Главная задача статистики заключается в выявлении этих закономерностей на основе анализа случайных событий

Занятие 1. Предмет, метод и задачи статистики.

Содержание занятия:

1. История статистики. Значение статистики.

2. Предмет и задачи статистики.

3. Основные статистические понятия.

4. Особенности статистической методологии.

1. В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Понятие любого управленческого решения требует предварительного анализа имеющейся ситуации, основывается на просчете вариантов развития, сравнении этих вариантов, оценке точности прогнозов, вероятности ошибок. Методическую базу для решения этих вопросов представляет статистика.

Термин «статистика» происходит от латинского слова «status» - определенное состояние, положение вещей и первоначально употреблялся в значении «политическое состояние». Активное его использование относится к ХUП в., когда оно понималось как «государствование», то есть совокупность различных данных о государстве: численность и движение населения, территориальное деление, административное устройство.

Наиболее ранние сведения о существовании регулярного учета численности населения в Древнем Китае и Египте относятся к ХХП в. до н.э. На Руси уже в Х-ХП вв. собирались различного рода сведения, связанные с налогообложением. При Петре 1 велся регулярный учет цен на хлеб, собирались статистические данные о городах и городском населении, внешней торговле, зарождается текущий учет населения (регистрация рождений, смертей, браков в церковных книгах).

Намного ближе к современному пониманию статистики была научная английская школа «политическая арифметика», основателями которой были У.Петти и Дж.Граунт. Петти попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны.

Что касается русских ученых, то всемирную известность получили научные труды П.П.Семенова-Тяньшанского, Ю.Э.Янсона, А.А.Кауфмана, С.Г.Струмилина, А.А.Чупрова и т.д.

Статистика находится в тесной взаимосвязи со многими науками. Фундаментальной основой статистики служат философия, социология, экономика, демография, математика и др. общественные науки.

Одну из главных ролей в статистике играет математика. Особое значение для статистики имеют теория вероятности, а также математическая статистика, элементы которой используются в задачах, связанных с изучением структуры совокупности, связи между признаками, динамики.

Также статистика связана с бухгалтерским и управленческим учетом, максимально используя его данные и имея общие документы первичного учета.

2. В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний, которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих, под статистикой понимают конкретные данные информативного характера, представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Остановимся на понятиях статистики как науки и учебной дисциплины.

Предметом статистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними. Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каж­дый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товарооборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой закономерности.

Главная задача статистики заключается в выявлении этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

К задачам статистики относятся:

1) Всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей.

2) Обобщение и прогнозирование тенденций развития различных отраслей экономики в целом;

3) Выявление имеющихся резервов для выхода из кризиса экономики;

4) Своевременное обеспечение надежной информацией государственных, хозяйственных, экономических органов и широкую общественность.

3. Под закономерностью понимают повторяемость, последовательность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Закономерности, в которых необходимость и случайность возникновения каждого отдельного явления обнаруживается как закон только во множестве проявлений, называются статистическими. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как изменение уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупности выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел — объективный закон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Под случайным событием понимается такое событие, которое при заданной совокупности условий может произойти или не произойти, но вероятность его появления определена. Случайность является формой проявления необходимости.

Объектом конкретного статистического исследования вы­ступает статистическая совокупность. Под статистической со­вокупностью понимается множество единиц изучаемого объекта объединенных одной качественной основой, но различающихся по ряду признака ( Н-р ваша группа). Таковы, например, совокупность торговых предприятий, осуществляющих рознич­ную продажу товаров, но различающихся между собой объемами товарооборот, торговыми площадями, месторасположением, организацией торговли.

Единицей статистической совокупности называют ее неделимый первичный элемент, являющийся носителем различных признаков, но по отдельным характеристикам подобный другим из этой же совокупности (каждый студент из группы).

Каждую единицу статистической совокупности можно описать рядом характерных свойств и особенностей, т.е. признаков. Н-р (каждый студент имеет характеристики возраст, семейное положение, место жительство, уровень образования и т.д.).Признак – это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности. Признаки бывают количественными, атрибутивными и альтернативными. К количественным можно отнести те признаки, которые имеют количественное выражение (Н-р прибыль, рентабельность, число работающих). Атрибутивные признаки имеют не количественное, а качественное выражение: образование, форма собственности. К альтернативным относятся признаки, которые могут принимать только два значения: пол (мужской, женский), отношение объекта к факту страхования ( застрахован, не застрахован).

