Статистика рсфср, ссср, рф
В РСФСР и СССР была создана единая система государственной статистики. Согласно «Положению о государственной статистике», утвержденному СНК РСФСР 25 июля 1918 г., Центральный статистический комитет Народного комиссариата внутренних дел, как орган государственной статистики, прекращал свое действие, оставаясь ведомственным органом этого комиссариата. Ведение статистики в РСФСР возлагалось на Центральное статистическое управление (ЦСУ) и образуемые им органы; на статистические организации отдельных ведомств; на губернские и городские статистические организации; на губернские, районные, уездные, волостные и сельские административные и административно-хозяйственные органы.
На ЦСУ возлагалось «общее попечение о развитии правильной постановки статистики в государстве и расширении статистических знаний». Кроме того, в функции центрального статистического учреждения государства входило: утверждение планов статистических работ ведомств; ведение статистики - здравоохранения я санитарии, демографической, землепользования, потребления и продуктообмена, сельскохозяйственного производства, труда, военной и просвещения, транспортной; объединение промышленной общегосударственной статистики; производство работ до кадастру; производство общегосударственных переписей населения (промышленных, профессиональных, сельскохозяйственных), обработка собранных переписями материалов; объединение и согласование работ по городской статистике, производимых городскими организациями; выпуск периодических изданий, сборников, обзоров, монографий по вопросам ведения ЦСУ; организация статистической библиотеки, музея и архива статистических материалов; а также «производство других статистических работ, не вошедших в предыдущие пункты, кои могут быть возложены на ЦСУ законом или постановлениями центральной советской власти».
После образования СССР было учреждено ЦСУ СССР. В январе 1931 г. оно было преобразовано в сектор народно-хозяйственного учета Госплана СССР, в декабре 1931 г. - в Центральное управление народно-хозяйственного учета СССР при Госплане СССР (ЦУНХУ СССР), в 1941 г. - в ЦСУ Госплана СССР, а в 1948 г. - в ЦСУ при Совете министров СССР.
Единство принципов организации советской статистики позволяет рассматривать ее материалы как единый комплекс исторических источников. В истории создания этого комплекса отчетливо выделяются два периода: 1) 1918 - 1930 гг.; 2) 1930 - 1991 гг. В первый период главным способом сбора статистических данных было проведение единовременных переписей и обследований; во второй период основой сбора данных служили годовые отчеты государственных и кооперативных предприятий. Проследим этот процесс на примере двух базовых объектов статистического изучения - промышленности и сельского хозяйства.
В первый период статистическое изучение промышленности проводилось в двух основных формах: текущего учета и сплошных переписей промышленных предприятий. Задачей текущей статистики была регистрация таких показателей, которые изменялись в относительно короткие промежутки времени: движения рабочей силы, расхода топлива и электроэнергии, движения сырья и полуфабрикатов, выпуска продукции. Регистрация менее подвижных показателей, характеризующих промышленное предприятие - технического оборудования, земли, путей сообщения, - входила в задачи промышленных переписей. Такие переписи были проведены ЦСУ в 1918, 1920 и 1923 гг.
Всероссийская промышленная перепись 1918 г. проводилась одновременно с профессиональной переписью занятых в описываемых предприятиях рабочих. В Положении о проведении переписей формулировались следующие задачи:
1. Освещение современного положения промышленности в стране с экономической и технической сторон в связи с той важной ролью, которая будет принадлежать промышленности в новом народнохозяйственном устроении;
2. Изучение динамики отечественной промышленности за последнее пятилетие (период с 1913 г. по июнь 1918 г. включительно) в целях выяснения тех изменений, которые произошли в ней в связи с войной и по другим причинам;
3. Выявление характера промышленности в условиях мирного довоенного времени.
Программа промышленной переписи включала следующие основные разделы: общие вопросы (сведения о предприятии, владельце); организация и управление предприятия, администрация и технический персонал; земля и пути сообщения; техническое оборудование; годовое потребление топлива, сырья и полуфабрикатов за период с 1913 г. по июнь 1918 г. включительно; выработка изделий; финансовое состояние предприятия; организация труда (учет рабочих по полу и возрасту, величина заработной платы).
Перепись должна была охватить все предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности (кроме сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства), имеющие механический двигатель и не менее 16 рабочих или не менее 30 рабочих при отсутствии механического двигателя. Владельцы и администраторы предприятий с установленным ЦСУ цензом были обязаны по указанию местных переписных органов и командированных ими лиц сообщать все требуемые программами сведения и справки, представлять в распоряжение командированных лиц бухгалтерские книги, инвентарные списки и прочие материалы, которые могли оказаться необходимыми в связи с работами. Все сведения учитывались по состоянию дел на 31 августа 1918 г. Перепись 1918 г. охватила 9 750 предприятий 31 губернии Европейской части страны.
