Методика расчета основных частей автосцепного устройства на прочность
В автосцепном устройстве грузового 4-х осного вагона применяется поглощающий аппарат Ш-2-В.
Расчет полощающего аппарата сводится к расчету по энергоемкости, т. е. величины кинематической энергии удара, воспринимаемой при ударном сжатии.
Энергоемкость поглощающего аппарата грузового вагона:
, где
- вес вагона брутто
V – расчетная скорость вагонов при соударении
Такую энергоемкость может осуществить поглощающий аппарат Ш-2-В, который имеет увеличенную высоту пружин за счет отсутствия нажимной шайбы и более высокую стабильность действия.
Корпус автосцепки изготовлен из низколегированной стали марки 20ГЛ, имеющей характеристики:
- временное сопротивление разрыву ;
- предел текучести ;
- относительное удлинение ;
Разрушение корпусов, отлитых из этой стали, происходит при усилии 4МН, если продольные силы совмещены.
Точный расчет головной части затруднен сложной конфигурацией, а также изменением величины, степени динамичности и точек приложения расчетных усилий в эксплуатации в связи с относительными перемещениями автосцепок, износами поверхности их контура, переменной величиной коэффициентов трения.
Меньше трудностей возникает при расчете хвостовика корпуса.
Смещение осей в вертикальном направлении допускается не более 50 мм, а в горизонтальном – не более 175 мм. Произведем расчет корпуса по сечению I-I. Наибольшее напряжение в этом сечении от профильных сил при максимальном вертикальном смещении не должно превосходить предела текучести выбранного материала.
Напряжения в сечении I-I:
, где
N - продольное усилие , N=2,5 МН
Г – площадь поперечного сечения I-I
W – момент сопротивления
M – изгибающий момент
, где
E – ексцентриситет, E = 50 mm.
Найдем напряжения в сечении I-I.
Рассчитанный хвостовик автосцепки удовлетворяет условию прочности.
Тяговый хомут автосцепки СА-3 рассчитан на установку в нем поглощающих аппаратов с габаритными размерами 563-318-230.
Тяговый хомут отлит из стали 20 ГФЛ со временным сопротивлением 540 МПа, пределом текучести 390 МПа, относительным удлинением 18%. Сталь нормализуют.
Напряжения в тяговом хомуте в наиболее опасном сечении I-I с приложением продольной силы N=2,5МН не должны превышать .
Рассчитаем напряжения в сечении I-I.
, где
N – продольная сила, N=2,5 МН
Г – площадь поперечного сечения
Тяговый хомут удовлетворяет данному условию прочности.
При модернизации вагона нужно учитывать:
- снижение затрат на модернизацию,
- улучшение технико-экономических параметров,
Хоппер был спроектирован с глубокой модернизацией кузова. В отличии от своего вагона прототипа 19-Х051, кузов спроектированного вагона имеет «каплевидную» форму, которая лучше реагирует и переносит нагрузки. Это улучшение позволило снизить общий вес вагона, что положительно сказалось технико-экономических параметрах по сравнению с прототипом: уменьшился технический коэффициент тары и увеличилась грузоподъёмность (см. таблицу).