Характеристика «объективных» методик. Психометрические тесты
«Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе показателей успешности (результативности) и способа (или особенностей) выполнения деятельности. Этот подход представлен, в основном, многочисленными тестами интеллекта, тестами общих и специальных способностей, тестами достижений и ситуативными тестами.
Основным диагностическим показателем в этих тестах является объективный результат или успешность выполнения предлагаемого задания — решил или не решил, сколько и каким способом решил.
Методика Объективная – методики, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора. Примером могут быть тесты , включающие анализ физиологических или рефлективных показателей или же практических результатов деятельности испытуемого, где субъективизм оценок сведен к минимуму. Преимущество таких методик состоит в том, что они позволяют избежать субъективности и потому достаточно надежны. Однако их валидность , однозначность и точность не всегда достаточны, так как объективные показатели своими изменениями не всегда отражают те психологические свойства, для оценивания коих предназначены. К тому же они связаны не только с психологическими процессами, но и с текущим физическим состоянием организма , а потому не вполне однозначны. Наконец, для них трудно разработать тонкую шкалу измерительную, позволяющую выявить различные степени проявления диагностируемого качества и их оценивать. Так что они не являются точным мерилом отражаемого в них свойства. Например, тест рисуночный для суждения об отношении ребенка к членам семьи может отражать сложившиеся в семье отношения, но сверх того он отражает рисовальные способности ребенка, его желание -нежелание рисовать, стремление понравиться диагносту, текущее настроение и пр.
Объективные тесты - методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач . Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:
I. Тесты личности (особенности интеллекта):
тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);
прогрессивные матрицы Дж. Равена;
II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):
шкала измерения интеллекта Д. Векслера;
тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);
шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);
Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.
Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики[источник не указан 94 дня]. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR.
Психометрическое Тестирование Измерение психологических факторов личности. Может применяться почти в любой области, но самыми распространенными являются тесты на умственное развитие , черты личности и прикладные способности (см. статьи Тесты на умственные способности и Личностный опросник ). История психометрического тестирования начинается в середине XIX века, когда были созданы первые тесты для определения умственного развития. Использование этих тестов подверглось особенно острой критике в 1960-х годах, когда утверждалось, что их результаты служили основой для дискриминации по профессиональным признакам и при поступлении в учебные заведения. Это само по себе не представляло большой проблемы, но утверждалось, что результаты тестов являются питательной средой для расизма . В последние годы произошло бурное развитие психометрических методов, особенно в области психологического консультирования, выборочных процедур и клинической диагностики. Чтобы тест был пригоден для использования, он должен обладать высокой валидностью , т. е. давать четкое указание на вероятную реакцию человека в той или иной ситуации. Одна из основных проблем, связанных с психометрическими тестами (особенно с теми, которые используются при выборочных процедурах) заключается в том, что люди могут обманывать или, по крайней мере, давать экспериментатору искаженное представление о самих себе. Многие тесты имеют встроенную «шкалу лжи», учитывающую эту особенность. К примеру, если респондент пытается создать сугубо положительное представление о себе (скажем, утверждает, что он никогда не лжет или не сердится), то есть основания усомниться в его честности при ответах на остальные вопросы.
Большинство психометрических тестов реализует нормативно-ориентированный подход (НОРТ). Это означает, что интерпретируются в соответствии со статистическими нормами, а тестовые задания отобраны таким образом, то с каждым из них справляется около половины испытуемых. Нормативно-ориентированные тесты применяют в ситуации выбора лучших из широкого числа кандидатов, а также в ситуации, когда по тесту нужно сформулировать долгосрочный и универсальный (пригодный для разных ситуаций) прогноз.