В 1920 г. по краткой программе, включавшей всего 12 вопросов, была проведена общая перепись крупных, мелких и кустарно-ремесленных предприятий, а в 1923 г. - перепись городской промышленности. Вследствие различий в объектах статистического изучения материалы публикаций разработок данных промышленных переписей 1918, 1920 и 1923 гг. несопоставимы между собой.
В 1926 г. переписи промышленности были заменены ежегодными обследованиями фабрик и заводов. Предприятия на основании данных годовых отчетов в соответствии с вопросами, включенными в опросный бланк, предоставляли ЦСУ сведения по основным показателям производства. С 1930 г. ЦСУ приступило к непосредственной обработке данных годовых отчетов предприятий. При разработке данных обследований 1926—1930 гг. была введена новая классификация отраслевой структуры промышленности. Старое деление по производствам было заменено двумя основными экономическими группами: производство средств производства (группа «А») и производство средств потребления (группа «Б»).
Трудности непосредственного учета средств производства и продукции миллионов крестьянских хозяйств, разбросанных по огромной территории, объективно делали единственно возможным способом систематического изучения хозяйственных процессов выборочные обследования. Поэтому ЦСУ провело только одну сплошную сельскохозяйственную перепись - в 1920 г. Учитывались количество членов семьи (с разделением по полу и возрасту), полевые и приусадебные посевы, данные о скоте, о сельскохозяйственном инвентаре, о промысловых занятиях. Перепись проходила в обстановке Гражданской войны — этим объясняется ограниченность охваченной ею территории (25 губерний Европейской части РСФСР) и различная степень достоверности собранных данных. По оценкам исследователей, наиболее достоверны сведения о населении и инвентаре и наименее достоверны - о посевах.
Распространенным способом статистического изучения сельского хозяйства в 20-е гг. XX в. были выборочные обследования крестьянских хозяйств. Применялись два основных их варианта: динамические («гнездовые») переписи и обследования крестьянских хозяйств, выбранных из поселенных списков на основе принципа механической выборки.
Динамические («гнездовые») переписи крестьянских хозяйств - ежегодные обследования всех дворов в одних и тех же «гнездах» (волостях) — наиболее массовый источник среди выборочных статистических обследований советской до колхозной деревни. Они проводились в 1919 - 1927 гг. и в 1929 г. В 1920 - 1926 гг. «гнездовыми» переписями были охвачены более 600 тыс. хозяйств, в 1927 - 1929 гг. - 750 тыс. хозяйств. В большинстве губерний «гнезда» включали 3 - 5 % крестьянских хозяйств. Программы обследований состояли из следующих разделов: наличное население (в том числе данные о земледельческих занятиях); землепользование; рабочий и продуктивный скот; сельскохозяйственный и транспортный инвентарь. Непрерывная перепись одних и тех же хозяйств в течение ряда лет позволяла получить представление о тенденциях их развития и динамике этого процесса. Однако материалы «гнездовых» переписей не были представительны, и выводы, сделанные на их основе, не распространялись на более обширную территорию. Поэтому параллельно с «гнездовыми» проводились переписи крестьянских хозяйств, отобранных по принципу механической выборки. По времени проведения они получили наименование весенних и осенних опросов.
В ходе весенних и осенних опросов 1921 - 1929 гг. обследовались от 3% (1922) до 10% (1926 - 1929) крестьянских дворов. 10-процентная выборка при равномерном охвате всей территории обеспечивала представительность собранных данных в масштабах губерний и областей.
Весенние опросы имели целью сбор сведений о состоянии крестьянского хозяйства к моменту окончания весеннего сева. Эти данные были необходимы для определения размеров сельскохозяйственного производства в текущем году, прежде всего валового сбора хлебов. Программа опроса включала следующие пункты: численность населения и работников в хозяйстве (отдельно мужчины, женщины, с выделением отсутствующих более месяца); число наемных сельскохозяйственных рабочих (годовых и сроковых); полевые посевы под урожай текущего года по отдельным культурам (в том числе на арендованной земле); размер гибели озимых и их пересеве яровыми; о приусадебных и огородных посевах (всего и с разбивкой по культурам); поголовье скота (по видам и возрастным группам); количество взрослой птицы (по видам); количество сельскохозяйственного инвентаря (по видам); способы обработки земли весной.
