изменение категорий линий; предоставление дополнительных услуг абонентам сети (эти работы в настоящее время называют пользовательским менеджментом);
- предупреждение возможности появления аварийных ситуаций;
- регистрацию заявлений абонентов о нарушении телефонной связи;
- обеспечение контроля устранения неисправностей;
- обнаружение и анализ повреждений любого оборудования связи, их устранение в установленные сроки;
- наблюдение за качеством обслуживания вызовов, величиной телефонной нагрузки, анализ результатов измерений.
Концепция технического обслуживания МСЭ направлена на «минимизацию, как случаев возникновения, так и влияния отказов и определение в случае отказа необходимого персонала, необходимой информации, необходимого времени и необходимых работ по устранению, повреждений, проверке восстановленной работоспособности и состояния оборудования». Система техобслуживания включает в себя: классификацию объектов технического обслуживания и возможных отказов; разработку целесообразных процессов контроля и способов устранения отказов.
Эффективное и систематическое техобслуживание требует специфических методов отображения состояния сети и ее оборудования. Оператору необходимо контролировать такие параметры, как коэффициент битовых ошибок и вероятность перегрузки, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за нормируемые границы. Если сбой оборудования обнаружен, персонал выполняет действия по локализации и коррекции повреждения. Применяемые процедуры выявления и локализации неисправностей зависят от сложности повреждения и типа применяемого оборудования.
Эффективность и качественные показатели систем связи
Назначение техобслуживания заключается в обеспечении трех основных показателей работы обслуживаемой системы: эффективности, срока службы и эксплуатационных параметров. Сформулируем эти показатели для систем коммутации, применяемых на телефонных сетях.
В общем виде эффективностьсистемы коммутации характеризуется тем, насколько она при данной системе организации техобслуживания соответствует требованиям, заложенным при ее проектировании. Эффективность системы характеризуется следующими параметрами:
- готовностью системы или вероятностью того, что система в состоянии обслужить все вызовы, направленные к абонентам;
- эффективностью обработки вызова или вероятностью того, что информация абонентов будет обработана правильно и соединение будет установлено должным образом;
- эффективностью установленного соединения или вероятностью того, что установленное соединение будет успешно завершено, включая процесс разъединения при отбое со стороны любого абонента.
Эксплуатационные показателихарактеризуют ремонтопригодность оборудования системы коммутации и степень своевременности восстановления работоспособности поврежденных устройств и определяются следующими параметрами:
- средним временем задержки устранения неисправности, например, из-за отсутствия обслуживающего персонала на необслуживаемых станциях или из-за отсутствия запчастей;
- средним временем ремонта или временем, необходимым для восстановления работоспособности неисправного блока при условии наличия обслуживающего персонала и запчастей;
- средним временем простоя или средним временем, в течение которого неисправный блок не в состоянии выполнять возложенные на него функции.
Среднее время простоя различно для разных АТС и зависит как от типа АТС, так и от наличия или отсутствия постоянного обслуживающего персонала на станции, например, для квазиэлектронных АТС с ПУ, не имеющих постоянного обслуживающего персонала, общее время простоя устанавливается равным не более двух часов за 40 лет работы. При проектировании системы технического обслуживания за основу берутся нормируемые показатели:
- неготовность АТС с ПУ < 1,5 10-4;
- неэффективность обработки вызова < 10-4;
- неэффективность установленного соединения < 5 10-5;
- среднее время ремонта принимается 30 мин.
Качество функционирования средств телефонной связи оценивается следующими показателями:
- коэффициент повреждений или число заявок о повреждениях на 100 номеров абонентской емкости;
- доля повреждений, устраняемых в контрольный срок;
- коэффициент затрат на обслуживание одного номера;
- частота появления повреждений;
- время устранения повреждения;
- длительность устранения повреждений сверх контрольного срока;
- число повреждений на 1000 км/пар соединительных линий;
- средняя суммарная трудоемкость техобслуживания одного номера абонентской емкости.
Показатель количества повреждений определяется величиной общего количества повреждений, выявленных в течение одного месяца, отнесенной к 100абонентам. Этот показатель широко применялся на телефонных сетях многихстран до 1960 г. Его существенным недостатком является то, что он неучитывает условий, в которых работает оборудование станции, и по нему нельзя производить сравнительную оценку, так как телефонные станции, как правило, не работают в одинаковых условиях. В связи с этим вместо количества повреждений на 100 абонентов были введены коэффициент повреждений F и коэффициент затрат на обслуживание Р. Эти коэффициенты учитывают как нагрузку, так и емкость телефонной станции.
Коэффициент поврежденийопределяется по формуле
F=f / Y i k,
где f- количество повреждений;
Y - нагрузка, поступающая на АТС;
i- число цифр абонентского номера;
k- нормирующий коэффициент.
Коэффициент затрат на обслуживаниеопределяется по формуле
Р=Н / Y i k,
где Н- рабочее время, затраченное на обслуживание АТС.