Важной особенностью статистики является также то, что она изучает варьирующие признаки. Варьирующими называются признаки, которые у отдельных единиц совокупности имеют различные значения. Статистический показатель– это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени. Статистические показатели могут быть индивидуальными (н-р, прибыль предприятия составила 120 млн.руб.), итоговыми (общая прибыль по исследуемой совокупности предприятий в 2006г. равна 1430 млн.руб), аналитическими или расчетными (н-р средние или относительные величины).

Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования. Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать явление общественной жизни с разных сторон, дать ему комплексную оценку. Н-р, система показателей банков региона включает следующие основные показатели: количество банковских учреждений в регионе; среднее количество филиалов, созданных одним банком; абсолютную величину банковских активов; уровень инфляции; объем кредитных вложений и др.

4. Для исследования социально-экономических явлений статистика использует собственную методологию, т.е. систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально- экономических явлений.

Основные методы статистики:

1) Метод массового статистического наблюдения обеспечивает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

2) Метод сводки и группировки статистических данных позволяет выделять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

3) Метод обобщающих статистических показателей позволяет провести анализ статистической информации, полученной при наблюдении и сводки и группировки.

ЗАНЯТИЕ 2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.

Содержание занятия:

1.Система государственной статистики в РФ.

2. Задачи и принципы организации государственного статистического учета

3. Взаимодействие Госкомстата РФ с государственными органами и др. организациями.

1.Положение о Государственном комитете РФ по статистике (Госкомстате России) было утверждено постановлением Верховного Совета РФ № 5547-1 от 23 июля 1993г.

Данное Положение определяет Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России) как главный учетно–статистический центр страны и относит его к центральным федеральным органам государственного управления. Госкомстат осуществляет руководство общероссийской статистикой, исходя из отнесения в соответствии с Федеральным договором официального статистического учета к ведению федеральных органов государственной власти РФ.

Основные функции Госкомстата России следующие:

1) создание статистической базы, банков данных на основе отчетности, переписей, единовременных учетов, выборных, монографических и иных обследований на территории РФ, а также системы индикаторов для деятельности службы мониторинга по острым социально-экономическим вопросам;

2) обеспечение хранения и защиты статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных;

3) осуществление единой технической политики в технологии сбора, обработки и передачи статистической информации; поддержание связи с региональными, отраслевыми информационно-вычислительными системами;

4) решение проблемы создания единого информационного пространства, возможностей для расчета национального дохода и получения определенной информации от военно-промышленного комплекса и его деятельности на территории РФ для расчета макроэкономических показателей;

5) осуществление перехода к применению выборочных переписей, обследований, учетов и опросов взамен сплошных статистических наблюдений;

6) изучение социальных процессов, уровня, качества и стоимости жизни. Проведение переписи населения, социально-демографических обследований, опросов, организация статистики семейных бюджетов и разработка для этих целей методологии;

7) обеспечение публикации в печати текущих и годовых итогов социально-экономического развития РФ. Ежемесячное помещение в средствах массовой информации обзоров социально-экономического развития территорий, данных об уровне жизни населения в различных регионах;

8) организация работы по обеспечению предприятий, объединений, организаций, учреждений бланками государственной статистической отчетности, централизованной в органах государственной статистики, и инструкциями по их заполнению.

Госкомстат России возглавляет Председатель Госкомстата России. Он может входить по должности в состав Правительства РФ. Структура центрального аппарата Госкомстата России утверждается его Председателем в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда. Одновременно Председатель Госкомстата является председателем коллегии данной государственной организации, в состав которой входят руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на Госкомстат и его органы, подведомственные предприятия, организации. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Госкомстата России.

2. РОССТАТ:

1) устанавливает органам государственной статистики, предприятиям, организациям, учреждениям, подведомственным Госкомстату России, сметы расходов, лимиты финансирования работ по обработке статистической информации, соответствующие экономические нормативы;

2) образует финансовый резерв (централизованный фонд) за счет части фонда производственного и социального развития подведомственных статистических органов, предприятий, организаций, учреждений;

3) осуществляет управление государственным имуществом статистических органов, предприятий, организаций и учреждений системы Госкомстата России. Государственное имущество Госкомстата России не подлежит приватизации;

4) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке подведомственные статистические органы, предприятия, организации, учреждения, а также утверждает положения о них, их уставы;

5) организует в подведомственных учебных заведениях подготовку и повышение квалификации работников учета и статистики для народного хозяйства и системы Госкомстата России.