Сведения об урожайности продукции земледелия и продуктивности скота, необходимые для исчисления валовых сборов хлебок и продукции животноводства, собирались в ходе осенних опросов. Программа осеннего похозяйственного обследования предусматривала детальное выяснение размеров урожая хлебов и других полевых культур. По каждой культуре следовало указать: площадь посева, с которой собран урожай (в десятинах), сколько намолочено хлеба (снопов, возов, телег), сколько после обмолота получено зерна и соломы, а также дать качественную оценку собранного урожая (по пятибалльной шкале - «хороший», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «плохой»).
Опрос каждого главы хозяйства проводился силами волостных статистиков с привлечением работников волисполкомов, учителей, добровольных корреспондентов (главным образом из крестьян). Вопросы задавались устно и записывались со слов опрашиваемого. Опасаясь повышения налогообложения, крестьяне стремились занизить сведения о величине посева, количестве скота, урожайности. Поэтому данные опросов необходимо было сверять с материалами других статистических обследований. В результате коллективизации отпала необходимость в получении сведений о производственных возможностях каждого крестьянского хозяйства. С 30-х гг. XX в. в сельском хозяйстве основной формой статистического учета становится анализ годовых отчетов колхозов, совхозов и машинотракторных станций (МТС).
Второй период характеризуется унификацией способов сбора данных органами государственной статистики. С начала 30-х гг. XX в. основным источником статистической информации становятся годовые отчеты, составлявшиеся по стандартным формам в делопроизводстве предприятий, учреждений и организаций. На основе отчетов разрабатывались статистические данные в масштабе отраслей и регионов. Переписи (за исключением специальных — например, промышленного оборудования) сохранили значение основного способа сбора статистических данных о народонаселении.
Соединение в годовом отчете данных статистического учета и (бухгалтерской отчетности предприятия делало возможной логическую и документальную проверку полноты и достоверности представленных сведений. Проверки проводились в плановом порядке местными статистическими органами и отраслевыми органами управления. Например, ЦУНХУ Госплана СССР и Народным комиссариатом земледелия была разработана «Инструкция к составлению годового отчета в колхозах за 1935 г.». Подготовленный правлением колхоза по утвержденной СНК СССР форме такой отчет докладывался общему собранию колхозников и утверждался не менее чем двумя третями от состава членов коллектива. Затем за подписью председателя правления, председателя ревизионной комиссии и счетовода колхоза документ представлялся в двух экземплярах: в районный земельный отдел (колхозами, которые не обслуживались МТС) и в МТС (колхозами, которые ими обслуживались). Годовые отчеты колхозов проверялись логически, т.е. методом сопоставления показателей в разных таблицах, поскольку в правильно составленных отчетах показатели, характеризующие итоги хозяйственного года, должны были согласовываться друг с другом.
В послевоенные годы в связи с укрупнением колхозов общее их количество уменьшилось, и документальная проверка годовых ответов стала приобретать все большее значение. Проверка могла производиться районными и другими органами сельского хозяйства и статистики, которым был подотчетен колхоз как на основе имевшихся у этих органов документов, так и непосредственно на месте, по документации материального и бухгалтерского учета в делопроизводстве хозяйства. В помощь проверяющим ЦСУ издавало специальные «Указания по проверке достоверности данных годовых отчетов колхозов за ... год».
После проверки районными органами сельского хозяйства (а до 1958 г. - обслуживавшими колхозы МТС), годовые отчеты, признанные недоброкачественными, отсылались обратно правлению колхоза для доработки и вторичного утверждения. Доброкачественные и исправленные отчетные документы колхозов использовались для обобщения статистических данных в масштабе района. Подсчитывались: общее число колхозников в хозяйствах района, общая площадь их земельных угодий. Кроме того, делались расчеты процента колхозников, принимавших участие в работе колхозов, величины денежного дохода в среднем на один колхоз. Эти разработки направлялись в вышестоящие органы управления сельским хозяйством и служили основой для составления сводных отчетов колхозов в масштабе областей, краев, автономных и союзных республик, а затем и в масштабе страны. Для органов государственной статистики годовые отчеты предприятий являются первичными материалами статистического наблюдения.
