Данные смежных дисциплин (археологические, лингвистические и фольклорные источники)
Итоги исследовательской работы, собрания материалов и результаты исследований ряда смежных с этнографией научных дисциплин, являются в ряде случаев важным источником для решения многих видов задач этнографического исследования.
Так, для изучения проблем этногенеза и этнической истории, особенно в условиях отсутствия или недостатка письменных источников, важным подспорьем являются археологические источники – и первичный материал, и результаты аналитических исследований по археологии. Археологические материалы и модели, создаваемые в археологии, могут служить источником информации о происхождении того или иного народа, этнических компонентах, принявших участие в его сложении, о контактах с другими культурами и этническими группами, его миграциях. Кроме того, археологические материалы служат важным источником для исследования истории материальной, социальной и духовной культуры этнических групп и культурных ареалов в прошлом. При использовании археологических материалов и итоговых исследовательских моделей археологов этнографу важно помнить о специфике археологического источника. Выявляемые археологами археологические культуры нельзя однозначно интерпретировать как этнические ареалы. Фрагментарность археологических источников затрудняет адекватную реконструкцию на их основе параметров существовавшей прежде "живой" этнической общности. Поэтому археологические источники в этнографическом исследовании нужно использовать с применением всего арсенала источниковедческой критики и в сопоставлении с источниками других категорий. Возникшая на стыке археологии и этнографии субдисциплина этноархеология стремится связать археологические и полевые этнографические источники в единой непротиворечивой реконструкции исторического прошлого того или иного этнокультурного ареала.
Очень важен для этнографа при решении всего разнообразия этнографических задач лингвистический материал (данные языкознания). Язык и культура неразрывны, язык опосредует все виды человеческой культурной деятельности и соответственно в различных подсистемах языка отражаются явления и структуры этнокультурной реальности. Лингвистика дает, в частности, ценнейший материал для решения вопросов этногенеза и этнической истории. При умелой интерпретации язык в "спрессованном" виде доносит информацию о возможной прародине этнической группы, ее генеалогическом родстве, этапах этнической истории, миграциях и контактах с иными этноязыковыми ареалами. При этом важны все подсистемы языка – фонетика, морфемика, лексика, синтактика. Лингвистика разработала особые методы реконструкции истории языков, их выделения (дивергенции) из прежде единого праязыка (в частности, методы глоттохронологии). Эти материалы и выводы из них могут много дать этнографу для определения места, времени и обстоятельств выделения тех или иных этнических групп из некогда единого этнического ареала.
Для этнографов очень важны диалектологические материалы и разработки лингвистов (картотеки, словари, карты, семантические и этимологические реконструкции). В частности, ареалы диалектной лексики, реконструируемые диалектологами, дают этнографу важный сопоставительный материал для изучения этнографических групп в составе этносов и в рамках историко-культурных ареалов.
Лексический материал является важнейшим источником при изучении этнического менталитета – способов классификации и интерпретации этнической группой различных явлений природного и социального мира: домашних и диких животных, растений, минералов, водных течений, ветров, цветовой гаммы, социальных и этнокультурных групп людей.
Особая категория источников этнографии – фольклорные, которые преимущественно изучает и интерпретирует фольклористика как одна их отраслей филологии. Впрочем, следует иметь в виду, что фольклор как устное народное творчество во всех его проявлениях является также и объектом изучения этнографии. Полевое этнографическое исследование, как правило, предполагает фиксацию и фольклорного материала. Однако этнографию интересует скорее прагматика фольклора, его функции. Этнограф изучает фольклор в конкретном социокультурном контексте, как часть тех хозяйственных, бытовых и обрядовых ситуаций, в которые вплетены те и или иные фольклорные формы.
Однако и результаты изучения фольклористикой фольклорных жанров, так сказать, "изнутри", как текстов с их внутренними закономерностями, образной системой и эстетикой, являются важными для этнографического исследования. Разные подсистемы фольклорных произведений дают, в частности, дополнительный материал для решения вопросов этногенеза, этнической истории, межэтнических контактов. Фольклорные тексты помогают в реконструкции обрядовой и ритуальной сторон культуры, религиозных представлений, верований и в целом – этнической картины мира того или иного народа или этнолокальной группы. Как вспомогательный источник фольклор может использоваться для изучения материальной и социальной культуры.
При использовании фольклорных источников надо иметь в виду специфику художественного отражения действительности, каковым и является фольклор. Не следует, в частности, ожидать от фольклорных источников однозначной хронологической и территориальной привязки той или иной реалии, о которой повествует произведение. Фольклор, в известном смысле, "спрессовывает" в своих слоях разновременной этнокультурный опыт многих поколений. Значительное количество фольклорных сюжетов и целых жанров очень подвижно, легко заимствуются одной этнической группой от другой, переходят из одного ареала в другой. Этнографу не следует ждать от фольклорного материала того, что он дать в принципе не может, и научиться извлекать и правильно интерпретировать ту богатую этнокультурную информацию, которую содержат те или иные жанры и произведения фольклора.