Основные методы наземного обслуживания вылетающих пассажиров
В настоящее время в АП применяется 3 основных метода обслуживания вылетающих пассажиров с большим разнообразием технологических схем.
Схемы обслуживания выбираются в зависимости от:
· Протяженности воздушных трасс
· Характеристики багажного потока
· Типов обслуживаемых ВС
· Доли транзитных и трансферных пасс. И др. особенностей.
1) Основной централизованный метод предусматривает обслуживание в операционном зале аэровокзала. Ведется ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа, взвешивается багаж каждого пассажира. Принимается плата за перевозку сверхнормативного багажа и выдается багажная квитанция.
Учет сведений о пассажирах и багажных перевозках осуществляется по каждому пассажиру в целом на рейс и по пунктам посадок. Метод характерен для воздушных линий значительной протяженности.
Регистрация как правило начинается за 1.5 часа и заканчивается за 30-40 мин. До вылета.Средняя производительность стойки регистрации 60-80 пас\час.
Метод имеет три технологические схемы.
· Централизованная порейсовая схема предусматривает регистрацию пассажиров в центр. Зале, где каждая стойка закреплена за отдельным рейсом.
· Централизованная свободная схема – предусматривает регистрацию в центральном зале у любой стойки
· Централизованная смешанная схема предусматривает работу основной части стоек по свободной схеме, а части по порейсовой. Порейсовые стойки начинают работать за 15-20 мин до окончания регистрации.
2) Упрощенный децентрализованный метод – обслуживание в модулях или накопителях, на аван-перроне либо непосредственно у трапа самолета. Ведомость регистрации пасс не ведется. У пасс проверяется билет, из него изымается контрольный талон, вручается пасс посадочный талон. Определяется общий вес багажа. Багаж каждого пасс не взвешивается. Метод применяется для ВЛ средней и малой протяженности для прямых рейсов. Регистрация начинается за 30-40 минут и заканчивается за 5 мин до вылета, т.к. операции с багажом значительно упрощаются.
Ср. производительность 1й стойки регистрации 180-220 пас\час
+ Сокращение времени наземного обслуживания
- отсутствие комфорта
Технологические схемы децентрализованного метода
· Децентрализованная модульная схема – регистрация в одном из децентрализованных залов обслуживания, оборудованном стойками регистрации и местами ожидания посадки
· Децентрализованная модульная схема с индивидуальным подъездом к стоянке самолета
· Упрощенная схема с обслуживанием на аван-перроне. Применяется в основном на деловых и курортных линиях сезонного использования.
3) Аэробусный метод – применяется при значительном и устойчивом пассажиропотоке на линиях с высокой частотой движения самолетов без промежуточных посадок.
Билеты приобретаются пассажирами в аэровокзале перед вылетом или у бортпроводника на ВС. Регистрация пасс происходит в зале обслуживания с комплектованием багажа в контейнеры или непосредственно в самолете с расстановкой багажа в спец багажниках. Багаж может доставляться к ВС пассажирами.
12.Организация обслуживания прилетевших пассажиров в аэропорту.
Общая схема обслуживания:
1) Диспетчер СОПП, получив от ПДСА сведения о прилетевшем самолете передает эту инфу работникам СОПП для организации встречи и обслуживания самолета(№рейса, борта..):
· Дежурным по встрече и посадке
· Диспетчеру по трансферу
· Диспетчеру по загрузке и центровке
· Старшему группы перронной механизации
· Приемосдатчикам багажа
· Диспетчеру почтово—грузовой службы и др.
2) Старший группы перронной механизации и старший группы встречи и посадки выделяют работников для разгрузки самолета. К моменту заруливания самолета на стоянку на ней должен находиться трап, автобус или автопоезд, а также средства механизации для выгрузки и транспортировки багажа.
3) Высадка пассажиров
Если пассажировместимость>100 чел, то необходимо 2 трапа
Нормы на выход пассажиров из самолета ЯК-42(120ч) – 8 мин.
4) Пассажиры в сопровождении дежурного по встрече и посадке доставляются в АВК и проходят в помещение для выдачи багажа. Нормы на доставку пасс як-42 к АВК – 4 мин.
5) Выгрузка из ВС багажа, контейнеров, доставка их в помещение для выдачи, разгрузка транспортных средств, раскомплектование контейнеров. Передача багажа в зону выдачи, выдача багажа.