С начала 30-х гг. XX в. статистика промышленности также основывалась на данных годовых отчетов предприятий. С 1932 г. регистрационными признаками предприятия являлись наличие промфинплана (техпромфинплана) и годовая отчетность. Регистрации подлежали государственные, коммунальные и кооперативные предприятия. Первоначально статистическими органами разрабатывались годовые отчеты только крупных промышленных предприятий. Небольшие предприятия до 1964 г. учитывались на основании специальных переписей, которые только с этого времени были заменены текущим учетом и годовой отчетностью. В середине 70-х гг. XX в. в СССР насчитывалось примерно 50 тыс. крупных и более 150 тыс. небольших предприятий.
Характер и масштабы деятельности промышленных предприятий, особенно крупных, требовали делопроизводства более значительного по объему и более сложного по составу документов. В 70-е гг. XX в. по данным Госстандарта СССР только на одном предприятии обрабатывалось от 1,5 до 5 млн. управленческих документов, более половины которых составляла счетная (бухгалтерская) и отчетная документация. Годовой отчет предприятия содержал статистические данные по основным показателям производственной и финансовой деятельности: объему промышленной продукции, ее качеству, себестоимости, производительности труда, стоимости основных производственных фондов, важнейшим статьям бухгалтерского баланса. В основе этих данных лежали сведения материалов делопроизводства предприятия.
Годовые отчеты предприятий в соответствии с ведомственной Подчиненностью последних направлялись в отраслевые управления и министерства, а также в финансовые и статистические органы. Данные отчетов разрабатывались ими как первичные материалы для составления статистических сводок по регионам, отраслям, по всей промышленности и по всему народному хозяйству страны в целом.
Вплоть до начала 90-х гг. XX в. данные отчетов государственных, оперативных, общественных предприятий, учреждений и организаций составляли информационную основу системы статистики СССР. Высокая степень сохранности годовых отчетов как документов, подлежащих постоянному хранению в архивах, благоприятствует их использованию в качестве исторического источника. В РФ не сформировалось принципиально новой системы статистики по сравнению с советским периодом отечественной истории. Основу государственной статистики по-прежнему составляют отчеты предприятий, учреждений и организаций. Статистический учет в частновладельческих предприятиях (как образованных на базе государственных, так и вновь созданных) ведется в рамках их делопроизводства, впитавшего отечественные традиции в этой сфере.
Новым направлением публичной статистики в условиях идейного плюрализма и многопартийности стало изучение политических предпочтений граждан. Это направление развивается в форме исследований результатов референдумов, выборных кампаний и опросов общественного мнения.
Так, накануне выборов в Государственную думу в декабре 1999 г. восемь общероссийских центров социологических исследований опубликовали результаты опросов избирателей с прогнозом итогов выборов. На вопрос о том, как распределятся голоса избирателей, поданные за тех или иных кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, социологи Агентства региональных политических исследований (АРПИ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), Независимого исследовательского центра РОМИР, Фонда «Общественное мнение», Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) и Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦСИ МГУ) дали разные прогнозы. Все прогнозы объединяет то, что ни один из авторитетных исследовательских центров не сумел предсказать результат голосования в пользу межрегионального движения «Единство» — свыше 23 %. Даже ЦИПКР и ЦСИ МГУ, данные которых (18 %) оказались ближе всего к цифрам официальных итогов выборов, ошиблись более чем на 5 %. ИСПИ РАН, точнее других указавший результат голосования в пользу КПРФ (24%), утверждал, что «Единство» поддержат только 6 % избирателей. На второе место (19%) социологи ИСПИ РАН ставили избирательный блок «Отечество - Вся Россия» (ОВР), на третье (14 %) - блок «Яблоко». Согласно официальным итогам, первый набрал чуть больше 13 % голосов, второй - менее 6 %. Наиболее точно (12%) результат ОВР предсказали социологи АРПИ и РН И Си Н П. Официальный итог голосования - 8,6 % за «Союз правых сил» - не угадал никто. Наиболее близкий к официальным результатам прогноз (7 %) дали ИСПИ РАН, РОМИР и Фонд «Общественное мнение». Показательно, что указанный прогноз регистрировал максимум предпочтений, которые респонденты восьми общероссийских исследовательских центров накануне выборов отдавали этому политическому объединению.
Очевидные расхождения результатов выборов, официально утвержденных Центральной избирательной комиссией, и прогнозов социологов делают необходимой проверку тех и других данных по первичным материалам.
В настоящее время большая часть материалов статистики Российской Федерации в силу различных причин (прежде всего вследствие ограниченного доступа к ним исследователей) еще не может быть использована в качестве исторических источников. Опубликованные данные статистических разработок результатов референдумов, выборных кампаний, опросов общественного мнения неполны и несут на себе печать политических предпочтений их создателей.