Госкомстат России имеет право:

1) подводить и обнародовать итоги функционирования экономики, социального развития РФ за соответствующий период, решать методологические вопросы в области статистики и учета.

2) получать государственную отчетность (в том числе составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и материалы по всем учетно-статистическим работам

3) издавать постановления и инструкции по вопросам статистики и учета, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами РФ.

4) Осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами РФ и др. решений по вопросам статистики и учета.

5) Применять в соответствии с законом РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» административные взыскания к руководителям и др. должностным лицам предприятий за непредставление отчетов и др. данных.

6) Проверять достоверность отчетности и состояние первичного учета в министерствах и ведомствах РФ и др. объединениях

7) Вносить исправления в государственную отчетность в случае выявления отчетных данных, обязывать соответствующих юридических и физических лиц отражать эти исправления в первичном и бухгалтерском учете.

8) Заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств

3. Взаимодействие Госкомстата РФ с государственными органами и др. организациями.

Федеральная служба Министерство Министерство Центральный

налоговой полиции внутренних дел финансов банк

Комитет по управлению РОССТАТ Комитет

государственным по политике цен

имуществом

Государственный Учебные

таможенный комитет заведения

Различные Средства Министерство Статистические

бюджетные массовой по налогам органы иностранных

Министерства и информации и сборам государств

ведомства

ТЕМА 2: СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.

Занятие 3. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Содержание занятия:

1. Понятие о статистическом наблюдении

2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

3. Организационные вопросы статистического наблюдения

4. Контроль материалов наблюдения

1. Процесс познания и изучения с помощью статистических методов любых явлений и объектов сводится к оценке количественных и качественных характеристик, которые позволяют измерить величину, описать их значимость, сущность и место в системе общественных отношений.

Первым этапом статистического исследования, позволяющим сформировать достоверную и полную информационную базу, является статистическое наблюдение – это научно-организованная работа по сбору статистической информации о явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение организуется по специально разработанному плану. Систематичность статистического наблюдения обеспечивается тем, что оно проводится не случайным образом, стихийно, а выполняется либо непрерывно, либо регулярно, через равные промежутки времени, причем носит массовый характер.

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие этапы:

1. Проведение мероприятий по подготовке наблюдения

2. Непосредственно сбор первичных данных

3. Контроль собранной информации

2.Первый этап включает решение программно-методологических вопросов:

1. Постановка цели и задач конкретного наблюдения

Формулирование цели наблюдения- необходимо для того, чтобы избежать сбора как излишних, так и неполных данных о социально-экономических процессах и явлениях для их изучения и последующего принятия соответствующих управленческих решений. Цель наблюдения формулируется в документах, разработанных на основании распоряжений Федеральной службы государственной статистики или местных органов власти.

2.Определение объекта наблюдения.

Объектом стат.набл. называется совокупность единиц, изучаемого явления, подлежащая статистическому изучению (предприятия, фирмы, определенные группы населения и т.д.)

3.Указание единицы наблюдения и отчетной единицы.

Единица наблюдения- это элемент объекта, которой является носителем информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования.

Отчетная единица-это то подразделение, которое предоставляет отчетность. В некоторых случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают.

4. Отбор исследуемых признаков и разработка программы наблюдения.

Программа статистического наблюдения определяется, прежде всего, целью и задачами исследования и представляет собой перечень вопросов, по которым в процессе наблюдения осуществляется сбор сведений по каждой обследуемой единице.

В целях получения единообразных ответов вопросы программы наблюдения должны формулироваться четко и доходчиво и допускать единое толкование для всех кто на них отвечает. Для этой цели полезно в вопросах давать подсказ ответов. Н-р: пол – мужской, женский; семейное положение – женат, холост.

ПРИМЕР: Провести обследование успеваемости студентов 2 курса по итогам зимней сессии. Составить программу стат.наблюдения.

Цель - выявить факторы, влияющие на успеваемость студентов.

Объект - студенты 2 курса, участвующие в зимней сессии.

Единица наблюдения - каждый студент.

Признаки и показатели:

1.Образование до поступления в техникум (училище, золотая или серебряная медаль)

2.В каком году окончил школу.

3.Стаж практической работы.

4.Кол-во пропущенных часов во время семестра.

5.Семейное положение

6.Место жительства.