Приемосдатчик принимает багаж от бортпроводника по количеству мест согласно багажной ведомости.
Нормы на выгрузку 4х контейнеров як-42 – 5минут
6) В момент прибытия багажа приемосдатчик выводит инфу о месте выдачи багажа прибывшего рейса на табло.
7) Пассажиры, опознав свой багаж, берут его с раздаточной установки. Правильность выдачи контролирует приемосдатчик багажа.
Норма для выдачи багажа як-42 – 6минут
8) Подведение итогов выдачи багажа. Нормы на як-42 – 3 минуты.
Общее время от момента прибытия як-42 на стоянку до окончания подведения итогов – 25 минут.
13.Особенности воздушной перевозки различных категорий грузов и почты
Груз – имущество, перевозимое или принятое к перевозке на ВС за исключением багажа и почты.
Несопровождаемый багаж, оформленный авиагрузовой накладной, также считается грузом.
Авиагрузовая накладная (АН) – документ, оформляемый грузоотправителем, подтверждающий контракт между ним и перевозчиком (или перевозчиками) на перевозку груза по маршрутам перевозчика.
Грузовая отправка – одно или несколько мест груза, которые одновременно приняты перевозчиком от 1 отправителя, следуют по одной АН в адрес 1 получателя.
Грузовая партия – груз, принятый к перевозке от 1 отправителя в адрес 1 или нескольких получателей по нескольким АН.
Грузоотправитель – лицо, данные которого вносятся в АН как стороны, имеющей договор с перевозчиком (или перевозчиками) на перевозку груза.
Грузополучатель – лицо, данные которого вносятся в АН как стороны, которой перевозчик должен доставить груз.
Почта – совокупность почтовых отправлений и закрытых почтовых вещей.
Основные категории и правила перевозки авиационных грузов:
1. Генеральный – это груз, не обладающий специфическими свойствами, с такими габарито-весовыми характеристиками грузовых мест (ГМ), которые обеспечивают свободную погрузку и выгрузку, размещение и крепление в багажно-грузовых отсеках ВС, и не требующий особых условий транспортировки и хранения.
2. Тяжеловесный – груз с массой 1-го ГМ превышающей установленные нормы для конкретного ВС. Для большинства рос. самолетов это 80кг.
3. Легковесный (объемный) – груз, объем которого превышает 6м3/1т веса Брутто (вес 1м3 < 167кг). При перевозке легковесных грузов плата рассчитывается на основе V груза, а не веса.
4. Крупногабаритный – с ГМ-и, сумма 3-х измерений которых превышает 3м.
5. Режимный – груз, требующий соблюдения определенного температурного режима во время перевозки и хранения.
6. Специальный (особый) – груз, который обладает какими-либо специфическими свойствами. Подразделяется на след. категории:
А)Ценный – груз, который имеет объявленную стоимость для перевозки > 1000$ США за 1 кг, а также изделия из золота, серебра, ювелирные изделия, драгоценности или полудрагоценные камни, валюта, ценные бумаги и пр.
Принимается к перевозке:
· Со спец. разрешением перевозчика,
· При условии, что он застрахован,
· При наличии прочной упаковки,
· Должен состоять из min количества отдельных мест,
· Грузоотправитель должен предоставить:
- при международных пер-ках (таможенную декларацию; экспортную лицензию, разрешающую вывоз груза из страны, спецификацию),
- при внутренних перевозках (спецификацию).
Б)Опасный – груз и вещества, которые при перевозке, выгрузке или хранении могут явиться причиной взрыва, пожара, повреждения или порчи ВС и его оборудования, зданий и сооружений, грузов и багажа, находящихся в АП или на борту ВС, а также увечий, отравлений, облучения людей и животных.
Принимается к перевозке только при наличии подтвержденного бронирования на весь маршрут перевозки, а также необходимой упаковки и маркировки с нанесенными знаками опасности.
В)Живые животные – принимаются к перевозке:
· При соблюдении правил живых животных ИАТА,
· При наличии бронирования на конкретный рейс,
· Если грузоотправитель предоставил все документы, необходимые для перевозки животных, требуемые гос. органами,
· Если грузоотправитель предоставил указания для ухода за животными
· Если грузоотправитель обеспечил ясную и точную маркировку каждого грузового места,
· Если грузоотправитель информировал грузополучателя о точном времени прибытия груза.
