Вопрос 6. Нелинейные модели потребления. Потребительский спрос. Эластичность спроса и предложения. Спрос как функция цены
Оценивая модель потребления мы должны заявить о следующем: идеология поведения потребителя на открытом рынке противоположна поведению производителя и характеризуется следующим тезисом: рассчитывая только на собственный бюджет, потребитель желает удовлетворить свои индивидуальные потребности в тех благах, которые ему предоставлены производителями.
Если набор благ не меняется, то мы говорим о закрытом рынке. Если набор благ меняется по определенному закону, то говорим об открытом рынке. 1 тип – рынок производителя, 2 тип – рынок покупателя. Рынки могут комбинироваться.
Мы остановимся на моделях первого рынка (рынок продавца).
Что является целью моделирования рынка? – Определить по какому закону или в соответствии с какими принципами покупатель формирует набор приобретаемых благ и в какой степени на набор влияют следующие факторы (часть внешние, часть внутренние):
1. Индивидуальные предпочтения потребителя. Задача заключается в том, чтобы эту систему индивидуальных предпочтений потребителя суметь формализовать.
2. Структура приобретаемых благ и их рыночные цены. - набор благ, который потребители наблюдают на закрытом рынке
- цена за единицу i-го блага;
3. Бюджет потребителя – М. Бюджет потребителя – конкретно те деньги, которые вы планируете потратить полностью, без остатка. Именно в этом значении будем понимать бюджет потребителя. Тогда мы четко формируем задачу потребительского выбора – что купить и в каком количестве.
Можно понимать бюджет шире. Мы распределяем его на несколько актов покупки. Это второй уровень обобщения. Бывают уровни и дальше. Все зависит от того, из каким средств формируем. Например, наличность + средства + под % + различные кредиты под различные процентные ставки. В этом случае деньги становятся товаром.
Бюджет – это количество денежных средств, которые потребитель выделяет на совершение акта покупок (полностью).
По аналогии с предприятием, экономической областью потребителя является его бюджетное множество.
- бюджетное множество потребителя.
Удобно рассматривать в случае двух факторов.
Блага являются делимыми, если неделимыми – вынуждены брать целую часть.
4. Отношения потребительского предпочтения.
В случае абсолютной свободы выбора потребитель из двух наборов благ, принадлежащих бюджетному множеству, остановится на одном каком-нибудь, причем этот выбор в случае повторного совершения акта покупок остается тем же. Отношение потребительского предпочтения является доминантой его выбора.
От чего зависит отношение потребительского предпочтения?
· Половозростная категория потребителя;
· Принадлежность к социальной категории потребителя
· Характер рассматриваемого набора товаров. Набор благ характеризуется разнообразием, количество видовых и подвидовых заменителей (рыба, мясо; замена овощами)
· Величина бюджета.
Цена не влияет – все равно же потребляем, смотря какое и в каких количествах.
- идентификатор потребительской группы.
Символ привязан к определенному набору благ. Если набор благ меняется, то и потребительская группа может меняться.
Группа может состоять из одного лица, которое по поводу двух сопоставимых наборов благ делает однозначный выбор в пользу одного или другого набора. Рассмотрим 2 набора и , делает 2 выбора
1) – первый предпочтительнее второго
2) – второй предпочтительнее первого