Данные для определения этих коэффициентов получают из ежемесячных сводок о повреждениях и затратах на содержание техперсонала. Среднее значение нагрузки определяется по данным ежедневных измерений нагрузки в ЧНН. Если такие данные отсутствуют, то Yопределяется по проектируемой нагрузке па данной станции. Коэффициент затрат учитывает только ту часть затрат, которая расходуется на заработную плату техперсонала по обслуживанию станции. Сравнение станций, с различиями в выполняемых функциях, производится с учетом корректирующего коэффициента k.
Показатель частоты появления повреждений учитывает число заявок в год на один телефонный аппарат.
В связи с появлением на сетях Украины большого количества систем коммутации зарубежного производства полезно привести некоторые примеры реализации функций техобслуживания в странах с высоким уровнем развития связи. Так, например, в Швеции 90% всех повреждений устраняются в течение восьми рабочих часов, 97% повреждений - в течение 40 рабочих часов. В Финляндии средняя длительность устранения станционного повреждения составляет 35...40 мин. Абонентское повреждение устраняется в день заявления о нём лишь в том случае, если это заявление поступило в первой половине дня. В Японии повреждения, возникающие до 16 часов, устраняются в тот же день. Повреждения, возникающие после 16 часов, на АТС с постоянным обслуживающим персоналом, а также на АТС, работающих в особых условиях, устраняется в тот же день, на АТС, не имеющих постоянного обслуживающего персонала - на следующий день. В таких странах, как США, Швеция, Австралия, различают понятия "качество обслуживания" (доля неустановленных соединений из-за сбоя в коммутационном оборудовании) и "степень обслуживания" (вероятность отказа в немедленном установлении соединения), что дает возможность принять меры по улучшению обслуживания с наименьшими затратами. При этом используются следующие типы степени обслуживания:
- номинальная степень обслуживания группы соединительных устройств,
- номинальная степень обслуживания от одного пункта до другого;
- номинальная степень обслуживания сети.
Результаты проверок качества и степени обслуживания выражаются в центральных отношениях, которые должны всегда оставаться выше установленного уровня качества. Считается достаточным определять качество и степень обслуживания один раз в неделю. Приемлемое качество обслуживания при минимальных затратах характеризуется следующими параметрами:
- предельным количеством повреждений в целом по АТС или на определенный вид оборудования;
- номинальным количеством непрохождений соединений;
- предельным количеством заявок от абонентов в месяц.
Норма предельного количества повреждений определяется при стабильной работе оборудования АТС. Для этой цели определяют общее количество повреждений в течение года или нескольких месяцев, рассчитывают количество повреждений, приходящееся на месяц, и считают его предельным или нормальным. При превышении этого показателя необходимо вмешательство персонала в работу оборудования.
. Под номинальным количеством непрохождений соединений понимают количество неустановленных соединений, не вызывающее существенного ухудшения качества связи в целом по АТС и не требующее вмешательства техперсонала. Соотношение между количеством установленных и потерянных соединений по техническим причинам зависит от следующих факторов: устойчивости работы оборудования; климатических условий, в которых находится оборудование станции; квалификации обслуживающего персонала. Потери вызовов, в зависимости от причины возникновения, подразделяются на потери, обусловленные перегрузкой отдельных направлений связи, и потери, вызванные неисправностями в оборудовании АТС. Количество непрохождений при внутри-станционной связи не должно превышать одного на 200 вызовов, а при межстанционной связи - одного на 100 вызовов.
Источниками информации о повреждениях являются: заявки (жалобы) абонентов, сигнальные устройства и контролирующая аппаратура. Повреждения, возникающие в оборудовании станции, разделяют на три группы: аварийные,влияющие на работу всей станции; существенные,влияющие на качество связи для большой группы абонентов; несущественные,оказывающие влияние на качество связи для одного или нескольких абонентов. Анализируя данные о станционных повреждениях целесообразно проводить классификацию отказов, позволяющую учитывать отказы, возникающие как по вине изготовителя, так и в процессе эксплуатации. Все отказы в соответствии с такой классификацией могут быть разбиты на три группы:
- "постепенные" или "дрейфовые", возникающие при уходе параметров коммутационных механизмов и электронных элементов за допустимые пределы;
- "износовые", возникающие по истечении допустимого срока службы приборов;
- внезапные или "хаотичные", возникающие из-за плохого качества изготовления приборов или из-за их работы в неправильном режиме.
Отказы, относящиеся к первой и второй группам, возникают в оборудовании станций по истечении определенного срока работы. Следовательно, профилактические проверки для выявления повреждений первого и второго типов на протяжении определенного периода времени можно не проводить. Отказы, относящиеся к третьей группе, возникают в оборудовании станций в первый период их работы и, особенно в период настройки (отладки). В этот период поток отказов носит лавинообразный характер. Проведение профилактических проверок в этот период нецелесообразно и даже вредно, так как они создают дополнительную нагрузку на оборудование станции и тем самым ухудшают условия его работы.