Г)Скоропортящиеся – груз, который в обычных условиях легко подвергается порче и поэтому требует соблюдения особых условий, сроков хранения и транспортировки.
Принимается к перевозке:
· Если есть гарантия, что они будут доставлены в хорошем состоянии,
· По предъявлении грузоотправителем сертификата качества груза,
· При наличии инструкций отправителя,
· Если упаковка соответствует характеру груза и условиям перевозки.
Г)Несопровождаемый – принимается к перевозке, если пассажир оформил и сдал для перевозки свой багаж до указанной в авиабилете даты отлета; предъявил список вещей в багаже; заполнил все документы, необходимые для регистрации или таможенного контроля.
Д)Человеческие останки.
14.Классификация грузовых авиатарифов.
Грузовые тарифы на МВЛ делятся на 3 вида:
· Основные
· Классовые
· Специальные
Основные – стандартные тарифы, установленные для оплаты провоза 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Наиболее распространены при перевозке всех видов груза, за исключением случаев, когда применяются льготные специальные или классовые тарифы.
Подразделяются на:
- нормальные – являются базовыми для определения скидок или доплат при образовании классовых, количественных и спец. тарифов («+» - простота использования),
- количественные – предназначены для создания преимуществ большим отправкам. предусматривают скидки по дополнительным весовым категориям. Например, для весовой категории 45 кг скидка от нормал.тарифа в размере 25%.Число весовых категорий различно в различных зонах перевозки(для Европы 1 весовая категория - 45 кг; на маршрутах в Сев.Америку вес.категории -100, 300 и 500 кг, по которым предоставляются скидки в размере 50,60, 70% соответственно от нормал.тарифа).
- min сбор – это min плата за отправку груза, взимаемая за 1 отправку в том случае, если плата за перевозку по норм. грузовому тарифу окажется ниже min сбора.Уровень мин.сбора различен на различн.маршрутах. Как правило, он равен стоимости перевозки по норм.тарифу груза весом 5 кг. В тарифных справочниках обозначается буквой «М».
Классовые – используются для грузов определенного класса, требующих особых условий перевозки. Исчисляются на основе нормал.сквозного тарифа до 45 кг, который умножается на соответ.процент.надбавку.Процент.надбавка зависит от класса груза и зоны перевозки и составляет от 150 до 300% от нормал.груз.тарифа до 45 кг.
Специальные (корейты) – льготные грузовые тарифы со скидкой. Применяются для перевозки определенных категорий грузов от/до определенных пунктов только в 1 направлении. Публикуются вместе с основными грузовыми тарифами в справочнике АСТ, имеют кодовые цифровые обозначения, определяющие характер груза. Кодовое номер состоит из 4-х значного числа рядом с наименованием груза(4499-машины и запчасти,0007-овощи и фрукты).Скидки, предусматриваемые корейтом различны в зависимости от зоны применения(в Европе от 40 до 70% от нормал.тарифа до 45 кг, при северо-атлант.перевозках-до 90%).
15. Документация, используемая при перевозках грузов воздушным транспортом.
1. Заявка грузоотправителя – документ, заполняемый грузоотправителем, служащий основанием для предварительного бронирования и оплаты авиаперевозки груза.
Заявка включает:
1) - наименование груза,
- число мест,
- общий вес,
- объем,
2) – размеры каждого места,
3) – маршрут,
- рейс,
- дату отправления,
4) – наименование и номер документа, гарантирующего оплату перевозки,
5) – особые свойства груза, требующие специальных условий или мер предосторожности.
2. Авиагрузовая накладная – это документ, удостоверяющий заключение договора возд. перевозки груза между авиакомпанией (перевозчиком) и отправителем.
Она содержит:
- реквизиты грузоотправителя и грузополучателя,
- реквизиты перевозчика или его агента, выдавшего грузовую накладную,
- № рейса отправления, маршрут, даты отправления и прибытия груза,
- инфо о перевозимом грузе,
- инфо об оплате груза,
- подписи грузоотправителя или его агента, перевозчика или его агента, грузополучателя и др. инфо.
3. Грузовой манифест – оформляется для каждой АН, используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе.
Содержит:
- название перевозчика,
- № ВС,
- № и дату рейса,
- пункты отправления и назначения,
- № АН
- количество мест, массу и наименование груза.