Вопросы фиксируются в статистических формулярах. Статистические формуляры – это бланки отдельных форм учета и отчетности. Различают два вида формуляров: индивидуальные и списочные формуляры. Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности. В списочном формуляре содержатся данные по нескольким единицам совокупности.

3. К организационным вопросам стат.набл-я относятся:

1.Выбор места и времени проведения наблюдения.

Местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения.

Время наблюдения- это установление критического момента наблюдения и срока проведения наблюдения.

Критический момент наблюдения – это момент времени по отношению к которому относятся данные собранной информации.

ПРИМЕР : Критическим моментом при проведении Всероссийской переписи населения 2002г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002г. Если ребенок родился в 0часов10 минут 9 октября, то этот ребенок не подлежит регистрации

Сроком проведения наблюдениясчитается интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации.

2. Выбор формы, вида и способа наблюдения.

3. Выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра.

Статистические формуляры – это бланки отдельных форм учета и отчетности. Различают два вида формуляров: индивидуальные и списочные формуляры. Индивидуальный формуляр содержит сведения об одной единице совокупности. В списочном формуляре содержатся данные по нескольким единицам совокупности.

4. Выбор или разработка программного обеспечения наблюдения.

5. Оценка затрат на проведение обследования

6. Обучение кадров для проведения наблюдения

С этой целью сотрудники статистических органов проводят различного рода семинары, инструктажи.

7. Подготовительная работа с респондентами.

Им разъясняют цели и задачи обследования, его значение. Подобная работа

позволяет снизить долю незаполненных анкет, предупредить некоторые ошибки их заполнения и повысить эффективность работы счетчиков.

Получение статистических данных может осуществляться следующими способами:

4. Контроль материалов наблюдения

Важным и ответственным этапом является всесторонняя проверка и контроль сведений, собранных в результате статистического наблюдения. Полученные материалы необходимо проверить с точки зрения правильности заполнения бланков и форм, а также полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения, выявить возможные ошибки и предпринять действия по их устранению. Проверка статистических данных осуществляется в виде синтаксического, логического и арифметического контроля.

1. Важность и необходимость синтаксического контроля в настоящее время объясняется тем, что для обработки данных с помощью вычислительной техники считывания информационных бланков и ввода на машинный носитель могут быть использованы специальные технические средства, например сканеры, которые предъявляют жесткие требования к соблюдению правил заполнения формуляров. С помощью синтаксического контроля осуществляется проверка правильности заполнения структурных элементов статистической формы, полнота заполнения документа, полнота заполнения строк и т.д.

2. Логический контроль заключается в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы.

ПРИМЕР

С помощью логического корня подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

1. Фамилия, имя, отчество – Федоренко Галина Тарасовна

2. Пол – мужской

3. Возраст – 5 лет

4. Состоит ли в браке в настоящее время – да

5. Национальность – украинка

6. Родной язык – русский

7. Образование – среднее специальное

8. Место работы – ясли завода «Строймаш»

9. Занятие по этому месту работы – медицинская сестра

В ответах, на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи?

3. Арифметический контроль осуществляется на основании проверки общих и групповых цифровых итогов и их сопоставления. Главная задача этого вида контроля заключается в выявлении неверных итогов числовых показателей.

ПРИМЕР

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:

1. Всего детей в детском саду – 133

2. в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58.

3. Из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

В результате проведения какого-либо из способов контроля могут быть выявлены ошибки. В статистике различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации могут возникнуть как вследствие неправильного установления факта, так и вследствие неправильной записи. Они делятся на случайные и систематические ошибки. Случайными ошибками регистрации называют ошибки, возникающие вследствие действия случайных факторов. К ним можно отнести различного рода непреднамеренные описки.

Систематические ошибки регистрации чаще всего имеют однонаправленные искажения : они либо увеличивают, либо уменьшают статистический показатель.

Ошибки репрезентативности присущи только несплошному обследованию. Они также делятся на случайные и систематические. Случайные ошибки возникают из-за того, что обследованию подвергается не вся совокупность в целом, а только ее часть.

Систематические ошибки возникают, если при несплошном наблюдении кардинально нарушаются технологии отбора единиц из генеральной совокупности, объектов, но чаще – если в ходе обследования не удается получить информацию обо всех отобранных для наблюдения единицах, н-р вследствие отказа отвечать на вопросы анкеты и т.д.

Наши рекомендации